Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Игоря Подберезского в МХГ
«Чужие деньги»Откровенно о важном
Есть одна деликатная тема, которой избегают многие. Это тема сотрудничества с нашими единоверцами за рубежом. Сразу можно сказать, что в целом оно является благословением, однако нельзя закрывать глаза и на некоторые трудности. Мы представляем собой особый, самостоятельный отряд мирового баптизма. Еще И.С.Проханов писал: «Мы никак не можем отрицать нашей разницы с западноевропейским протестантизмом. Наше различие с ним весьма естественно как продукт того, что мы, участники евангельского движения России, никогда не брали за образец для себя «протестантизм» Западной Европы...» У нас нет неприятия Запада, как нет и раболепия перед ним.
Считается, что сейчас в мировом баптизме насчитывается несколько семей: это американский баптизм, европейский баптизм, баптизм развивающихся стран и отдельно – русско-украинско-белорусский баптизм – со своей историей, вероучительными особенностями, со своим богопоклонением. Мировой баптизм давно признал эти наши особенности и относится к ним с должным уважением, хотя нет-нет да и встретится недопонимание нашей специфики.
Многое из того, что так занимает западных протестантов, нас пока не трогает или трогает очень мало. Однополые браки, рукоположение женщин на пасторское служение, так называемые «новые переводы Библии» и многое другое, что так волнует западных протестантов вообще и баптистов в частности, – по всем этим вопросам наше братство придерживается здорового консерватизма, и тут надо бы следовать мудрой русской пословице: не буди лихо, пока оно тихо. Нам не стоит акцентировать внимание на этих вопросах только потому, что ему уделяют большое внимание наши зарубежные единоверцы.
Надо сказать, что и с нашей стороны не всегда взвешенно подходят к вопросу сотрудничества с ними. Нет-нет да и услышишь, что от этих иностранцев пользы никакой, а вреда много. Эти упреки появляются не на пустом месте. Известно, что евангельские христиане-баптисты России в большинстве своем придерживаются арминианских взглядов и считают, что полученное спасение можно потерять. Американские же баптисты в большинстве придерживаются кальвинистских взглядов и разделяют концепцию «полного спасения»: спасен однажды – спасен навсегда! Эти взгляды трудно примирить, хотя, по мнению многих серьезных теологов, и те и другие имеют весьма солидные библейские основания. Но мне приходилось натыкаться на сентенции вроде: «У русских баптистов есть смешная теория о возможности потерять спасение». Для нас, переживших неслыханные гонения, эта теория вовсе не смешная: факты отступничества имели место, да и сейчас, к сожалению, имеют.
Сотрудничество с зарубежными единоверцами таит в себе определенную угрозу для нашего вероучения, которая осознается нашими братьями. Вот что писал ректор Одесской богословской семинарии С.В.Санников: «Наибольший риск для наших церквей представляют образовательные и издательские программы, привозимые зарубежными миссионерами. Помощь, оказываемая Западом в этих двух направлениях, через десять лет скажется изменением богословской ориентации во многих крупных церквах нашего братства» («Братский вестник», 1997, № 2-3, с.21). С этим трудно не согласиться.
Проникает к нам и либеральное богословие, отторгаемое евангельскими христианами России. В журнале «Христианское слово» (1997, № 1-2) читаем: «Открытые границы, большое количество постоянно работающих западных миссионеров создали благоприятные условия для широкого проникновения в церкви евангельских христиан-баптистов различных форм либерального богословия». Разумеется, не следует призывать к закрытию границ или к сокращению числа западных миссионеров. Но, думается, мы вправе ожидать от них уважительного отношения к особенностям нашего вероучения и богослужения, а при отсутствии такового – просто обязаны открыто говорить им об этом».
