Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Татьяны Головиной в МХГ

Георгий Винс ЖИТЬ ПО ВЕРЕ:
что это значит?

Александр Яручик-Захария (57) легко постигает языки и наречья; к тому же, он усвоил самый главный на свете язык – благословенной Христовой любви. Этот язык объединяет верующих в одну большую семью, в Его Церковь. Александра знают многие – по голосу, который звучит в эфире уже четверть века, по евангельской работе в разных странах, по статьям в христианской прессе.

Эмиграция как состояние души
Наверное, первым эмигрантом был ещё Адам, изгнанный из Божьего рая. А, может, Ной или Авраам и Сарра, Исаак и Иаков, которые «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11:13-16). Все они стремились к лучшей, небесной Родине. «Я родился в эмиграции, и живу в постоянной эмиграции, благовествуя в разных странах, – рассказывает Александр. – Разные культуры, языки, привычки, даже пища... Эмиграция стала для меня большим уроком. Я рад, что здесь, на земле, не прижился. У меня нет земной родины, нет тяготения к земной жизни. Я потерял это тяготение после всех своих эмиграций. Мне абсолютно безразлично, где жить. Наше тело уходит в прах, говорит Священное Писание, а дух возвращается к Богу. И я смотрю ввысь, туда, где наша настоящая, вечная Родина».

В самом начале XIX века прапрадед Александра, тогда ещё сам мальчонка, ездил со своими родителями в далёкий Крым, на повозке, из волынского села – путь неблизкий. Крестьяне обменивали свои товары – деревянные поделки, домотканые жупаны и плахты, вышитые сорочки и домашнюю утварь на соль, самый ценный товар по тем временам. «Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? – говорил Александру прадед, наставляя: – Имейте в себе соль, и мир имейте между собою, как написано в Евангелии от Марка». Эти истории о путешествиях в Крым, приправленные библейскими словами, запали мальчику глубоко в душу. Он закрывал глаза и представлял себе, как мерно покачивается повозка, как меняется вокруг ландшафт, как звучит иная речь... Может быть, именно тогда и родилось в его сердце желание путешествовать, видеть мир. А жизнь этому желанию способствовала сполна.

Западная Украина под польской властью обнищала настолько, что десятки тысяч украинцев вынуждены были покинуть родину. В поисках пропитания для своих семей многие устремились за океан, в Южную Америку. Тысячи семей осели в Парагвае. Тогда это были непроходимые джунгли, и правительство раздавало земли бесплатно, лишь бы только поселялись, обрабатывали необитаемые земли, облагораживали дебри. В середине 30-х годов прошлого века в США, Канаду и Парагвай выехали многие односельчане Яручиков. В Германии к тому времени к власти пришли гитлеровцы, коричневая чума расползалась по Европе. Западная Украина оказалась разменной картой в игре двух агрессоров: Гитлера и Сталина. Война стремительно приближалась к её границам.

Предчувствуя будущую трагедию, предки Александра тоже снялись с насиженного места и отправились в Парагвай. Они уплыли на одном из последних пароходов, который уходил в Южную Америку. Почти сразу после этого фашистская Германия напала на Польшу, и выехать было уже невозможно. Для Польши, а вскоре и для Западной Украины начался «новый порядок» – депортации, концлагеря, расстрелы...

Вещей у эмигрантов – пара узлов, да сундук с лопатами и кирками. А ещё – Библия, потому что Слово Божие в этой семье в большом почёте. Для семейной Библии отец Александра смастерил деревянный сундучок: хранили Писание как большую драгоценность. Родители Александра были тогда подростками, они познакомились и поженились уже в Парагвае. Там же родился и он, их старший сын. Жили колониями – украинцы, поляки, чехи, словаки, белорусы... Многие именно в этих страшных, необитаемых джунглях пришли к вере в живого Бога, приняли весть спасения, стали проповедовать Евангелие окрестным народностям. Может, и увёл их Господь в эмиграцию, чтобы привести к Себе, обратить к покаянию.

