Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Игоря Подберезского в МХГ

Баптисты – ЗА и ПРОТИВ!

Здравствуйте, редакция «Международной христианской газеты»!
Долго думал, но все-таки решил написать отзыв на статью «Дилемма» (2005, № 8), так как и меня, подобно брату Александру, очень волнует отсутствие единства между верующими различных деноминаций в Церкви Иисуса Христа.

Церковь, в которой я несу пасторское служение, также стоит перед вопросом: как привести жизнь церкви в соответствие с Писанием? И вот к каким выводам мы пришли. Мы просто хотим называться Церковью Иисуса Христа, согласно Его словам: «...Я создам Церковь Мою...» (Матф. 16:18). Другими словами, мы хотим убрать из названия церкви: МРО (местная религиозная организация) и приставку – ЕХБ, что предлагаем сделать всем истинным христианам (ученикам Христа), так как не желаем быть в глазах окружающих людей «религией баптистов» или еще какой-нибудь (РПЦ, ХВЕ, ХВЕП, католиков...).

Данным поступком наша община заявляет всем верующим в Иисуса Христа, что есть только одна Церковь Иисуса Христа, а не разнообразие деноминаций. Мы не желаем носить ярлык, который навесило на нас государство (неверующие люди), которые во власти диавола, который, используя эти ярлыки: «православный», «католик», «лютеранин», «баптист», «пятидесятник» и т.д., умело разъединяет верующих в Иисуса Христа.

Слово Божие учит, что мы, верующие, не должны преклоняться под ярмо с неверными (2 Кор. 6:14). И мы считаем, что регистрация с приставками МРО + ЕХБ, ХВЕ(П), РПЦ и т.д. – это ярмо, которое государство заставляет надевать верующих, когда они решили зарегистрировать свою деятельность. Так, например, когда мы общиной четыре года тому назад решили зарегистрироваться как церковь, то в отделе юстиции мне прямо сказали: пока не поставлю МРО и ЕХБ, так как я миссионер Союза ЕХБ РФ, нам не дадут регистрацию. И тогда мы согласились и стали МРО ЕХБ «Святая Троица» в г. Мантурово Костромской области. Но сегодня община хочет снять это ярмо и называться просто Церковью Иисуса Христа.

Кроме того, разделения уже были в истории ранней Церкви, когда христиане разделились по учению: «Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:11-13). Апостол Павел не одобрил разделение между христианами в Коринфе. Так почему же сегодня люди, называющие себя верующими в Иисуса Христа, одобряют и поддерживают разделение на деноминации, навешивая на себя ярлыки?

Нашу общину удивляет очевидный факт, который многие верующие не хотят упорно видеть, читая Библию: апостолы распространяли пределы Церкви Иисуса Христа, создавая поместные церкви и, при этом, не стремились создать 12 деноминаций, которые были бы названы их именами.

Как служитель церкви, я вижу проблему разделения среди верующих в Иисуса Христа в том, что они цепляются за учения своей деноминации – человеческое учение (традиции, обряды, предания), а не держатся учения Иисуса Христа, что согласовывается со словами Иисуса Христа, которые он сказал фарисеям (учителям закона Божьего в Израиле): «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Марк. 7:8-9).

В заключение хочу привести один пример из моего служения. Я проводил общение в пос. Усолье, на котором присутствовали женщины – представительницы двух деноминаций: РПЦ и ХВЕП, а я был представителем ЕХБ. Общение длилось примерно полтора часа. Присутствующие были очень удивлены атмосферой, которая царила во время нашего общения. У нас не было разногласий, мы были едины. На вопрос одной из женщин: «Николай, почему мы не ломаем копья по поводу того, чья религия правильная?» – я ответил, что мы все это время пребывали в Писании (Слове Божьем), поэтому и чувствовали единство в Духе Святом. «Однако, если сейчас, мы, дорогие мои сестры, – сказал я, – станем в нашем общении руководствоваться не Словом Божьим, а традициями, преданиями, учениями наших деноминаций, то обязательно разругаемся». И все присутствующие согласились с этим.

Ваш брат во Христе, Николай ГРИНЬ, Костромская область, Россия

По просьбе редакции, письмо читателя комментирует проповедник центральной баптистской церкви Москвы, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор филологических наук Игорь ПОДБЕРЕЗСКИЙ.

Дорогой брат Николай!
Вы ставите очень важные и очень сложные вопросы. Спаситель сказал: «...Да будут все едино...» (Иоан. 17:21), но совершенно очевидно, что сегодня христиане не едины. Разделения, как Вы правильно отмечаете, были уже во времена апостолов, не изжиты они и по сей день. Это, несомненно, не то состояние, к которому Христос призывал в первосвященнической молитве, что свидетельствует о нашей греховности.

А мы должны освобождаться от греха – в том числе и греха разделений. Вместилищем греха, как и во времена земного служения Иисуса, остается сердце человека. Грех гнездится в нем, а уж потом находит прибежище вовне, в том числе и в разделении на деноминации. И, думается мне, начинать с отказа от принадлежности к определенной деноминаций – не самый верный путь. Если грех останется в сердце, он найдет себе внешнее проявление. Грех разделений ведь не только в отношениях между деноминациями – он явственно обнаруживает себя и внутри деноминаций. Посмотрите, сколько распрей и споров внутри каждой из них, в том числе среди баптистов. Уйдут ли они, если мы избавимся от «приставок»?