Не всегда продуктивно следование западным приемам евангелизации. Думается, что западная тяга к массовым действам не находит большого отклика в русской душе. Русский человек, при всем его прославленном коллективизме, в делах веры явно предпочитает «индивидуальную работу», ему нужно, чтобы о Боге с ним поговорили отдельно – и «по душам». Между прочим, самые преуспевающие в деле обращения (пусть и самые вредные, с нашей точки зрения) деноминации, вроде мормонов и свидетелей Иеговы, лучше «сориентировались на местности» и сделали ставку как раз на работу с отдельным человеком, а не на «стадионное действо», что и приносит им плоды обильные, но недобрые.
Миссионеры из-за рубежа, на наш взгляд, часто бывают слишком похожи на бизнесменов как по повадкам, так и по цели: как можно быстрее получить как можно больше «духовной прибыли». Россиянам с этим трудно свыкнуться, во всяком случае, российские баптисты никогда не гнались за массовостью обращений, которая очень нравится зарубежным братьям и к которой они так стремятся, – особенно если приезжает видный проповедник.
Нельзя приветствовать стремление иных западных доброхотов помочь в объединении протестантских церквей. Они затевают разные совместные мероприятия, встречи, конференции, круглые столы, симпозиумы, семинары и т.д. Цель многих из них состоит в том, чтобы убедить: главное – верить во Христа, а к какой деноминации вы принадлежите – неважно. Что вера во Христа главное – это бесспорно. Но вера должна быть здравой, основываться на Библии, которая не допускает произвольных толкований. Мы не ждем нового откровения Бога о Себе (именно его нам предлагают многочисленные лжеучители) – мы ждем осуществления уже данного нам в Священном Писании, и на том стоим.
Очень часто неформулируемая посылка состоит вот в чем: «раз и вы и мы баптисты, думать и чувствовать надо вот так» – и излагают, как именно. Но у нас «так» не получается. Некоторые западные протестанты примиряются с различиями как с досадной, но неустранимой помехой. А это не помеха, во всяком случае, не должна быть помехой. Не надо требовать от нас несвойственных нам эмоций – как и нам нельзя требовать от иностранцев, скажем, петь по-нашему.
Не всегда полезно засилье переводных книг на российском рынке духовной литературы. Оно бы и ничего – кругозор можно расширить – да только своих книг до обидного мало. Между тем есть в нашем братстве свои литературные традиции, но помощи в их развитии оказывается мало. Вот что пишет один автор: «Прилавки баптистских книжных магазинов переполнены брошюрками Джонов и Дунканов в ущерб произведениям русских протестантских авторов». Тут большую роль играет тщеславие: всякому автору лестно сказать: «Меня читают в некогда безбожной России!» А, скажем, наладить издание серии «Классика протестантского богословия» никак не удается, хотя она, несомненно, принесла бы пользу делу Божию в России вообще и евангельскому движению – в частности.
Нельзя сказать, что наши единоверцы за рубежом не осознают возникающих трудностей. У них часто появляются толковые статьи, освещающие все эти вопросы. Что, однако, не уберегает от повторения прежних ошибок. Как это бывает у нас в России: умные тексты есть, умных действий – мало.
Не все с пониманием воспринимают наши отличия в богопоклонении. На взгляд многих иностранцев, мы излишне эмоциональны – и даже слезливы. Ну и пусть – в этом Самого Христа можно обвинить. Иногда они утверждают, что наше протестантство слишком многое позаимствовало от православия. Такое влияние отрицать невозможно, хотя, может быть, тут дело все в той же русской эмоциональности, сказывающейся и на православии, и на русском протестантстве. Мы – плоть от плоти нашего народа, обращение в баптизм вовсе не требует отказа от нашей самобытности. В конце концов первые русские баптисты были русскими православными, которые решили жить по Евангелию и следовали ему не на словах, но соблюдая Божьи заповеди в реальной жизни, которые поняли, что Бог не в храме только, а везде и всегда с тобою. И эта мысль оказалась родной и близкой не только этническим русским, но и другим народам, живущим в России, и они нашли в российском баптизме свое место. Конечно, все не просто – есть и серьезные вероучительные различия между православием и баптизмом, есть исторические счеты. Но факт остается фактом: баптизм укоренился в России под воздействием внутренних потребностей, а не под давлением извне, как иногда пытаются уверить россиян.
