Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Андреаса Патца в МХГ

Ю.К.СИПКО «Клерикализация»* всей страны,
или Церковная революция по-российски

*Клерикализм – политическое и идеологическое течение, стремящееся к усилению влияния церкви и духовенства на все сферы общественной жизни.

Еще каких-то 15 лет назад в России никто не мог даже и говорить о влиянии церкви на государство, участии ее в политических процессах. Напротив, церковь – причем, все деноминации без исключения, – одинаково не уважалась государственными мужами. Чтобы не сказать большего...

Теперь – другое: пасхальные и рождественские богослужения, проводимые в Храме Христа Спасителя, транслируют по центральному телевидению, президент РФ дарит цветы патриарху, а премьер-министр истово крестится, заглядывая в глаза тому же патриарху. Любое мало-мальски важное мероприятие «отмечается» присутствием православных батюшек. Будь то закладка первого кирпича в строящемся здании или праздничный концерт в честь дня Победы. Всё это является неплохим фоном для нескрываемых амбиций Российской православной церкви по отношению к власти.

Учитывая серьезность темы, «Международная христианская газета» обратилась с некоторыми вопросами к президенту Союза евангельских христиан-баптистов России Ю.К.СИПКО.

– Юрий Кириллович, что, на ваш взгляд, означает клерикализм в России?
– Мы, баптисты, верные заветам своего Учителя, призваны делать всё возможное, чтобы евангельские принципы овладели всеми живущими в России. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). Это библейский клерикализм, если хотите.

Но мы, баптисты, исповедуем библейский принцип отделения церкви от государства. «...Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – сказал Спаситель (Матф. 22:21).

Когда церковь теряет силу Духа в благовестии, она попадает в искушение воспользоваться «административным ресурсом» для выполнения своей миссии. История хранит страшные страницы политических и религиозных злодеяний, совершённых церковью, когда она теряла благодать и вооружалась мечом кесаря.

Государство – штука нужная, и в то же время – лишняя. Эти два противоречия иногда служат позитивному развитию институтов государственной власти, но не реже служат развитию тоталитаризма. Когда не хватает ресурса «власти силы», или этот ресурс не работает, что тогда делать государству? Особенно, если власти интеллекта не хватает или нет вообще, а власти политической как внятного ответа на вопросы общества не видно даже на горизонте...

– Возможно, надо такой ресурс создавать...
– Правильно, надо создавать, учитывая взаимные интересы человека и государства. У церкви есть власть над душами и умами, она – самый организованный институт общества. Первейшая задача любого тирана – будь то диктатор или партия – прибрать к рукам столь мощный институт, каким является церковь. Кажется, что совпали интересы церкви и государства, и можно отдыхать. Но человек, являясь существом религиозным, ещё и бунтовщик в то же время. Он не терпит над собой диктата государства, не терпит также диктата церкви.

Вот этот характер бунтовщика Божья любовь в силе Духа Святого преображает и делает смиренным агнцем, способным на жертвенную любовь во имя ближнего! Но, повторюсь, когда нет силы Духа Святого у церкви, она с удовольствием использует силу государства, и тогда происходит то, что мы переживаем в настоящее время. Наше государство, вопреки Конституции, становится религиозным, клерикальным. Государственные мероприятия освящаются церковным обрядом. Свои поездки по регионам губернаторы и полномочные представители совершают в сопровождении священников. Министерства и ведомства заключают соглашения с Русской православной церковью (РПЦ) как субъектом власти. Заместитель министра иностранных дел публично заявляет: «Наша внешняя политика согласовывается с РПЦ». Власть преследует свой интерес: желает контролировать человека. А церковь преследует свой интерес: не желает допускать инославных до человека, т.е. тоже хочет его контролировать.

Церковь через институт власти пытается ввести в общеобразовательные программы изучение основ православной культуры – по сути, основ православной веры. И государству – опять соблазн, ведь идеологическое влияние на подданных, посеянное в детстве, создаёт таких граждан, которые будут верны своим отцам, будут кормить любимую власть безропотно. Это иллюзия, но ведь иллюзиями питается всякий, не познавший Истину!

