Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Андреаса Патца в МХГ

Карл Станиславович СЕДЛЕЦКИЙ:
«Межи мои прошли по прекрасным местам!»

Вот так и становятся мужами веры! Служит христианин Богу – неброско служит, часто даже незаметно для окружающих. Служит скромно и просто, без дерзких амбиций и нездорового интереса к званиям и титулам. И лишь потомки, оценивая его труд, вдруг восклицают: «Да, ведь это муж веры, целая глыба, гора, пример для подражания!» Обнаруживается вдруг масса чудес в его биографии, ясно и бесспорно прослеживается почерк руки Божьей. А человек и не стремился к таким оценкам вовсе. Служил Богу и ближним, исполнял Господню волю и никогда не искал своего...

Именно таким служителем Божьим всю свою жизнь был К.С.СЕДЛЕЦКИЙ, отметивший в марте свой 80-летний юбилей. Накануне юбилея мы обратились к нему с просьбой о беседе. Ведь его жизнь буквально переполнена уроками и чудесами Господними! Можно лишь удивляться, повторяя слова Веры Кушнир: «Смотри и учись, Я примеры святые даю...»

В 30-летнем возрасте Карл Станиславович был рукоположен на пресвитерское служение. Случай в советское время редчайший. И было это не в застойные брежневские времена, а в 1957-м – в пик хрущевской кампании против верующих. Через десять лет после этого власти города Черновцы и Украины, озабоченные масштабами его деятельности, фактически вытолкали служителя из республики. Летом 1968 г., вместе с супругой и тремя детьми, он вынужден был переехать в Павлодар (Казахстан). И вновь там, где безбожные люди пытались нанести ущерб, Господь употреблял всё во благо. Пятилетнее пребывание пастора Седлецкого в Павлодаре стало огромным благословением для поместной церкви.

«Для меня было большой загадкой, почему Господь направляет нас именно в этот город. Я никогда прежде там не бывал и никого не знал. Но я всегда был уверен, что у Бога нет случайностей. Мы узнали, что в Павлодаре уже довольно долго существует баптистская церковь. И много лет она была терзаема разногласиями и разделениями. Несомненно, в этом активно участвовали и внешние силы. Даже в 1968 г., когда в жизни христиан уже многое изменилось в лучшую сторону, представители местных властей посещали в Павлодаре почти каждое богослужение, ревниво наблюдая за тем, чтобы в доме молитвы не было детей и никакой евангельской активности не проявлялось, особенно среди молодёжи. Церковь же просто не знала своих прав. У неё в то время не было даже пресвитера, – вспоминает брат Седлецкий. – Однако Павлодарская община усиленно постилась один день в неделю – до тех пор, пока Бог не пошлёт им Своего служителя, который выведет церковь из плачевного состояния. Такое решение было принято за пять с половиной месяцев до нашего переезда, и оно безоговорочно выполнялось».

Господь не замедлил с ответом и начал удивительным образом открывать общине Свою волю. Одна уважаемая старица увидела во сне брата, который, по воле Божьей, вскоре должен стать у них пресвитером. Это был некий молодой человек в сером костюме. Войдя в дом молитвы, он сразу же начал расставлять по своим местам разбросанные вещи и мебель, и таким образом вскоре навёл порядок... Братский совет не обратил особого внимания на сновидение старушки. Однако, спустя некоторое время, уже диакон церкви рассказал совету своё необычное сновидение, которое произвело на братьев довольно сильное впечатление. Диакону приснилось, будто все члены церкви оказались внутри железнодорожного состава, который вдруг сошёл с рельсов. Началась паника, стали искать человека, который смог бы вернуть поезд на свой путь. Наконец, откуда-то появился молодой мастер в сером костюме и согласился помочь в беде. Каким-то чудом он поставил вагоны на рельсы, и непродолжительное время сам управлял поездом. Проехав вместе с членами церкви несколько станций, таинственный помощник исчез, и тогда составом стали управлять уже другие братья.

