Цитата дня

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Иоан. 1:7).

Миссионерское поле

ОРОЧИ
Продолжаем наш рассказ о народах нашей страны. Дальний Восток. Юго-восток Хабаровского края. Там, в деревнях, проживают орочи, или, как они себя называют, орочисэл. По названию их можно спутать с ороками или ороченами, народами, также проживающими в этом регионе. Такая путаница иногда происходила при получении паспорта, когда ороку писали национальность – ороч.

На грани вымирания
Когда я искал информацию о дальневосточных народах, то думал: как далеки мы от них! И не только территориально. Мы далеки от них духовно… Кто из нас, живущих в западных регионах России, молился об орочах, удыгейцах, ороках, нивхах, негидальцах, нанайцах, тазах? Это живые люди, целые народы, хотя и маленькие по численности, но со своей культурой и жизненным укладом. И у каждого из них есть бессмертная душа, за которую умер Иисус Христос... Слава Богу, что есть на Дальнем Востоке церкви, молящиеся за эти народы и делающие конкретные шаги в достижении их Благой вестью. Будем молиться за активных христиан, активные церкви, материальные средства и транспорт, евангелизационную литературу на языках этих народов. И, конечно же, за эти дальневосточные малые народы, которые находятся зачастую на грани вымирания: алкоголь, социальная неустроенность, безработица и т.п.

Орочи, что это за народ?
Согласно переписи 2002 года, их всего 686 человек, из которых только 17 % признаёт орочский язык родным. Простите, если есть какие-то неточности. Некоторые данные противоречивы. Орочский язык относится к алтайской семье языков, как и другие дальневосточные языки. До недавних пор орочи не имели своей письменности. Только в начале 2000-х годов, на основе кириллицы, была создана письменность для орочского языка и выпущен учебник.

Орочский язык практически не используется в повседневном общении даже старыми людьми. Только некоторые из них могут припомнить несколько коротких фраз, выражений на этом языке. В основном, распространён русский язык.

Рыболовство и охотничий промысел и сегодня являются главным средством заработка и пропитания орочей.

Формально это православные христиане. В XIX веке православные священнослужители – братья Александр и Прокопий Протодиаконовы – предпринимали попытки обратить туземное население в православие, но не имели успеха. Большинство орочей оставались язычниками.

Весь мир представлялся орочам населённым добрыми и злыми духами. Отправляясь на промысел, они устраивали обряды кормления духов высших рангов – хозяину неба, духам-хозяевам разных зверей, духу-хозяину огня. Существовал культ огня с целым рядом запретов: нельзя плевать в огонь, бросать в него что попало, прикуривать от него. Известны были и другие духи: хозяин скал, хозяин грома и пр. В наше время можно наблюдать, как пожилые орочи совершают старинные обряды: кормят духов – хозяев тайги, огня или воды. Злые духи «заведовали» определенными болезнями, например, один – расстройством желудка, другой – ревматизмом, третий – головной болью и т.д. Их призывали с просьбой помочь, задабривали.

Очень почитается культ животных – тигра и медведя. Этих священных животных никогда не убивали. До сих пор существует любимый народом «праздник медведя», где в жертву приносится собака. Есть и шаманы, вокруг которых в посёлках зачастую концентрируется духовная жизнь.

Места эти труднодоступные, часто просто опасные. Вот как описывает посещение такого местечка миссионер Сергей Викулин: «Посёлок Бомнак находится на севере Амурской области, на берегу водохранилища. Его окружают горы и лес. Посетить этот посёлок можно только самолетом или водным транспортом летом. Зимой можно проехать по льду. Такая поездка сложная и неприятная, так как по льду нужно преодолеть 220 км. Большую часть населения посёлка составляют орочи.

Историю этого народа узнать сложно, они и сами плохо ее знают. Говорят, что очень близки к эвенкам – народу, также проживающему на Дальнем Востоке. Основное занятие – оленеводство и охота. На русском языке говорят с акцентом.

Евангелие для орочей
Я встретил на улице группу молодых людей, с которыми разговаривал о Боге. Наша беседа продолжалась приблизительно полчаса. Молодая женщина попросила у меня христианскую литературу и календарь для своего брата.

Когда я отошёл от них, услышал крик. Оглянулся и увидел, как по направлению ко мне бежала группа молодых людей. «Вот этот человек, Паша! Он может тебе что-то сказать», – кричала женщина. Я спросил у Паши: «Что ты хочешь от меня услышать?» Он ответил: «Не знаю». Я сказал ему: «Бог любит тебя и хочет спасти тебя, читай Библию и Бог даст тебе спасительную веру» – и подарил ему Новый Завет.

Молодые люди стали благодарить меня за добрые слова, обнимали меня, целовали, так что мне стало даже неловко. Я не мог понять, что такого сделал, чтобы заслужить благодарность.

С братом Александром мы заходили в дома и приглашали людей читать Библию. Жители были очень приветливы и охотно брали христианскую литературу. В одном доме мужчина выслушал нас и пообещал, что обязательно напишет. Шаман сказал ему, что с ним может случиться что-то плохое и ему нужно обратиться в православную церковь. Я расспросил его о шамане. Мужчина охотно рассказал, что шаман – это женщина. Сейчас она уехала освящать стойбище. У неё есть специальная одежда, которую она надевает для совершения обрядов. Шаман имеет большое влияние на коренное население. Если она сказала, что нужно пойти в церковь, а мы, христиане, как раз пришли к орочам как церковь, то он обязательно напишет нам, как и обещал.

Брат Александр постучал в двери другого дома, из которого вышел мужчина. Александр объяснил цель нашего визита и вручил ему трактат и календарь. Мужчина заплакал от радости, благодарил и обнимал его.

Нам было непонятно, почему люди так бурно реагируют на христианскую весть. Мы зашли в администрацию посёлка, где довольно продолжительно беседовали с главой администрации. И узнали, что за долгие годы мы – первые христиане, которые посетили этот посёлок. Теперь мне было ясно: люди, истомленные грехом, просто не могли сдержать своих эмоций. Влияние шамана, пьянство, жизнь без цели, отдалённость посёлка от основной части населения приводят людей к трагедии.

Мы посетили также небольшую школу, оставили детям в подарок детские Библии и календари. Нужно было возвращаться домой, впереди нас ожидал путь по льду водохранилища. Братья из церкви г. Зея размышляли о том, как могут оказать духовную помощь жителям посёлка Бомнак. Задача нелегкая. Сколько таких мест, куда ещё не дошло Слово Божье! Господи, пошли жнецов на жатву Твою!

Есть ли среди орочей евангельские христиане каких-либо конфессий? Переводилось ли Священное Писание или его части на орочский язык? Такую информацию я не нашёл. Будем молиться об орочах. Этого ожидает от нас Господь!

Сергей БАЛДИН
Многоцветие России