Бог не поручал церкви управление государством! Бог также не допускал государству управление церковью! Я оцениваю данный процесс в моей стране как пагубный. Ведь мой народ принимает не власть Христа как Сына Божьего, Спасителя, а власть людей, приватизировавших Евангелие благодати.

Последствия такого «клерикализма» уже на улицах наших городов. После пропаганды «клерикально-чистого отечества» с призывом не допустить появления сект в подмосковной Балашихе был подожжён строившийся там дом молитвы. В ночь на Пасху нынешнего года в Челябинске, после аналогичной телепропаганды, подожжён дом молитвы церкви евангельских христиан-баптистов. Интересно, что телепрограмма была организована председателем комиссии по правам человека Екатериной Гориной в ответ на предстоящее пасхальное мероприятие. За прошедшие три года только в Новгородской области сожгли три дома молитвы.

Я привёл примеры войны против церквей евангельских христиан-баптистов, но точно так же обстоит дело со всеми неправославными церквами. Поскольку власть чётко даёт сигнал о «правильной» вере, этот сигнал исходит от президента России, можете представить, как услужливые чиновники выполняют негласную установку.

Осудили устроителей выставки «Осторожно – религия», оставив без внимания тех, кто разбойничьим нападением разрушил и экспонаты, и помещение выставки. Следуя этой логике, в Челябинске баптистская церковь будет отдана под суд, так как она кого-то «обидела» своим существованием. Вот, что означает клерикализм для России!

– Как вы считаете, нужно ли с этим явлением бороться? И если да, то – как?
– Сложный вопрос. Как вы думаете, Христос, оказавшийся в ситуации гораздо более сложной, боролся с клерикализмом Израиля? Я думаю, что ответ очевиден. Он боролся!

Но как? Вот здесь корень проблемы. Это заставляет меня размышлять над призванием Церкви Христовой. Какова миссия церкви в России в наше время? Мы сформулировали её так: церковь призвана Христом для утверждения и расширения Царства Божьего на земле! Всякий, кто разделяет такое понимание миссии церкви, обязательно будет бороться с клерикализмом.

Как, спрашивает вы? Всякое сердце, освобождённое истиной Евангелия от поклонения ложным богам, становится сердцем Царства Божьего! Всякая семья, принявшая Царство Божье, становится семьёй, свободной от претензий ложных богов, от имени кого бы их не насаждали. Я вспоминаю А.Солженицына. В его «Архипелаге ГУЛАГ» показана целая галерея страшных пыток, выбивание признаний от сильнейших революционеров, прошедших царские застенки и, кажется, ставших закалённее стали. Они подписывали себе приговоры, признаваясь в любых нелепостях, которые навешивали на них комиссары. Страх смерти делал беспомощными этих мужиков. А женщина-христианка, единственная, посмеялась над всеми угрозами, сказав, что смерть ей не страшна, потому что она верит в Иисуса Христа и имеет жизнь вечную. Настоящая живая вера в Иисуса – это борьба с ложью, которой является, в том числе, и клерикализм.

Вы свет мира – это борьба! Вы соль земли – это борьба! Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием, света с тьмою, – это борьба!

Можно проще. Если жить свято, это и будет борьба с нечестием, и победа неизбежна. Ибо побеждена смерть победою! «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:55-58).

– В этом году праздничное пасхальное богослужение, например, во Второй московской баптистской церкви назначили на 13 часов дня. Насколько мне известно, все церкви стараются на Пасху начать богослужение, наоборот, как можно раньше. Предполагаемая причина в том, что братья и сестры смогут в таком случае поучаствовать ...в крестных ходах православной церкви и затем иметь время отдохнуть перед своим, «баптистским» богослужением. Это что, первые результаты «клерикализации»?
– Вы знаете, я думаю, что, может быть, не только для того, чтобы баптисты, поучаствовав в православном крестном ходе, выспались и пришли на поклонение в свою церковь. Но, возможно, и для того, чтобы не члены церкви – те, кто ищет истину и участвовал в православном крестном ходе, смог отдохнуть и придти на служение в баптистскую церковь.