Не все переселенцы задержались в Парагвае – слишком тяжёлая была там жизнь, не каждый выдерживал. Некоторые, в том числе и семья Александра, перебрались в соседнюю Аргентину, нашли работу в Буэнос-Айресе. Отец устроился столяром, а мама – швеёй. Жили, по тем временам, неплохо, по крайней мере, были сыты, одеты и обуты. «Я рос очень счастливым, – вспоминает Александр. – Мои родители были верующими, людьми очень строгих правил. И в то же время, любящими, ласковыми. В свободное время мама часто усаживала нас, детей, рядом и рассказывала истории – из своей жизни, из Библии». Это были незабываемые минуты общения, которые сформировали его характер. Он вспоминает, как дедушка, стоя на повозке, чтобы было повыше, проповедовал на хуторе, где у него был маленький огородик. Семена, посеянные в детстве, дали всходы в сердце Александра позже, хотя бурьян неверия пытался их заглушить.

В Советском Союзе
Георгий ВинсВ 1955 г., поверив советской пропаганде о счастливой жизни в СССР, семья Яручиков решила вернуться в Украину. Родина встретила их неприветливо. На Волыни, где у них были родственники, поселиться не разрешили, отправили сначала в колхоз в село Берёзовку Одесской области, а потом – в Новую Горловку: на шахтах требовались рабочие руки.

В этот период Александр пристрастился к чтению, запоем проглатывал всё – Достоевского и Толстого, шпионские детективы и атеистические брошюры, исторические романы и описания путешествий... «Сотни, тысячи прочитанных книг, – вздыхает он. – Всё это, конечно, не приводило ни к чему, наоборот, усиливало неприятное чувство того, что ты ничего не знаешь...» И только для Священного Писания времени у подростка не оставалось. «Да разве Бог есть? Ведь это только отсталые люди могут в Него верить», – примерно так он рассуждал. И новая жизнь понесла его, закружила...

Родители ничем не могли помочь своим детям, потому что сами ничего не имели. Всё, что удавалось заработать, уходило на прокорм семьи, а она была большой. Несмотря на то, что через некоторое время удалось всё же перебраться на Волынь и отец устроился столяром, а мама – главной поварихой в столовой, несмотря на столь хлебную, по тем временам, работу, они никак не могли выкарабкаться из нищеты, потому что ..не воровали. Ничего, ни куска хлеба, ни доски или гвоздей, ничего не приносили родители домой. Написано: не кради!

Яручиками заинтересовалось всесильное ведомство – КГБ. Приходили домой, склоняя к доносительству, запугивая тем, что отберут у верующей семьи детей. Это была вполне реальная угроза. Выход один: вернуться назад, в Аргентину, где остались родители матери. Много сил было потрачено на оформление документов, ведь аргентинские паспорта у них отобрали ещё в одесском порту. Теперь они считались гражданами СССР, хотя Аргентина не лишила их своего гражданства. С большим трудом в 1965 г. им удалось вырваться из страны, где «так вольно дышит человек». А в Буэнос-Айресе нужно было всё начинать заново: учить основательно забытый испанский язык, тяжело работать, чтобы скопить деньги на самое необходимое. Александр устроился работать учеником столяра в небольшую мастерскую. «Это было благословенное время, – вспоминает он. – все в этой мастерской, и хозяин – Сергей Жуковский, и рабочие, были верующими людьми. Не курили, не ругались, не пили. Я поначалу смеялся над ними, считая себя умником... Я очень благодарен Богу за то, что Он послал мне именно таких людей, которые с большим терпением относились к моим насмешкам. Сергей Жуковский просто открывал Слово Божие и говорил: «Знаешь, Саша, я не очень образован, но всё же Библия говорит так...» Он всегда отвечал мне с Библией в руках! И мои аргументы улетучивались, как будто их никогда и не было, потому что Слово Божие – это Сила Божия».

Там же, в столярной мастерской, молодой человек познакомился с Иваном Кулаком, одним из лидеров южноамериканского евангельского славянского движения. Именно он стал приносить Саше книги из своей богатой библиотеки: Билли Грэма, Николая Водневского, Веру Кушнир, Родиона Берёзова и многих других. «Но, главное, я стал читать Библию, – говорит Александр. – Сперва прочитал Новый Завет. Прятался, чтобы меня не видели даже родители, потому что мне было стыдно, ведь ещё недавно я критиковал Слово Божие, его не зная. Вскоре я начал посещать богослужения. Так пришёл к мысли о покаянии». Покаяние и крещение по вере изменили его жизнь. После длительных молитв и колебаний он решил поступить учиться в евангельскую духовную семинарию Христианского миссионерского альянса в Буэнос-Айресе. Годы учёбы в семинарии он считает самыми светлыми в своей жизни. Студенческое братство, опытные духовные наставники пробудили в нём желание полностью посвятить свою жизнь Богу. Он принял решение «жить по вере», как сам говорит. Бог спас его из мирского моря и туда же послал, чтобы спасать другие погибающие души. Он хотел благовествовать миру Христа, опираясь лишь на Его водительство, как это делали первые апостолы, которые редко использовали материальную поддержку тогдашних общин, но передвигались «по всей поднебесной», смело возвещая Евангелие.