Карл Станиславович неспешно продолжает свой рассказ. «Ничего не зная о положении дел в этой церкви, вскоре после переезда я впервые пришёл на богослужение. Особого выбора у меня не было, и я надел свой обычный ...серый костюм. Едва я вошёл в дом молитвы, церковь пришла в движение, все как-то по-особенному смотрели на меня. Братья сразу же предложили мне проповедовать. Уже в конце собрания некоторые члены церкви стали открыто прославлять Бога за услышанные молитвы о служителе.

Меня пригласили для беседы и подробно расспросили о том, кто я и как оказался в их городе. После этого братский совет, не медля, вынес необыкновенное решение: принять верою, как ответ на пост и молитву церкви, что приезд брата из Черновцов – от Господа, и на предстоящем утреннем воскресном богослужении представить меня как нового пресвитера Павлодарской церкви...»

Смелость нового баптистского пастора сразу же не понравилась местным властям. С первого же дня служения брата Седлецкого, его дети стали открыто посещать богослужения. Члены церкви, увидев детей, заволновались и стали спрашивать, неужели несовершеннолетним уже разрешается приходить в церковь? Служитель ответил, что законодательного запрета в стране никогда и не было, под давлением атеистов братство само ошибочно приняло такое решение, но и оно уже отменено пять лет назад. И тогда множество детей наполнило Павлодарскую церковь!

Местные власти, не зная, как быть, стали жаловаться в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Вскоре Карла Станиславовича вызвали в Москву. «По милости Божьей, в Москве мой вопрос рассмотрели не слишком строго, – вспоминает он, – передали дело не в суд, как просили мои обвинители, а в административную комиссию при Павлодарском горисполкоме. Оштрафовали меня на 50 рублей, что было для семьи довольно чувствительно, но победа церкви была важнее: мы намного свободнее стали совершать богослужения, дети вместе с родителями регулярно ходили на собрания, в общине воцарился мир».

– Карл Станиславович, вы достигли 80-летнего рубежа, и еще пройден 50-летний путь пресвитерского служения. Если бы пришлось начинать сначала, согласились бы вы еще раз пройти этот путь?
– Я убежден, если служитель познал волю Божью и принял служение из рук Божьих, то он не видит смысла своей жизни в чем-то другом. В Послании галатам апостол Павел писал, что был избран для служения от утробы своей матери (1:15). Бог избирает Своих служителей и ведет их по тернистому жизненному пути, и это путь не только скорбей, но и радости, благословений. Я вполне могу сказать вместе с Давидом: «Межи мои прошли по прекрасным местам» (Псал. 15:6), и на другую жизнь я бы не согласился.

Восемьдесят лет жизни, как написано в Библии, достигается «при большей крепости». И в этом я вижу, учитывая все пережитые трудности и испытания, великую Божью милость и чудо для меня (по статистике ООН, до этого возраста доживает только один из 500 человек). А если к 80 годам добавить 17 лет «сибирской школы», где, как говорится, идет «год за два», то я уже достиг 97-летнего возраста!

– А как вы стали пресвитером?
– Я жил тогда в украинском городе Черновцы, был проповедником в поместной церкви. В 1957 г. в этой церкви возник вопрос об избрании пресвитера. И когда я узнал, что речь идет обо мне, – стало страшно. В те времена быть пресвитером означало быть готовым к большим трудностям, испытаниям и, возможно, тюремным нарам. Служитель находился между двух огней, он должен был не только нести служение, но и бороться с атеистической властью – защищать верующих от ее притеснений и вмешательств в дела церкви.

Это сейчас многие молодые люди идут в семинарию, чтобы получить почетную и престижную, как они думают, профессию пастора. А тогда, в 30-летнем возрасте, я стоял перед серьезным выбором. Друзья и родственники, жалея меня и мою семью, отговаривали от этого шага. У меня была хорошая работа: после окончания техникума меня направили в райисполком, где я стал начальником отдела и профсоюзным организатором района. Став пресвитером, я должен был оставить эту работу и значительно потерять в зарплате.