Сам факт такой свободы, гибкости я расцениваю положительно. Ведь мы исповедуем принцип «всеобщего священства», самим принципом отвергая попытки клерикализма, исключив клир, священство как особую касту в церкви. Я больше переживаю о том, что мы тоже скатываемся в религиозный шаблон, коснея в формах и боясь свободы в духе. «Христианство – это не религия, это жизнь», – услышал я в детстве в дискуссии верующего с неверующим. Эта формула запала мне в сердце. Много атеистических лекций я слышал, но все они были направлены против религии, а вот против жизни атеистам сказать нечего. Некоторые церкви проводят пасхальные служения очень рано, на рассвете, как бы встречая ангела с вестью о том, что Христос воскрес. Некоторые до полуночи накануне совершают свои собрания и в полночь радостно поют: Христос воскрес из мёртвых! Я молюсь о том, чтобы наше братство, церковь живая, осталось собранием святых, искупленных, свободных, счастливых людей, которые принадлежат Царству Божьему и никому больше.

– И, тем не менее, в баптизме существует сегодня понятие о «приобщении к культуре» народа, в котором та или иная церковь живет. Как это применимо к российскому баптизму?
– Вы точно подметили, такие «разговорчики в строю» существуют. Но что происходит? Мы ведь не пришельцы из Византии или Палестины. Мы россияне всех национальностей. Проблема в том, что целый век нашей истории мы были вне закона, без права на жизнь и без права на смерть. Эта отторженность сформировала нашу субкультуру. И мы, и общество можем без подготовки назвать некоторые особенные черты, присущие русскому баптизму. Может быть, даже точнее сказать - «советскому баптизму».

И вот, выйдя на свободное благовестие в своей стране, мы оказались иностранцами, и потому, кроме Евангелия, проповедуем и свою «культуру». Это неизбежная историческая особенность российского баптистского движения. Этот разрыв культур вызывает разговоры о «приобщении к культуре».

Я сейчас не стану касаться содержательной части вопроса, но скажу, что проблема актуальна. Культура - понятие слишком многоплановое, чтобы свести его к двум-трём определениям. Но если мы народ России, мы не можем быть не причастны к культуре России. А она многообразна. Культуре России принадлежит и евангельское движение с его особенностями не только религиозными, но и бытовыми, политическими, экономическими.

В одной церкви меня поразил дедушка. Перед собранием он подошёл ко мне и сказал: «Я здесь самый старый брат. Меня уже никто не слушает». Сейчас начнётся песня про современную молодёжь, – подумал я, и ошибся. «У нас в городе (город более миллиона жителей), я думаю, процентов восемьдесят женщин ходят в брюках, – продолжает мой собеседник. – И вот, я подумал: почему бы нам не отменить запрет на ношение брюк женщинами? Ведь мы не пускаем их в церковь!» Этот дедушка уже, видимо, не боится быть отлученным, а большинство братьев, церковные чиновники, боятся. Вот и порождают дискуссии о чепухе в собрании святых, заодно изгоняя из церквей достойных людей.

Я предлагаю подумать вот над чем. Допустим, Христос пришёл сейчас. В первый раз. Прямо к нам, в Россию. Каков Он будет? Во что одет? С кем поведёт беседы? Каков Он по сравнению со всеми? Исаия говорил: ни вида, ни величия нет в Нём, как росток из сухой земли... А фарисеям, чтобы взять Его, пришлось прибегнуть к услугам Иуды, они узнать не могли Святого Божьего Сына, - Он был соответствен культуре Своего времени и народа!

– Некоторые спрашивают, если прихватить немного от «народной культуры» – православия, затем добавить тонуса – немного харизматических новшеств, то не потеряет ли баптизм своего лица? Что его будет отличать от других конфессий?
– Вы знаете, меня унижает такой подход к ценностям вечного Евангелия. Я не желаю сравнивать себя, свою веру с чем-то вторичным, я не хочу «прихватывать» от кого бы то ни было ничего. Я хочу черпать свою веру в Иисусе Христе, хочу своё лицо соизмерять не с культурой, не с православной традицией, не с новшествами харизматическими, но с истиной, преподанной мне Иисусом Христом.

Мир меняется стремительно, приходят и уходят философии и религиозные группы, возникают новые и новые лидеры, подстраиваясь под ожидания разочарованной толпы, предлагая себя в вожди и спасители, не замечая того, что вместе идут в ад широким путём.