Оставляя незыблемой библейскую основу нашего учения, мы признаем, что можно и иногда нужно вводить новое в богослужение: в проповеди, в музыкальном служении вполне допустимы изменения, эти вопросы можно обсуждать, но уважительно. Влияние нового заметно, в том числе в манере проповеди. Правда, новое это, считают некоторые наши братья и сестры, не всегда к лучшему. Обычно оно берется из зарубежного опыта. К нему надо относиться с должным уважением, но надо и помнить, что в разных культурах разные представления о дозволенном и недозволенном. Американский пастор старается во что бы то ни стало рассмешить свою аудиторию, у нас это допустимо в куда меньшей степени, особенно шуточки по части евангельских истин. Лейтмотив многих западных проповедей – «Христос – твой Друг». Это, может быть, и неплохо, но это не должно доходить до, так сказать, похлопывания по плечу. Российской религиозности вообще и баптистской в частности свойственно более благоговейное, более трепетное отношение и к Иисусу, и к Библии. Вряд ли нам надо отказываться от наших традиций и переходить на панибратский тон в отношениях с Богом.
Наибольшие сложности связаны с денежным вопросом. Пожалуй, не менее 80 % всех трудностей, возникающих при встрече российских протестантов с зарубежными, имеют своим источником вопрос финансов. У россиян денег нет, у зарубежных протестантов они есть. По их меркам, – весьма небольшие, по нашим – значительные. Из сферы нерелигиозной давно известно: когда большие деньги встречаются с маленькими, побеждают большие. К сожалению, это же правило иногда дает о себе знать и в сфере религиозной. Деньги очень осложняют – и отравляют – наши отношения с единоверцами из-за рубежа.
Для нас, баптистов, помощь из-за рубежа никогда не была решающей. Вообще на чужие деньги никогда никакая конфессия не устоит, это аксиома в делах религиозных. Однако еще на 45-м съезде Федерации Евро-Азиатских Союзов ЕХБ говорилось: «Зарубежные миссии и отделы переманили валютными зарплатами сотни способных служителей». Вместе с долларами было привнесено и некоторое раздвоение, даже лицемерие. «Духовности поубавилось», – как выразился один наш брат. Доллары – великий соблазн, отрицать это невозможно. Мы далеки от того, чтобы обвинять в чем бы то ни было наших зарубежных единоверцев, без них было бы куда хуже. Но и с ними не просто.
Большую горечь и разочарование вызывает внезапное прекращение помощи. Таких случаев сколько угодно, не раз приходилось слышать: «Вот – обнадежили, помогали года два-три, а потом ушли, и дело заглохло». Глохнет не только дело: остается горечь, разочарование, остывают сердца.
Не хотелось бы во всем винить только иностранцев. Их тоже надо понять, им нелегко приходится. Слишком многое у нас подвергает испытанию их представления о дозволенном и недозволенном. Должен ли учет культурных различий простираться до примирения с проявлениями нечестности? Она, конечно, встречается везде, но все-таки, к великому сожалению, как раз у нас обман и даже воровство не вызывают того негодования, которое должны вызывать, если следовать заповедям Христа. Доводилось читать статьи зарубежных преподавателей, которые даже с какой-то растерянностью пишут о списывании на экзаменах – и это, между прочим, в протестантских учебных заведениях. Что уж тогда говорить об остальных...
То и дело иностранцам приходится сталкиваться с вымогательством, поборами, требованиями взяток со стороны светских структур. Плюс к безобразиям такого рода – непрекращающиеся попытки обмануть, обобрать иностранца, поживиться за его счет («у них денег много!»). Так что надо удивляться упорству зарубежных братьев, несмотря ни на что продолжающих свою деятельность.
