Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Игоря Подберезского в МХГ
Вызовы ХХI векаО российском протестантстве
Итоги преобразований
Со времен Владимира Соловьева мы верим, что есть замысел Бога о России. В этом замысле свое место отведено российским протестантам, без которых нашу страну представить невозможно.
Начало преобразований предвещало грандиозные перемены к лучшему. В 1993 году была принята Конституция, провозгласившая принцип свободы совести. Но, по мнению аналитиков, в том же 1993-м дело пошло на спад. Не хватило умения, не была выработана стратегия евангелизации, не было должного согласования действий с зарубежными протестантами. Видимо, не хватило и ревности, недостаточно горячо молились. Поэтому результаты оказались скромнее, чем могли бы быть.
Параллельно шел процесс отката от демократических завоеваний, что особенно ярко отразилось в принятии в 1997 г. дискриминационного закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В целом ухудшились наши отношения с православием, роль которого в России отрицать невозможно. Самыми теплыми они были во времена гонений, когда православные и протестанты вместе молились и противостояли произволу властей. Сейчас же на местах иногда доходит до отрытого противостояния, даже до науськивания паствы на протестантов при полном попустительстве, а то и подстрекательстве властей.
Можно предположить, что XXI век, по крайне мере его начало, не принесет существенных подвижек, хотя все в руках Господа. Однако у многих создается впечатление, что цивилизованное общение конфессий в России становится невозможным – достаточно указать на православно-католический диалог или на освещение в СМИ деятельности религиозных меньшинств.
К великому сожалению, демократические завоевания последних полутора десятилетий теряют ценность в глазах россиян. Между тем в XXI веке преуспевать будут только те страны, в которых свободные люди заняты свободным трудом в условиях правовой защищенности. Говорить о непригодности России для демократии и свобод – значит говорить о ее непригодности к существованию в XXI веке.
Необходимость протестантства для России
Нас, протестантов, обычно упрекают в том, что мы, якобы, новое для России явление и даже чужеродное. Однако всегда на Руси были люди, не мирившиеся с извращениями учения Христа. Сведениями о них пестрят наши летописи, а в XIX веке в России началось великое евангельское пробуждение, охватившее сотни тысяч человек. Стало быть, были в народе «встречные течения», стало быть, ждала Россия протестантства и ответила на его появление пламенем искренней веры. Это пламя горит по сей день. Наше протестантство никак не менее русское порождение, чем православие, пришедшее из Византии и внедрявшееся светской властью. В «сектанты», как называли первых протестантов России (да и сейчас нередко называют), шли лучшие народные силы, ибо протестантское вероучение отвечает запросам русской души.
Говорят, что только православие пронизало все слои русской жизни и все собой окрасило. Это не лишено оснований, но не лишено оснований и другое мнение. Лев Толстой заметил однажды, что как только русский мужик всерьез начинает интересоваться Богом, первое, что он делает – уходит из православия. Все равно куда – в штунду, в хлысты, но уходит обязательно.
Другой наш гений, Достоевский сказал, что русский народ весь в православии. Однако наша история, особенно в ХХ веке, явственно показала, что не весь. Протестанты России достойно прошли через десятилетия гонений, сохранили лучшие черты русской религиозности. В сознании нашего народа именно протестанты в те годы стали образцами стойкости веры в Иисуса Христа, что нашло отражение и в русской литературе: в «Одном дне Ивана Денисовича» носителем народной религиозности выведен Алешка-баптист.
Верующие по Евангелию никогда не составляли большинства или даже сколько-нибудь значительной части населения России. И видов на это пока мало. Некоторых это приводит в недоумение, но не следует смущаться: церковная полнота, подлинная вера не в цифрах, не в процентах, а там, где Дух Святой. Верным Ему Христос Сам сказал «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12,32).
В XXI веке важно не утратить тот моральный авторитет, который русское протестантство приобрело за годы преследований. Протестанты на своем горьком опыте познали гонения задолго до 1917-го. И не исключено, что и в XXI веке случатся рецидивы – русская история богата на сюрпризы такого рода.
Вызовы XXI века
Протестанты должны быть готовы к испытаниям, у нас будут свои тягости, неведомые зарубежным единоверцам. Отчасти соглашаясь с теми, кто считает, что для мирового протестантства одну из главных угроз будет представлять религиозный либерализм, позволительно усомниться, что он представляет такую уж серьезную опасность для протестантства российского.
Для большинства протестантов России религиозный либерализм неприемлем, они его инстинктивно отвергают. Но инстинкт – плохой помощник в делах веры, нужны еще разумные библейские основания. У нас активно ведут борьбу против светского либерализма, толика которого России вовсе не повредила бы – ни в философии, ни в экономике, ни в политике, ни в области прав человека. Тут сказывается абсурдность нашего бытия: в России, веками страдавшей от кнута и попрания личности, многие прославляют как раз кнут и беззакония.