Зачем же мне, познавшему свободу в искуплении, получившему от Господа свидетельство прощения грехов, дар жизни вечной, печать Духа Святого и право называться и быть чадом Всевышнего, теперь искать в ком бы то ни было того, что обязательно должно отличать меня от него? Я ищу в себе и Слове Божьем того совпадения, которое всякий раз сообщает сердцу моему восторг:

«Твоё созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь!
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!»

Земля переполнена книгами. Их количество буквально несметное. Все они - и художественная классика, и философия, и богословие, и вульгарные романы – использовали только 33 буквы нашего алфавита. Всё дело в том, как автор их составлял!

В каждой религиозной группе может быть то, что уже есть в другой, и каждая имеет нечто общее. Нервозность возникает тогда, когда нет уверенности в истине, нет внутренней убеждённости, глубинной связи с Источником истины, с самой истиной. «...Познаете истину, и истина, сделает вас свободными», – сказал Спаситель (Иоан. 8:32).

– И всё же для большинства людей, в том числе неверующих, разница между конфессиями основывается, прежде всего, на вещах, как вы сказали, – «вторичных». Хорошо, задам вопрос по-другому. Скажем, если баптистский проповедник наденет рясу и начнет приплясывать, размахивая над головой кадилом, он все еще будет вписываться в определение «баптист»?
– Наши братья, нередко обращаясь к христианам «не баптистам», называют их баптистами, дабы акцентировать внимание именно на библейском крещении, что собственно, и отражено в этом слове. Поэтому, если следовать букве, то мы не сможем запретить пляшущему в рясе и размахивающему кадилом проповеднику называть себя баптистом, если он так себя реализует.

Но мы ведь говорим о евангельской вере, т.е. вере происходящей из Евангелия, вере, рождаемой Евангелием! Мы говорим о Христе как о Боге, в Которого мы уверовали, Которому поклоняемся и на Которого стремимся быть похожими. Бог – Един, и Он открылся нам в Иисусе Христе: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18).

Вами предложенный образ взят из уже существующих сегодня извращений. Еще в первые дни, когда не было сформировавшегося образа служения, извращения уже были. «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Левит 10:1-2).

Откровение Христа состоит в том, что Он не только открыл Бога, но и дал нам понимание принципов взаимоотношений с Ним, правильного поклонения. «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:23-24). Вот что мы должны постичь!

Я настаиваю как раз на необходимости постижения «истины и духа», это процесс, за который ответственность несёт проповедник, пастырь. На пути постижения истины есть и младенчество, и отрочество, дай Бог, чтобы он не остановился, но достиг зрелого состояния.

Вы имеете детей, и я не думаю, что ребёнку плачущему, в три месяца от роду, вы читаете лекции с умным видом, рассказывая, как подобает вести себя наследнику великой фамилии. Вы берёте погремушку и размахиваете перед его лицом, да гремите так, чтобы заглушить его плач. Но если только погремушка будет, ребёнок умрёт. А если ему давать еще и кашки понемногу, тогда вырастет, и вот тут уж не пропустите момент и не промедлите – своевременно перейдите к твёрдой пище.

В поклонении Богу, конечно, всё серьёзнее. Понимание святости Бога исключает всякую разнузданность. Кстати, существует немалое число проповедников, практикующих сегодня пляски и кадила. Это ведь скоморошество – с целью очевидной! Главное – ребят захватить побольше и побогаче. Главное – сколько денег собрали. Это исполнение сказанного Господом: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:4).

– Православие нередко отождествляют сегодня с российским патриотизмом. Насколько патриотичны в этом плане баптисты? Например, как относятся к дню Победы – 9 мая?
– Как мы уже отметили, баптисты – часть народа, суть народа России, и потому они патриотичны более, чем кто-либо. Это в идеале. Ведь патриот – тот, кто своему народу, родине желает самого наилучшего. Самое наилучшее даёт Господь. Имея это от Господа, баптисты не щадя живота своего делают всё возможное, дабы народы России стали самыми счастливыми в мире.

А день Победы остаётся таким же и для баптистов, как и для всей страны. Несмотря на то, что большинство приверженцев евангельской веры встретило суровую весть о начавшейся войне в лагерях. Несмотря на то, что они были объявлены вне закона и не могли в своей стране, у себя дома молиться Богу о заступничестве в годину искушений. Многие не вернулись с поля! Многие сложили жизни свои в тылу. Нет ни единого случая, известного истории, когда бы баптист был уличён в предательстве или сбежал с поля брани, или оставил товарища погибать. Баптисты – за честную оценку и войны и победы. Нельзя закрывать глаза на беззакония сталинского режима.