Божий контрабандист
После окончания семинарии он отправился на Канарские острова, сначала на Тенерифе, а потом – на Гран-Канария. Почему именно на эти испанские острова в атлантическом океане? Дело в том, что в те годы именно на Канарских островах, прежде всего в порту Лас-Пальмас, останавливались советские суда, там действовали торговые и военные представительства СССР, и Александр, прекрасно владевший русским языком, мог общаться с советскими людьми. Он отправился на острова с 30 долларами в кармане. Кормился трудом своих рук, снимал комнатушку за полтора доллара в неделю, но от евангельского служения не отступил. В сезон в порту Лас-Пальмас стояло по 10-20 советских пароходов ежедневно, а в год прибывало до 1600 пароходов из разных портов приписки СССР. Вот поле для проповеди Евангелия, особенно для миссионера, который готов был «жить по вере».

За время своего служения в порту Лас-Пальмас Александр распространил десятки тысяч христианских книг и видеокассет, а также произведения русских религиозных философов и писателей Н.Бердяева, В.Соловьева, С.Булгакова, А.Солженицына, Б.Пастернака, в то время запрещённые в СССР. Его раскладной столик с надписью «Русские книги» стал привычным атрибутом порта. Каждый желающий мог получить в подарок Библию или Новый Завет. Его благовестие поддерживали многие христианские издательства и библейские миссии Западной Европы и США. «Жизнь по вере – это самый важный путь в жизни служителя, – говорит проповедник. – Если вы станете на этот путь служения Богу, Он не оставит вас без пропитания. Разве Он бросит Своих детей? Так служили Богу первые христиане, так живём и мы, до сего дня, верой».

И посеянные евангельские семена давали всходы. «Многие принимали Спасителя в свои сердца. Когда мы беседовали, люди загорались, – вспоминает он. – У них глаза светились, появлялось желание жить! Многие моряки делились со мною своими страшными переживаниями во время службы. И как этим людям было выжить без Бога?! Я думаю, что каждый моряк в глубине душе человек верующий». Однажды матрос рассказал ему, как во время шторма, когда корабль кидало по волнам, как щепку, он пролежал несколько часов, зацепившись руками и ногами за рыболовецкие сети и борт судна, чтобы его не снесла волна. А волна всё била и била, и он не имел сил, весь дрожал и понимал, что уже почти в ледяной морской пучине...

Много опытов услышанных молитв пережил А.Яручик-Захария, немало опасностей встретилось на его пути. Он может сказать о себе словами апостола Павла: «...Мы были побиваемы камнями, ..терпя недостатки, скорби, озлобления...» (Евр. 11:37). Его снимали фотокамерой, чтобы повесить потом фотоснимки в кают-компаниях на всех советских судах с подписью: «Опасный враг!» Однако такая антиреклама сослужила Александру хорошую службу. Моряки нередко сами подходили к нему в порту со словами: «Мы видели вашу фотографию. К вам подходить запрещено. Но мы много слышали о вас. Именно поэтому и подошли, расскажите нам о вашей вере... Можете ли вы подарить нам Библию? Есть ли у вас христианские фильмы?» По тем временам это была запрещённая контрабанда в СССР.

Однажды к нему подошёл молодой офицер с вопросом: «Что такое свобода? Есть ли свобода на Западе?» Александр прекрасно понимал его вопрос, ведь ему тоже довелось жить в СССР. Он знал, от чего хочет бежать его собеседник. Но также знал, что имея, допустим, свободу слова, свободу передвижения, свободу собраний и прочие свободы на Западе, можно не иметь главной свободы – от грехов. «Я старался ему объяснить, мы беседовали около получаса, и я видел, что он уже спешит назад, на корабль, – вспоминает проповедник. – Тогда я открыл Евангелие от Иоанна и прочитал ему слова Христа: «...Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8:31-32). Этот офицер посмотрел на меня, заплакал и ушёл. Больше я его никогда не встречал, но мне кажется, что он понял смысл истинной свободы».