Конечно, все не так просто. На Западе в ходе Реформации были установлены личные отношения человека с Богом. Они породили чувство ответственности перед Ним, а ответственный перед Богом человек не мог не бороться за свободу – и он боролся, и в значительной мере завоевал ее.
Итак, сначала духовное возрастание, ответственность перед Богом – и потом вытекающее из них требование свободы. В России же сначала предоставили (многие полагают – навязали) свободы и потом стали требовать ответственности. Хорошо бы XXI век принес нашей стране разумный баланс между свободой и ответственностью. Но сам собой такой баланс не придет, для этого требуются осознанные усилия всех граждан России, протестантов особенно.
Пока же слишком часто у нас проявляется безответственность, пренебрежение и Богом, и ближними. Слишком многие в нашей стране – особенно в последнее десятилетие – попирают интересы ближнего, самоутверждаются за счет принижения другого – верный признак глубокой болезни общества.
XXI век, по общему мнению, будет веком глобализации (всеобщности), которая предполагает свободное движение идей, людей, капиталов, товаров и услуг по всему земному шару. Опасения утратить идентичность в ходе глобализации родились не на пустом месте, и об этом тоже хорошо бы высказаться протестантам. Мы считали и считаем, что вера по Евангелию не наносит никакого ущерба той или иной национальной культуре – напротив, чрезвычайно обогащает ее, способствует ее расцвету.
Сложным остается вопрос о харизматической струе в евангельских церквах России. Ощущается явный голод на простые, человеческие – и, следовательно, эмоциональные проявления веры. Как говорил апостол Павел: «...со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп 2,12).
Важность проблемы осознается многими. Процитирую председателя Союза ЕХБ, брата Ю. К. Сипко: «Я замечал, как легко откликается простая аудитория на простые фразы, которые мы называем харизматическими, и повторяет с удовольствием слова: «Жив Господь! Слава Богу! Люблю Бога! Бог меня любит!» Такие простые, детские, буквально из двух-трех слов фразы, становятся проводниками истины Бога вечного в человеческую душу, замусоренную псевдознаниями... Мы проигнорировали этот «жанр», мы его назвали харизматическим... На самом же деле потерян язык разговора с молодежью» (Логос. 2000, № 3, с. 15). Но, продолжает брат Сипко, «нельзя забывать, что Писание говорит также: «Трезвитесь, бодрствуйте» (1 Петр 5, 8). Увлекаясь, человек лишается свободы слышать голос Божий и воли контролировать свои чувства. Тут надо сохранять баланс».
Все процессы, идущие сейчас в мире, сказываются, прежде всего, на молодежи. Ее принято хвалить, называть «нашим будущим» и т. д. Бесспорно, нынешняя российская молодежь проявляет интерес к Евангелию, к протестантству. Но вместе с тем явственно обнаружились и тревожные признаки. К великому сожалению, многие молодые люди слишком злобны и ксенофобны (враждебны к чужому), совершенно равнодушны к истине.
Раньше можно ссылаться на то, что мало кто слышал о Спасителе, что нет Библий т. п. В наше время в нашей стране практически все молодые люди хоть что-нибудь да слышали о Христе, у каждого есть возможность заглянуть в Библию, но далеко не на всех услышанное и прочитанное произвело ожидаемое действие. Многие отворачиваются: «Скучно, неинтересно». К великому сожалению, именно так многие воспринимают и Благую Весть, самую благую, которую когда-либо доводилось слышать человеку. «С какой стати мы будем отказываться от радостей жизни?» – говорят молодые люди, не понимая, что высшая радость – это быть с Богом.
Беда не только в равнодушии к истинам высшего порядка, беда еще и в недобросовестном отношении к вещам вполне земным. Личное преуспеяние – часто ценой нарушения общепринятых моральных норм – стало главным для многих молодых людей. Честность, добросовестность, умение держать слово, обязательность, не говоря уже об элементарной воспитанности, вовсе не представляются им чем-то достойным или необходимым. Это не сулит России ничего хорошего, молодежь все-таки должна быть идеалистична, а не излишне прагматична. Евангельским христианам есть что сказать молодежи, тянущейся к добру и истине; наше слово о Боге всегда находит отклик, пусть и не такой широкий, как нам хотелось бы.