Патриотизм как раз состоит в том, чтобы нелицеприятно говорить правду, какой бы горькой она ни была. Угодничество уже не однажды сыграло с нами злую шутку. Мы всё ещё спрашиваем: тварь я дрожащая или право имею? Нельзя умалять подвиг народа, отдавшего свою жизнь за родину.

Но подвиг бледнеет, когда не сказана правда и не преданы земле тысячи солдат, оставшихся на полях сражений. О подвиге стыдно говорить, когда фронтовики не могут иметь достойную старость.

– В чем, на ваш взгляд, ценность баптизма для простого россиянина? Что может дать народу баптизм такого, чего не может дать то же православие?
– Если народ не хочет, то ничего ему баптизм дать не может. У баптистов нет скатерти-самобранки или ковра-самолёта, нет большого мешка с деньгами, чтобы всех желающих сразу сделать богатыми. Но, как сказал в своё время апостол Павел, «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10). Баптисты, верные Евангелию, не только могут, но и должны дать народу веру, спасающую от грехов и дающую жизнь с избытком. Жизнь с избытком даётся Господом, и она включает в себя рождение свыше, возрождение, – то, без чего никакая самая православная вера не может изменить человека, то, что делает человека причастником Божьего естества. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, – это проповедь баптиста! Личное общение с Богом через Иисуса Христа – то, что открыто и дано баптистам, как великое благословение от Бога Отца. Без посредников, без страха, разговор с Богом как Отцом: «Авва, Отче! Отче наш!»

Наш долг – проповедовать лето Господне благоприятное. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих...» (Ис. 61:1-2).

Уверенность в спасении – это чувство победы, это гражданство Небесного Царства, это сознание своего посланничества для высокой миссии быть соработником у Бога. Это свобода от страха смерти, вечная жизнь со Спасителем в небесном граде. Это сила для благочестивой жизни: кто крал – впредь не кради; брак у вас да будет честным, ложе непорочным; никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!

Категория честности для России утрачена, о ней даже не мечтают; а между тем, если бы честность стала желанной, – где взять её? Баптистов отличает честность! Как можете заметить, все перечисленные выше достоинства относятся к личности, и всё это можно объединить в одном слове. Бог восстанавливает человека как личность, образ и подобие Божие в личности, делая человека царём и священником Себе! Когда бывшие наркоманы, пьяницы, блудники и уголовники возрождаются силой Слова Божьего и побеждают все названные пороки, – это, брат мой, не традиция и не культурная особенность, это явное действие силы Божьей.

– Русская православная церковь лоббирует принятие решения о введении изучения закона Божьего в школах. Однако вопрос о том, кто будет преподавать этот закон, даже не поднимается. Понятно, что исключительно православная церковь. Баптизму есть, что предложить школьникам?
– Всё, что я перечислил выше – и это предложение не баптизма, а предложение Бога. На религиозном рынке богатые предложения. Но Господь оценил их в Своём пришествии на землю. «Вы – гробы окрашенные, – сказал Он, – снаружи красивы, а внутри полны мёртвых костей...» Как ни странно, есть такие школы и учителя, которые понимают непреходящую ценность Божьего Слова, и это Слово жизни нужно и школьникам и школьным учителям.

– Возможно ли в принципе хоть какое-то сотрудничество баптизма и православия?
– Хоть какое-то – возможно. Нужно снижение градуса межрелигиозного напряжения. Нужно и тем и другим понять и принять положение вещей, как оно есть, освоить евангельскую истину о любви ко всем, даже к врагам. Это ещё не усвоенный урок и для православных и для баптистов.

Баптисты показали обществу силу Божью в колониях и наркологических диспансерах, сиротских приютах и домах престарелых. Везде, где баптисты совершают служение, которое общество называет социальным, результаты – как социальные, так и духовные, – радуют Бога! Православным священникам стоит потрудиться и прочитать слова Учителя Иисуса: «...Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Марк. 9:38-40). На этом поприще есть и сотрудничество, но очень незначительное.