Имея опыт познания воли Божьей, я решил убедиться, действительно ли Господь призывает меня на пресвитерское служение. И когда я получил положительный ответ от Бога, то решил с радостью принять это служение, хотя в душе, конечно, были сомнения и переживания. Еще раз я убедился в воле Божьей тогда, когда вся церковь – около 800 человек – единогласно проголосовала за мое избрание. Мое решение было таким: если при моем избрании будет хотя бы один голос «против», тогда я буду вторым. И такой опыт избрания служителей я считаю библейским – на основании книги Деяний апостолов. Когда в первоапостольской церкви избирались служители, Дух Святой давал единодушие в сердцах верующих. Ведь как может трудиться пресвитер, если в церкви есть люди, голосовавшие против него? Даже если один человек против, то он должен объяснить церкви, что именно он имеет на этого служителя. И если это серьезная причина, например, открывается какой-то грех, то может случиться так, что вся церковь присоединится к этому единственному голосу «против». Когда я трудился старшим пресвитером в Молдавии, за 19 лет моего служения было рукоположено 426 пресвитеров и диаконов. И никогда мы не рукополагали, если хоть один член церкви был против. Дух Святой, избирая братьев на служение, давал единство церкви.

– Чем вы занимаетесь сейчас, находясь на заслуженном отдыхе?
– В Америке я также, по возможности, принимаю участие в служении, посещаю разные церкви, проповедую Слово Божье, встречаюсь и беседую с людьми. Конечно, нет уже тех сил, что были раньше. Я пережил несколько серьезных болезней, перенес инфаркт и инсульт, врачи говорят, что Бог совершил чудо и исцелил меня. Хожу пока без палочки, хотя она у меня уже есть.

Теперь я решил больше заниматься собой и, как написано в Библии, готовить нужное для переселения. Оно будет двенадцатым и последним в моей жизни – это будет переселение на небо. Я много читаю Библию, и сейчас могу это делать лично для себя, для души. Ведь раньше приходилось больше читать Библию для других, готовясь к проповедям. Раньше проповедовал по несколько раз в неделю, а часто и по несколько раз в день. Уже в течение многих лет я взял за правило прочитывать всю Библию один-два раза в год.

– С того времени, как вы начали совершать служение, очень многое изменилось. Как вы думаете, когда было легче христианину оставаться верным Богу – в те трудные времена гонений или сейчас, когда наступила свобода?
– Этот вопрос похож на другой: что легче – радоваться с радующимися или плакать с плачущими? Обычно говорят: радоваться, но это не так. Попробуйте порадоваться, когда брат или сестра купили новый дом или выиграли в лотерею машину, а вам приходится жить в старом доме и ходить пешком... Радоваться труднее, на это нужно больше духовных сил. А поплакать с нами, когда тяжело, могут даже неверующие. Когда-то в нашей стране были времена трудностей, гонений, безбожные власти грубо вмешивались и диктовали свои порядки, направленные на разрушение церкви. Но то было интересное время, в духовной борьбе чувствовалось действие Духа Святого, и я видел это действие во многих переплетах своей жизни. Теперь, когда пришла свобода, появилась большая опасность, особенно для русских эмигрантов, приехавших в США или Германию (я посещал Германию три раза и хорошо знаю ситуацию и там). Сейчас намного труднее оставаться истинным верующим, сохранять чистоту Евангелия в жизни и служении.

Вспоминаю конец 80-х, когда наступила перестройка и «потепление» для христиан. Мы сразу почувствовали перемены в жизни церквей, и эти перемены не всегда были к лучшему. В те годы на братском съезде в Москве президент Всемирного союза баптистов сказал: «С одной стороны, я очень рад, что в вашу страну пришла некоторая свобода, это хорошо. Но, с другой стороны, я исполнен печали, потому что теперь ваши служители не смогут пройти ту школу испытаний, которую переживали их отцы». Когда церковь переживает трудности и испытания, христиане бодрствуют, а служителями становятся те, кто познал волю Божью и самоотверженно посвятил себя духовному труду, не ища славы и привилегий.

Время свободы для христианина – более сложное, чем время гонений. Многие увлечены материализмом, работают на трех работах с утра до ночи, чтобы обогатиться, купить себе лучшую машину или больший дом. Испытание свободой и благополучием для многих христиан оказалось пережить труднее, чем испытание трудностями и скорбями. Если раньше Америка посылала миссионеров в страны бывшего СССР, то теперь, пожалуй, русские эмигранты нуждаются в миссионерах из России, чтобы провести евангелизацию в своих церквах и покаяться перед Богом.