Нельзя не приветствовать их искреннее стремление делом помочь нам. На строительство наших церквей приезжали братья из-за рубежа, которые своими руками клали кирпичи, работали отделочниками и т.д. Слышал даже насмешки: «Ну что он обвешался всякими прибамбасами? Смех один... Дали бы нам деньги, что на его содержание тут уходят – куда больше было бы толку». Вот с этим позволительно не согласиться. «Работа для Бога» не строится только на экономическом расчете. Думаю, что такой труд даже не совсем умелого иностранца нужен и ему для духовного возрастания – и угоден Господу.
Хотя бывает, что приезжают, в основном, за фотографиями «среди российских снегов», в неизбежной шапке-ушанке. А иногда иностранцы бросаются в нашу жизнь, как в омут. Случалось, что приезжал человек из комфортабельной Америки, забивался в какой-нибудь медвежий угол и там самоотверженно служил Господу – не вступая ни в какие контакты с российскими протестантами. Но вот насколько продуктивна такая деятельность и что будет с основанной им церковью после неизбежного в конце концов отъезда – большой и больной вопрос.
Общее мнение сводится к тому, что без сотрудничества с местными церквами все начинания западных единоверцев длятся ровно столько, сколько продолжается финансирование. Оно кончается, иностранцы уезжают – и дело разваливается. Об этом на том же 45-м съезде Федерации Союзов ЕХБ говорил тогдашний руководитель белорусских евангельских христиан-баптистов А.М.Фирисюк: «Зарубежные миссии пытались создать свои структуры и даже союзы, часто не считаясь с поместными союзами ЕХБ, но все, что создавалось вне церквей, разрушалось...» («Христианское слово», 1994, март). Так, надо полагать, будет и впредь.
Вообще же в деятельности наших зарубежных единоверцев можно усмотреть две стратегии. Одни миссии приезжают со своей программой, проверенной методикой и говорят: «Это работало в Европе, в Индии, в Африке, это сработает и здесь». Какой-то толк и в самом деле есть. Другие приезжают, так сказать, без багажа: с тем, чтобы осмотреться на месте и оказать помощь тем нашим структурам, которые им кажутся наиболее привлекательными и перспективными. Пожалуй, деятельность вот таких миссий наиболее продуктивна.
С одной стороны, никто из зарубежных братьев нашу деятельность вроде не ущемляет. Но с другой – рядом с нашими появились тоже баптистские структуры, но с куда большими финансовыми возможностями. Отсюда известная напряженность в отношениях. Есть такая вещь, как наша обидчивость, и она дает о себе знать в отношениях с зарубежными единоверцами. Многим российским баптистам кажется, что с ними слишком мало считаются, – а, может, и не только кажется.
У некоторых баптистов России складывается впечатление, что зарубежные единоверцы считают русский баптизм как бы несуществующим – и никогда не существовавшим. Они говорят, что зарубежные баптисты приехали для каких-то своих целей, далеко не всегда совпадающих с целями и задачами российского баптизма. Приведу слова нашего богослова Н.А.Корнилова: «...Мы стали понимать, что причины, часто побуждающие западных христиан пересекать границы бывших союзных республик, не связаны в большинстве случаев с нашими проблемами и нуждами. Причины эти были и сейчас остаются связанными, прежде всего, с их собственными целями и побуждениями... Между нашими представлениями о христианстве и аналогичными представлениями западных христиан, носящих похожее имя, имеется существенная разница» (Н.А.Корнилов. Евангельские христиане-баптисты на историческом переломе // Диа-логос. М., 1997, с. 172).
И эти мнения тоже родились не на пустом месте. Но никакие трудности в нашем общении с зарубежными единоверцами не могут отменить того несомненного факта, что в целом оно явилось благословением – если, опять же, на первое место ставить Божье, а не человеческое. Начать с того, что впервые за все время существования нашей страны Библия стала доступной всем россиянам. Вспомним, как было до того: каждый экземпляр Библии был бесценным, обладание им считалось величайшей удачей и могло повлечь – и часто влекло – преследования со стороны властей. Наши братья и сестры от руки переписывали главы из Нового Завета, за что те же власти насильственно заключали их в психушки.