Я не во всем согласен с теми христианами, которые говорят, что мы нужны Господу разные, и Он любит нас разных, а разделяет нас принцип «Он любит только нас». Но не исключено, что различия в толковании веры во Христа даны нам в испытание: сумеем ли мы действительно быть братьями, сумеем ли преодолеть рознь, сумеем ли сохранить верность заповедям Христа и любить друг друга, как заповедал Спаситель: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Пока, надо сказать, это получается плохо.

В конце позапрошлого века один православный архиерей сказал: «Наши перегородки не достают до неба». Сказано удачно, эти слова очень любят повторять и сегодня. Давно замечено, что в России меткое словцо часто заменяет работу мысли, в том числе мысли богословской – афоризм у нас всегда берет верх над силлогизмом. Сейчас забыли, что тогда же архиерею возразили: «Откуда вы это знаете? Никто из ныне живущих на небесах не был. Может, как раз достают». Станет ли лучше, поднимемся ли мы духовно, если откажемся от нынешних «перегородок»? Они не на пустом месте возникли, они возникли в результате поисков, часто мучительных. Наше несовершенство разделило нас, но отказ от названий, боюсь, не прибавит нам совершенства.

Никак не могу согласиться с тем, что наши именования даны нам – как и всем другим христианам – внешними. Баптисты – это наше самоназвание, так наши предшественники назвали себя, и хотя сейчас звучат призывы отказаться от него, не думаю, что нужно следовать им. Перестав именовать себя баптистами, мы откажемся от нашей истории – а она была очень тяжелой, и мы завоевали репутацию самых стойких христиан России, о чем свидетельствует, в частности, наш великий современник А.И.Солженицын. Мы не наделяем ни нашу историю, ни традиции сакральным смыслом, но отказываться от них было бы не только неразумным, но и, пожалуй, непростительным в глазах Господа, Который вел нас через испытания.

А главное, отказавшись от именования «баптисты», признаете ли Вы допустимым крещение младенцев? почитание икон? примат папы римского? говорение на языках? принцип «спасен однажды – спасен навсегда»? Если да, то считаете ли Вы, что сохраните верность учению Господа и Слову Его, Библии? Если нет, сочтут ли Вас своим православные, католики, пятидесятники, кальвинисты? И вообще – таким образом Вы приблизитесь ко Христу или удалитесь от Него?

Да, разделения – это плохо, но предлагаемое лечение, полагаю, «паче недуга». Это очень непросто – выйти из собственной истории. Надо учитывать и то, что в России смена «юрисдикции» воспринимается куда серьезнее, чем у зарубежных евангельских христиан, которых Господь поместил в иную среду. Если мы откажемся от своего именования, но сохраним наши вероучительные принципы (а я не увидел в Вашем послании призыва отказаться от них), нас по-прежнему будут считать баптистами, как бы мы ни отнекивались. Да и надо ли?

Да, отношения между различными христианскими деноминациями прискорбны. Но тогда надо улучшать эти отношения, надо совершенствовать их. Убежден, что путь к чаемому единству лежит через духовный рост внутри своей деноминации, а не через выход из нее. Единство, о котором говорил Христос, – это единство в любви, единство в послушании Ему, но никак не объединение всевозможных вероучений, среди которых сегодня не так уж мало и еретических, хотя они и ссылаются на Спасителя. У нас есть свое понимание Христа и веры в Него, которое отличается от понимания других христиан. Чего мы достигнем, отказавшись от своего?

Вы пишете, что этим Ваша «община заявляет всем верующим в Иисуса Христа, что есть только одна Церковь Иисуса Христа, а не разнообразие деноминаций». Думается, что не стоит придавать слишком большое значение всякого рода «юридическим» акциям: откуда-то выходить, куда-то входить, менять названия. К своей вере надо относиться трепетно: бездумное смешение с верующими не так, как мы, свидетельствует, скорее, о легковесном отношении к действительно серьезным вопросам, чем о стойкой вере во Христа. Да, во всех деноминациях есть что-то общее, но есть в них и свое, особенное, чего нет у других. Мы ценим все, что роднит нас с другими христианами, но мы ценим и то, что отличает нас от них.

Если Вы отказываетесь от именования «баптисты» и объявляете себя просто христианами, то логика требует, чтобы Вы выбрали одно из двух. Первое: Вы оставляете в нашей вере только то, что есть и в других христианских вероучениях (и тогда сильно сокращаете и обедняете его). Второе: Вы, дополняете наше вероучение теми положениями, которые содержатся в иных вероучениях.

Не получится ли так, что, пойдя по предлагаемому Вами пути, мы продадим право баптистского первородства (всякая уважающая себя вера должна считать себя обладающей правом первородства) за чечевичную похлебку «внеденоминационного христианства»? И за отречение от нашего баптистского «естества» (а оно христианскому человечеству нелегко далось) не заслужим ли мы укор (в первую очередь, от Господа, но и от людей тоже) в маловерии вместо похвалы за «широту взглядов»?