Большой проблемой в XXI веке обещает стать вопрос о роли женщин в жизни евангельских церквей. В России речь идет не о феминизме (движение за равноправие женщин). Как справедливо заметил один православный ученый, феминизм – это проблема благополучных стран, к которым Россия пока явно не относится. И все же в нашей стране никто не может обойти вопрос о несправедливом отношении к женщинам. Они обычно несут двойную нагрузку, «тянут» работу и семью, забота о которой лежит почти целиком на них. А заботиться о семье в России очень непросто, ибо, что бы там ни говорили, общество наше (как и государство) просто не ориентировано на заботу о человеке.
Дискриминация женщин несомненна. По представительству в органах власти наша страна где-то на уровне Гвинеи: в выборных органах власти женщин всего 7%, хотя они составляют 53% населения. Заработная плата женщин у нас составляют 56% зарплаты мужчин. Но вот любопытнейший факт: в российском бизнесе, где при всех его изъянах человек всего добивается сам, 89% руководящих постов принадлежит женщинам, и Россия здесь вышла на первое место в мире, обогнав США. Тут есть чем гордиться нашим женщинам и есть чего стыдиться нашим мужчинам.
По таким вопросам, как предохранение, аборты, материнство и прочим, касающимся женщин в первую очередь, у нас высказываются, в основном мужчины, обычно с надмением: «Так это в Библии – и выполняйте без разговоров!» Как именно в Библии – об этом имеются разные мнения. А вот доброжелательности при обсуждении этого вопроса нет, преобладает командный, предписывающий тон, а женщин даже выслушать не хотят.
Сейчас в наших церквах очень многое держится на женщинах, а их роль в церковных структурах не соответствует их реальному вкладу. Замалчивать эту тему едва ли продуктивно, как непродуктивно и требовать обязательного рукоположения женщин. Но надо ответить на вопрос: как согласуется общепротестантский принцип всеобщего священства с фактическим исключением из него половины и даже более верующих, которую составляют женщины.
Протестантство и возрождение России
Практически все согласны с тем, что наша страна переживает глубокий кризис. Протестантство может сыграть важную роль в возрождении России. Иногда проскальзывает мысль: России, чтобы уцелеть, надо стать протестантской. Иные наши (и не только наши, светские тоже) авторы пишут об этом открыто. Эти авторы пытаются использовать нашу протестантскую веру для решения каких-то земных задач, стараются внушить мысль, что протестантство лучше всего подходит для преодоления кризиса, в котором оказалась страна.
Опросы показывают, что 60% населения России вполне допускают воровство как средство достижения своих целей и почти 100% не видят ничего зазорного во лжи. Это явно не «протестантская этика», с таким багажом невозможен рынок, который все-таки основывается на незыблемых моральных принципах. Без них любые преобразования обречены на неудачу.
Да, протестантство, как мы убеждены и как свидетельствует история, добилось здесь наибольших успехов, хотя, конечно, идеализировать ситуацию тоже не стоит. Но важно помнить, что вера абсолютна, а не инструментальна, она не может служить для достижения земных целей и земной успех никак не может служить мерилом истинности веры. Между прочим, недоброжелатели в России обычно упрекают нас, протестантов, в том, что мы, мол, все меряем материальным успехом и ради него отреклись от духовности. Отнюдь: на первое место мы ставим как раз духовное, которое может принести (а может и не принести) осязаемые земные плоды. Успех – еще не гарантия угодности Богу.
Хотя я готов допустить, что отсутствие успеха на протяжении сотен лет есть признак отсутствия благословения Божия. За высокую духовность Бог воздает и материальными благами, еще Достоевский писал: «Чем богаче духовно нация, тем она и материально богаче» (Ф.М. Достоевский. ПСС. Т.26. Л., 1984, с.31).
Однако большинство россиян непоколебимо верит, что богатство есть верный признак неправедности, а нищета – праведности. Первая часть этого положения для России обычно правильная – у нас всегда трудно было быть богатым и честным, хотя староверам и «сектантам» протестантского толка (таким, как молокане и духоборцы) это удавалось. Что касается второй части, то она правильна далеко не всегда.
Надо помнить, что призывы жить честно, да и сама честная жизнь могут вызывать у тех, кто живет нечестно, негативную реакцию – до ненависти включительно. Никоим образом нельзя «заманивать в протестантство» обещаниями земного благополучия. Простые протестанты старались жить по Библии, страстно искали, прежде всего, Божьего – и в награду получили земные блага. Все происходило в точном соответствии с заповедью Христа: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк 12, 29-31). Протестантам – приложилось.
Отношение к протестантам в России двойственное. С одной стороны – настороженное, иногда откровенно враждебное. Но с другой – не так уж мало людей в России говорят, что только у протестантов правильная вера, как говорил об этом Иван Денисович в повести Солженицына.