Была даже своеобразная «издательская культура» таких рукописных Евангелий, с которыми баптисты не расставались даже в лагерях, о чем поведал нам А.И.Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича»: «За что Алешка молодец: эту книжечку свою так засовывает ловко в щель – ни на едином шмоне еще не нашли». Тот же Алешка-баптист говорит герою повести: «Иван Денисыч! Молиться не о том надо, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Что высоко у людей, то мерзость перед Богом! Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал...».
И вот теперь впервые за всю историю нашей страны любой россиянин может приобрести Священное Писание, и заслуга в этом, прежде всего, западных протестантов. Благодаря их помощи была достигнута великая цель: Библия – в каждом доме. За одно это они заслуживают глубочайшей признательности, одно это перевешивает все возможные отрицательные последствия их массового наплыва в нашу страну. Ибо в Библии заключена благодать, без которой никакие перемены к лучшему в нашей стране невозможны. Однако не следует забывать: надо еще читать ее, думать над нею и руководствоваться ею в повседневной жизни. И только тогда станут возможными те перемены к лучшему, которых жаждут все. А их никакие иностранцы нам не дадут.
Но очень велика их помощь в подготовке кадров служителей. Не без их содействия функционируют наши семинарии, институты, колледжи, школы. Западные христиане оказывают нам (и не только нам) поддержку при рецидивах репрессивной политики в отношении верующих, которые, к сожалению, случаются все чаще. Многие дома молитвы строятся и ремонтируются с участием средств, предоставленных из-за рубежа. Только на пожертвования российских протестантов, людей небогатых (богатые в современной России очень далеки от Бога) сделать это невозможно. У нас есть оборудованные компьютерами аудитории, добротные учебные пособия, наша молодежь получает знания в учебных заведениях благодаря, как раз, помощи из-за рубежа. Без зарубежной поддержки это было бы невозможно, это надо признать с самого начала и никогда не забывать об этом.
Но и это не все. К плюсам надо добавить расширение кругозора, большее осознание нами своей роли в христианском мире. Благодаря общению с зарубежными братьями мы лучше понимаем сегодня, что такое наш баптизм не только как вероучение, не только как богопоклонение (это мы знали всегда), но и что он такое как часть мирового баптизма. У нас есть в нем свое особое место, и этой особостью надо дорожить. Как дорожить и принадлежностью к баптистскому мировому целому. Нам дорого все, что объединяет нас с зарубежными баптистами, но нам не менее дорого и все то, что отличает нас от них.
Мировой баптизм, в свою очередь, тоже лучше узнал нас – и тем обогатился. Наша вера прошла через тяжкие испытания, нам есть что предъявить мировому баптизму. Да, мы отличаемся от баптистов Запада. Но разница между нами не настолько велика, чтобы можно было говорить о противоположности или глубоких противоречиях между российским и, скажем, американским баптизмом. Но она достаточно велика для того, чтобы вызывать болезненные проявления в случае ее игнорирования. Мне доводилось даже слышать, как братья говорили о необходимости «защищаться» от нашествия зарубежных единоверцев, которые «жнут, где не сеяли».
Дело не обошлось без издержек. В самом деле, каждой стороне есть что улучшать в своих отношениях с другой. И тем не менее можно утверждать со всей определенностью, что встреча российских протестантов с зарубежными единоверцами состоялась и принесла великую пользу обеим сторонам. А главное – сослужила добрую службу делу Божьему в нашей стране.
Но могла бы сослужить и бóльшую.
Игорь ПОДБЕРЕЗСКИЙ,
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник
Института мировой экономики
и международных отношений РАН
Читайте продолжение темы – статью Андреаса Патца «Проезд за чужой счет»
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]