– А как обстоят дела с другими, более близкими конфессиями? С Советом Церквей, например. Он «за вас» или против?
– Главное, что Бог за нас! А если Бог за нас, то кто против нас?! Наши отношения с близкими конфессиями я бы охарактеризовал как христианские. Я понимаю сложность вопроса, но, абстрагируясь от проблемы, я именно такими вижу межхристианские отношения.

Совет Церквей – это особый вопрос. Тут не всё так просто. Мы говорим Совет Церквей – подразумеваем Геннадий Крючков. Мы говорим Геннадий Крючков – подразумеваем Совет Церквей...

– Почти как у Маяковского...
– Да. Так вот, сколько попыток выяснить наши отношения с Советом Церквей я не предпринимал, Геннадий Константинович не отреагировал ни на одну из них. Поэтому с верующими у нас отношения христианские. А с Крючковым – никаких.

Кто не знает Ивана Сусанина? Он поляков завёл в костромские болота, его за это героем почитают. Так вот Геннадий Крючков – это такой Сусанин, который завёл солидную часть армии Христовой в болото. Как верующие могут так слепо следовать за «слепым вождём», который, правда, все годы репрессий ловко укрывался от всевидящего ока компетентных органов? Очевидно, «спецзадание» было очень важным... Но вот исчезло ведомство всесильное, а его герой – не исчез. Я недавно получил записи его выступлений на съездах СЦ и его выступление среди служителей, выехавших в США. Человек, позволяющий себе говорить такую ложь, не может быть служителем евангельской церкви. Как могут верующие позволить себя настолько одурачить, что в 40-летней войне с единоверцами никогда не задавали себе вопрос: с кем и почему воюем? Но ларчик просто открывался... Ведь всякого, кто дерзал только высказать об этом мысль, тут же изгоняли и отлучали, обвиняя в предательстве и разрушении СЦ. Я думаю, что настало время опубликовать его выступления, чтобы оставшиеся в живых могли выйти из болота, в которое завёл их Геннадий Крючков.

– Почему российский баптизм традиционно пассивен в отношениях с общественностью?
– Так категорично, может быть, и не стоило бы говорить. По-разному бывает. Думаю, что причина в истории. Сами баптисты впитали в себя предубеждение о том, что они как церковь – институт Небесного Царства, и им не о чем говорить с общественностью. Тем более, что общественность во времена советской власти гнала взашей баптистов, называла их «пережитком прошлого» и, расчищая пространство для «светлого будущего», изживала баптистов как «негодный элемент». В России практически отсутствует общественность как форма гражданского общества. Существующие группы очень политизированы, ориентированы на власть – государственную или религиозную, неважно, но они зависимы и потому не способны к свободному общению, нелицеприятному диалогу. В обществе отсутствует культура толерантности. Очень высок градус неприязни к инаковости. «Против кого дружим» – и сегодня главный стимул объединения.

– Евангелизационная экспедиция, посещение тюрем, социальные проекты и даже прекрасно организованный в прошлом году грандиозный конгресс – об этом же Россия ничего практически не знает...
– Не сразу Москва строилась! Но знают, многие знают – и с помощью «Христианской газеты» в том числе. Наш журнал «Христианское слово», газета «Миссионерские вести», сайт www.baptist.org.ru вместе с другими региональными изданиями не молчат.

Другое дело, тут я с вами согласен, нет горячего, страстного желания рассказывать о происходящем в братстве. Недостаточно такого церковного патриотизма, публичной, открытой радости, свидетельства о том, что в нашей церкви Господь царствует, Он нас хранит и защищает и ведёт в Свой вечный город.

Моя мечта - чтобы в каждой церкви нашлась душа, которая стала бы как книгоноша в прошлом, чтобы каждый член церкви подписался на «Христианскую газету», «Христианское слово», ведь это и поддержка евангельского движения, и ощущение себя в братстве, оперативная информация и возможность влиять на жизнь. Это личный евангелизм.

Кто-то сказал: я есть то, что я ем. Что читаем, чем питаем душу, то, в сущности, мы и есть. А ведь эту культуру питания надо формировать, в том числе служителям братства. Я не раз попадал в ситуацию, когда кто-либо из участников общения, не всегда даже член нашей церкви, вдруг вспоминал публикацию в нашем журнале, и обнаруживалось, что служители церквей братства не читали этого материала. А ведь, в основном, издания высылаются на адрес служителя.