– Оглядываясь назад, можете ли вы сказать, что были счастливы в своей жизни? И чем является, в вашем представлении, счастье?
– Прежде всего, счастье должен пережить каждый христианин. Это радость полной отдачи, посвящения себя Богу и служения Ему. В Библии написано, что Бог наказывает «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца» (Втор. 28:47). Без такой радости не может совершаться труд для Господа. Эту радость во Христе сатана старается украсть из нашего сердца. Я всегда был счастлив, когда исполнял в своей жизни то призвание, которое открыл мне Господь. Он чудесным образом прикасался ко мне, вел по жизненному пути и всегда помогал в скорбях и испытаниях. Что может быть прекраснее для христианина и служителя, чем присутствие Бога в жизни и Его водительство?

– Что вы сейчас больше вспоминаете из пережитого – хорошее или плохое, радости или трудности?
– Написано, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Я пережил немало скорбей, но еще я пережил очень много Божьих благословений и чудес. Во Втором послании коринфянам апостол Павел перечислил восемь смертельных опасностей, которые переживал в своем служении. И его пример вдохновляет христиан. Кажется, я тоже больше вспоминаю о пережитых трудностях, чем о спокойных днях жизни. Недавно попытался вспомнить, сколько я пережил опасностей. Насчитал пять. Может, их было больше, но я выделил пять настоящих, смертельных опасностей, в которых Бог меня чудесным образом сохранил. А если мы будем хвалиться не скорбями, а успехами, то люди нас неправильно поймут. Я стараюсь этого не делать.

– У вас есть наследие – трое детей, тринадцать внуков и шесть правнуков (двое из которых еще не родились). Видите ли вы в ком-то из них продолжение своего служения?
– Бог подарил нам с женой троих детей. Сын Валерий – одаренный музыкант, играет на многих инструментах и с детства служит Богу своим талантом. Дочь Люба имеет мой характер, у нее очень развиты организаторские способности. В церкви она несет общественное служение, помогает вновь прибывшим эмигрантам в качестве врача и юриста. Ее дочь, наша внучка Надя, – жена пресвитера церкви, успешно помогает ему в служении. Есть у нас правнук Витя, их сынишка, он еще маленький, но имеет много способностей и дарований, унаследованных от папы-пресвитера. Кто знает, может быть, он тоже пойдет по стопам своего отца и прадеда.

А наш младший сын Павел остался жить в Сибири, уже четверть века трудится миссионером – вначале на Дальнем Востоке, теперь в Омске. Вместе с женой работает в христианской миссии, участвует в евангелизациях в разных городах России, занимается служением с семьями, проводит семинары и конференции для супружеских пар. Я считаю, что Павел нашел свое призвание как миссионер и служитель. У него прекрасная семья, семь детей, и он воспитывают их как будущих миссионеров. Все его дети музыканты, и со своим семейным ансамблем они много благовествуют по сибирским городам и деревням. Дети пресвитера не обязательно тоже должны быть пресвитерами, это не наследственное призвание. Но каждый должен найти свое место в служении Богу.

– В чем вы видите на сегодняшний день самую острую проблему русского баптистского братства?
– Я вижу две проблемы, стоящие сейчас перед нашим братством. Первая – это либерализм, проникающий в современные русские и западные церкви. Это «чуждый огонь», который пытаются принести из мира и зажечь в церкви некоторые сторонники либеральных средств и методов богослужения. Мирские пути служения Богу – большая проблема для христиан нашего времени. Как-то раз я попытался остановить молодых братьев, увлеченных таким либерализмом. Они мне ответили, что не надо забывать, в какой стране мы живем, и что Америка – страна свободы и демократии.

Вторая болезнь, захлестнувшая многие церкви как в Америке, так и в странах СНГ, – национализм. Церковь Христа должна стоять выше национального вопроса, и дух мира сего с его спорами и распрями не должен проникать в ряды христиан. Но во многих церквах сейчас этот вопрос является проблемой, происходят разделения на национальной почве – украинцев с русскими, молдаван с румынами… Насчет разделения последних я вообще в полном недоумении! Однажды я ехал в поезде в Москву с профессором из Бухареста, и он рассказал мне, что молдавского языка как такового не существует, он полностью идентичен румынскому языку. Помню, в Молдавии, в церкви города Комрата, были люди четырех национальностей, и большинство из них не понимало языка друг друга. Но пресвитер прекрасно знал все эти языки, свои проповеди говорил на четырех языках – молдавском, русском, гагаузском и болгарском, и все слушатели были удовлетворены.