Мы исповедуем принцип свободы совести, а она требует уважения к праву человека верить по-своему, в том числе не так, как мы. Но она никак не требует от нас отречения от своей веры и принятия иной. Да, есть единая Церковь Христова, полноту которой знает только Он Сам. И отменой «приставки ЕХБ» мы вряд ли войдем в нее. Попытки здесь, на земле, определить эту полноту выглядят, пожалуй, кощунственно – это прерогатива Бога. Полагаю, что принцип свободы совести куда лучше служит развитию подлинно братских, христианских отношений между последователями Иисуса различных убеждений, чем все отказы от различий между Его учениками.

Уважая религиозные убеждения других, мы, убежден, должны оставаться при своих. Мы должны возрастать духовно и стремиться к Господу. Чему баптизм никак не мешает.

Наоборот!

 

ДИЛЕММА

Здравствуйте, редакция!
Прочитал письмо читателя, опубликованное в «Христианской газете» (2005, № 8, стр. 21), и хотел бы высказать свои замечания по этому поводу.

Ещё до войны, в детстве, я посещал евангелическую церковь, так как мои родители исповедовали эту веру. Одновременно я имел возможность посещать католическую и православную церкви, которые были поблизости. Это давало мне возможность познакомиться с иными обычаями и правилами богослужения.

После войны, до переезда в Германию, получив возможность изучать Библию более досконально, мы с женой безапелляционно перешли в церковь адвентистов седьмого дня, в которой остаёмся по сей день. Мы также, как и автор опубликованной в «Христианской газете» заметки, возмущаемся наличием в христианстве различных конфессий, которые ослабляют христианство и вызывают к нему недоверие. Можно ли не осуждать христианство за две мировые войны в Европе? О какой любви к ближнему можно после этого говорить?

Причиной нашего перехода в другую церковь послужило то, что нам с ужасом открылось, что прихожане «традиционных» церквей Господу нашему в своих грехах не покаялись и не крещены. И это при том, что в Писании чётко сказано: Бог послал Иоанна Крестителя учредить во имя Иисуса Христа водное крещение, чтобы «исполнить всякую правду» (Матф. 3:15). Сам Иисус Христос был крещён Иоанном и призвал всех следовать Его примеру. Покаяние в грехах и водное крещение в зрелом возрасте – это не формальное исполнение церковного обряда, оно для того, чтобы нам на земле, через Иисуса Христа, освободиться от грехов и приобрести дух, который даётся при уверовании в Христа Спасителя.

Люди, которые уверовали в Христа, но при достижении зрелого возраста не каются нашему Господу в грехах и не принимают крещения, а от исполнения Божьих заповедей считают себя свободными, называют себя при этом последователями Иисуса Христа! Но вольно или невольно они продолжают грешить.

Немецкий журнал „Spiegel“ назвал Германию «неверующей страной» (2005, № 33) и в подтверждение привёл такие данные: в целом по ФРГ верующими считают себя 66 % населения, причём в восточных землях – только 36 %, а из числа российских немцев – 12 %. Но если считать тех, кто в действительности посещает богослужения, то цифры окажутся значительно ниже. Об этом свидетельствуют пустые церкви.

И это не случайно. Духовно-христианское воспитание жителей Германии, прежде всего – молодёжи, находится на самом низком уровне и продолжает падать. Беседуя с верующими, я убеждаюсь, что они имеют мизерное христианско-религиозное воспитание и в выборе вероисповедания, в основном, слепо следуют традициям своих родителей и прародителей.

Мы также с негодованием относимся к разобщённости христианских церквей в то время, когда существует Церковь, которую нам оставил Иисус Христос. Ещё в 1517 г. Мартин Лютер объявил свои 95 тезисов – нарушения католической церковью Священного Писания. Он надеялся, что церковь рассмотрит эти нарушения и проведёт соответствующие реформы. Вместо этого католическая церковь объявила Лютера еретиком и привлекла к суду. Реформатор мужественно защищал свои тезисы на суде в Аугсбурге, и его вынуждены были оправдать. Но у Лютера просто не хватило жизни, чтобы полностью восстановить церковные нормы, которые нам оставил Иисус Христос. А последователи Лютера вольно или невольно, но не сделали этого.

К сожалению, сегодня в христианстве появилось множество церквей со своей собственной теологией, в каждой из них допускаются те или иные отступления от Священного Писания. В этой неразберихе простые прихожане теряют доверие к христианству в целом. Это общая болезнь современного общества.

Так какая же из церквей правильная? Сегодня многие выдвигают лозунг объединения церквей под крылом римского папства. Это ложный путь, цель которого – сбить христианство с пути Божьего. Правильный ответ на вопрос даёт нам Священное Писание: «...Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4:5-6); «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10); «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17); «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26-27). Итак, именем Господа Иисуса Христа, мы все должны говорить одно и не допускать среди нас разделений.

Райнгольд ШУЛЬЦ, ФРГ