– Проблем у российских баптистов хватает. Ситуация вокруг церкви в Балашихе, например...
– «Глас, вопиющего в пустыне» – это о самом великом пророке, о котором Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя...» (Матф. 11:11). Но вот евангельская история: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово» (Марк. 2:1-2). Не было ни одной газеты, не было новостей по радио, потому что и радио не было. Но слышно стало всем!

Не будут знать и писать о нас светские СМИ, если то, что мы делаем и чем живём, не представляет для нас самих такой ценности, не доставляет такого восторга, не сообщает такой непреходящей радости, что мы везде только об этом и говорим!

Я бы и о проблеме в Балашихе говорил с радостью, как это делали апостолы в своё время: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:41-42). Сейчас вот к этому прибавился поджог в Челябинске. Нужно и в суд обратиться, но можно ли при этом и радость пережить, и с радостью рассказывать об этом на каждом углу?!

– Челябинские братья свидетельствуют, что через это происшествие получили большое благословений, но кроме всего прочего, российские СМИ баптистов нередко называют сектой. Не от недостатка ли информации?
– Мы из кожи вон лезем, чтобы доказать, что мы не секта, – а зачем? Доказывая, что мы не секта, мы должны будем показать, что мы такие же, как и все, такие же хорошие, верные, исторические, лояльные, нас ничто не отличает от них?! Какое Евангелие останется у нас?

Мы не от мира сего, и это гораздо мощнее, чем секта, но если не от мира сего, тогда мы не можем походить на этот мир. Если мы обличаем мир во грехах, если мы убеждаем мир, что без покаяния все погибнут и всех ожидает страшная участь вечного огня в озере огненном, тогда нам не избежать такого к себе отношения.

Как мне мило определение тогдашних сильных мира сего: «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это» (Деян. 17:5-8).

Если сегодня следовать буквально по следам Иисуса, то и в самой демократической стране, даже с христианским большинством, вы прослывёте сектой, или фундаменталистами, или экстремистами. «Меня гнали, будут гнать и вас» – эти слова Учителя также верны, как и все остальные.

– Почему баптизм не представлен в Совете по взаимодействию с религиозными организациями при президенте России?
– Я в последнее время часто слышу этот вопрос. Попытаюсь дать ответ, который бы не стал ложью. Ведь действительный ответ на этот вопрос знают чиновники, которые готовят бумаги, вписывая те или иные фамилии в список приглашённых. Пользуясь косвенными свидетельствами, я предполагаю, что причиной или, по крайней мере, одной из причин являются суждения и высказывания руководителя Союза баптистов.

Здесь есть опасность. Баптистский принцип отделения церкви от государства в опасности. Баптистский принцип свобода совести для всех также в опасности.

Совет по взаимодействию с религиозными организациями, хотим мы того или нет, – это структура для избранных. Церковь приобретает некие функции управления в обществе, приближена к власти, - и, вы знаете, это вещь соблазнительная. Помню, к Иисусу также приступал один чиновник из «администрации президента»: «Если поклонишься мне, – говорил он Иисусу, – тогда тебе дам власть...»

А потом это пресловутое «взаимодействие». Господь говорил: Божье Богу, а кесарево – кесарю... Сегодня я в раздумье: как устоять, если пригласят. Я предпочитаю «диктатуру закона», как когда-то выразился наш президент. Комиссии разного рода – это от социализма осталось, распределение благ для своих, так сказать. А потом ведь предлагают осудить «неправильных», выступить в поддержку «правильных»...

Слава Богу за всё, как говаривал в своё время Иоанн Златоуст.

– Нужно ли баптизму заявлять о себе и как это лучше, по-вашему, делать?
– Ответ всегда – да, нужно заявлять! Но как, это уже дело другое, это непросто. Есть в Нагорной проповеди слова нашего Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Я не знаю лучшего заявления о баптистах. Мы должны быть похожи на своего Учителя, как никто другой.

А вот Его распяли. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:18). А почему не распинают нас?

Беседовал Андреас ПАТЦ