– Близится праздник Пасхи – восьмидесятый в вашей жизни. Какой из всех пережитых пасхальных праздников был для вас особенно памятным?
– Я хочу рассказать о двух праздниках Пасхи, которые мне запомнились больше всего. Первый – из моего детства, когда мы жили в ссылке в Сибири. Шла война, отца забрали на фронт. В те апрельские дни на Пасху прошел страшный буран и снега намело так много, что нашу землянку занесло выше крыши. Мы все три пасхальных дня просидели в темноте, а чтобы определить, день это или ночь, заглядывали снизу в печную трубу. Наша землянка освещалась маленьким светильником, который представлял собой жестяную банку с ватным фитильком, наполненную каким-то мазутом... Так мы в темноте и отпраздновали светлый праздник Христова Воскресения. Это была моя первая сибирская «семинария», в которой я провел 12 лет (следующая «семинария» была в Павлодаре, где я трудился пресвитером в течение пяти лет).

Вторая Пасха, которую я очень хорошо запомнил, была в 1980 г. в Молдавии. Я всегда составлял график посещения церквей республики и обычно каждое воскресенье старался посетить две-три церкви. В тот раз решил посетить сразу четыре церкви, рассчитывая на то, что в праздничный день не будут решаться церковные вопросы и я смогу порадоваться вместе со всеми на четырех торжественных собраниях. Но не тут то было!

В первой же церкви после утреннего богослужения, начавшегося в четыре часа утра, мы остались разбирать церковные проблемы, и разбирали их почти до обеда. Но обедать было уже некогда, в 12 часов дня меня ждали в следующей церкви. Там тоже после собрания заседал братский совет и мы стали решать церковные вопросы. Я смотрю на часы – надо торопиться, чтобы успеть на следующее богослужение. Братья спохватились и пригласили перекусить, но кушать было уже некогда. Я очень не люблю опаздывать. То же самое произошло и в третьей церкви, и в четвертой... Наконец, поздно ночью, когда закончился братский совет в четвертой церкви, меня пригласили к столу, и это была моя первая еда за весь день...

– Что бы вы, опытный служитель, хотели пожелать молодым служителям на Божьей ниве?
– Трудно бывает порой давать наставления молодым, имеющим диплом пастора и считающим, что они всё знают. Хотелось бы пожелать таким пасторам больше внимания обращать не на богословскую теорию или философию, а на Библию. Сейчас многие стараются разработать церковный устав и учат христиан жить по этому уставу, как по Конституции. Наш устав – Слово Божье, и жить нужно по Евангелию. А устав нужен для властей, которые не читали Евангелия.

Я желаю всем молодым пасторам быть действительно пастырями народа Божьего, чтобы церковь видела, что это их духовный отец и что двери его сердца и дома всегда открыты для людей, личного общения с ними. Тогда верующие оценят своего пастыря и будут поддерживать его.

Я хорошо помню наставление моего пресвитера, когда я впервые в жизни вышел за кафедру. Это случилось почти 60 лет назад, 17 октября 1948 г. С того времени началось мое служение проповедника. Мудрый пастырь сказал мне тогда: «Выходя за кафедру, ты должен не только любить Бога и всецело посвятить себя на служение Ему. Ты должен искренне любить тех людей, которым проповедуешь». Это пожелание я тоже хочу оставить всем, кто совершает служение во славу Божию. Да благословит вас Господь!

– Благодарю вас сердечно, дорогой Карл Станиславович! Искренне желаю вам в день юбилея здоровья и благословенных преклонных лет жизни. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас также за смелость, проявленную в далеком 1968 г. Ведь среди тех детей, которых начали приводить на богослужения, был и я. Страшно подумать, что было бы, не стань вы тогда за церковь в проломе. Низкий вам поклон и благодарность Господу!

Андреас ПАТЦ