Возможно ли и нужно ли сотрудничество протестантов России
Злободневным остается вопрос о согласованных действиях российских протестантов. Не всегда доброжелательное отношение к нам светских властей и исторической церкви загоняет нас в гетто. Это ярко проявилось в невключении протестантов в недавно созданный Межрелигиозный совет. Однако без протестантов Совет и государство не могут рассчитывать на должное уважение ни внутри страны, ни вне ее. Протестанты же, возможно, выиграли, ибо в России существует какая-то роковая закономерность: как только у той или иной конфессии улучшаются отношения с властями, у нее тут же ухудшаются отношения со Всевышним и с собственными верующими.
XXI век ставит перед протестантами России трудные задачи. Хотелось бы, чтобы и мы сами, и наши единоверцы за рубежом поняли их сложность и как-то отреагировали. Все-таки нужна если не единая стратегия, то, по меньшей мере, согласование действий. Но надо сказать, что с этим у протестантов пока не очень получается. Впрочем, ни у кого не получается: у нас все переругались со всеми, недружно живут коммунисты, демократы, православные, мусульмане, буддисты и атеисты. Протестанты могли бы быть поласковее друг с другом.
Мы не должны отказываться от борьбы за утверждение достоинства личности, за ее права и свободы, к чему все громче призывают в сегодняшней России. Верующие по Евангелию обязаны говорить о том, что достоинство личности и ее свободы имеют библейские основания, ибо человек создан по образу и подобию Бога (Быт 1, 26), говорить об ответственности человека перед Богом – в том числе и за политическое устройство страны, в которой они живут.
Есть сферы деятельности, где совместные действия протестантов могут дать больший эффект. Может, стоит подумать о каком-то объединении интеллектуальных сил. Голос протестантов плохо слышен, а нам есть что сказать России. Пока неясны организационные формы межпротестантского сотрудничества. С одной стороны, существует Консультативный совет глав протестантских церквей, деятельность которого освещается недостаточно и потому остается много вопросов. С другой стороны, есть Евангелический Альянс, о деятельности которого россияне знают еще меньше. Может быть, стоит подумать об издании общепротестантской газеты или журнала.
Что ждет российских протестантов в будущем? Они трепетно готовятся к приходу Иисуса Христа, многие признаки указывают, что Он уже «близко, при дверях» (Мф 24,33). Господь в любой момент может повернуть ход нашей истории, может призвать Церковь Свою. Однако человеку не дано знать времена и сроки. И потому, готовясь к скорому приходу Христа, надо быть готовыми и к длительному, кропотливому труду на ниве Господа.
Складывается впечатление, что наступает эпоха не впечатляющих евангелизаций, но «малых дел», эпоха кропотливой работы, требующей продуманности, хотя, конечно, мы не можем исключать резкого изменения ситуации, если угодно – чуда. Но тут полезно вспомнить Мартина Лютера, говорившего, что Господь не сотворит чуда, пока есть возможность помочь делу обычными средствами.
Наша уверенность покоится на том, что была, есть и будет в России тяга к личному общению с Господом, к слову Его, к Евангелию. В протестантстве, уверены мы, наиболее полно воплощены и осуществляются заповеди Господа нашего Иисуса Христа, и на нем Его благоволение.
И, значит, протестантство никогда не прейдет в России.
Д-р, проф. И. В. ПОДБЕРЕЗСКИЙ,
Москва, Россия
Об авторе
Игорь Витальевич Подберезский, родился 10. 01. 1937 г. в г. Брянске. В 1962 г. окончил Восточный факультет МГИМО, в 1965 г. – аспирантуру МГИМО по специальности «тагальская филология». В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1984 – докторскую. Специализировался по Филиппинам, в 1970-1971 годах стажировался в Филиппинском государственном университете в Маниле. Преподавал тагальский язык в МГИМО, заведовал сектором в Институте востоковедения РАН, с 1998 г. работает в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) в должности ведущего научного сотрудника, где занимается проблемами цивилизационного и культурного развития. Автор восьми книг (в том числе «Учебника тагальского языка») и свыше ста статей по проблемам языка, культуры и литературы Филиппин, Юго-Восточной Азии и Азии в целом. Член Союза писателей, переводил преимущественно филиппинскую литературу, издал семь переводных книг. К Богу обратился в 1993 г., святое водное крещение принял 12.06.1993, член Центральной московской церкви ЕХБ. Сотрудничает в периодических изданиях ЕХБ, в 1996 г. опубликовал книгу «Быть протестантом в России». Читал курс «Религиозная ситуация в России» в Московской богословской семинарии, в Брянском библейском институте ЕХБ.
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]