Не раз Александра Яручика пытались убить, выкрасть и вывезти в СССР, но Тот, в чьих руках ключи от жизни и смерти, хранил Своего слугу. Охотились за проповедником и различные союзы «спасителей России», пытаясь переманить его к себе на работу. «Но для меня проповедь Евангелия всегда была намного важнее, чем политика, потому что я знал, что политика, идеология – это пройдет, а евангельская вера – это вечная ценность. Нельзя служить двум господам», – говорит он.

Потом были сотрудничество со Славянским евангельским обществом в США, христианской радиостанцией в Кито (Эквадор), служение на радиостанции в Монте– Карло, в миссии „Cadence International“ (США). Со многими яркими евангелистами свела его судьба – Николай Леонович, Ярл Пейсти, Иван и Руди Винсы, Пётр Дейнека, Иван Паульс и др. На одном месте долго не оставался: это стало своеобразным жизненным принципом проповедника. «Приходит время, когда человек выдаёт из себя всё, что может, но, в то же время, не получает ничего свежего для творческой работы, – признаётся он. – А новые творческие силы можно получить, только проповедуя людям напрямую. Сила Священного Писания очень велика. Это как динамит, он взрывает всё ненужное. Это «сила Божия ко спасению всякому верующему...» (Римл. 1:16). Слово «сила», в оригинале dinamos, т.е. динамит, откуда произошло и русское слово «динамит», именно этой взрывной силой, которую производит Сам Бог в жизни человека, Он взрывает всё ненужное и посылает Свой Дух Святой, чтобы человек мог уверовать».

Больше четверти века звучит в эфире голос Александра Захарии. Почему именно – Захария? «Мой псевдоним связан с именем библейского пророка Захарии, – объясняет Александр, – потому что он, как никто другой, ясно и чётко указывает на второе пришествие Мессии. И ещё потому, что тяжёлое это было время – советское; всех нас, работавших на христианском радио, считали в СССР врагами народа, предателями, и многие из нас взяли псевдонимы лишь потому, что надеялись хоть когда-нибудь поехать на родину наших родителей, и мы не хотели быть задержанными на границе или вообще недопущенными для въезда».

За это время подготовлены тысячи программ, пять пятилетних циклов ежедневного изучения Библии, и все они разные, рассчитанные на детей и молодёжь, людей зрелого возраста, женщин, военнослужащих. «Господь так благословил нас, что ни одна программа не была повторенной. Все программы были свежими, оригинальными. Поэтому наш творческий труд был напряжённым, – говорит благовестник. – Но мы не только были Господними свидетелями в эфире, но и встречались с людьми, в живом общении и служении черпали духовные силы». А ещё, конечно, письма радиослушателей, которые подбадривали, давали новый импульс к творчеству. Услышав однажды радиопередачу Александра Захарии в эфире, я тоже написала ему в Барселону. Вовсе не надеясь на ответ: проповедник занят, ему не до простых смертных. И к радости своей ответ получила! Он отвечает всем, сейчас, конечно, с помощью своих добровольных сотрудников. Некоторые письма слушателей бережно хранит, как, например, такое: «Зачем вы проповедуете Христа? Вы напрасно тратите деньги! Всё равно в СССР никто вас не слушает». И подпись в конце: «Группа комсомольцев». Такие письма, конечно, получать неприятно. Но ведь услышала «группа комсомольцев» его передачу! Одним свидетельство во спасение, другим – на погибель...

С 90-х годов проповедник стал посещать Россию, Украину, Белоруссию. Нередко в этих поездках с ним – жена или кто-нибудь из детей, а их у проповедника четверо: Лариса, Ездра, Авраам и Неемия. «Мы видели большую нужду в бывших республиках СССР, – говорит он. – И мы стали возить гуманитарную помощь – медикаменты, продукты питания, одежду и обувь, а также духовную литературу». Господь широко открыл двери для благовестия, и Евангелие зазвучало на городских площадях и стадионах, в воинских частях и клубах. Теперь каждый желающий может приобрести Слово Божие. Только бы читали...

Повзрослели дети. Лариса, Ездра и Неемия живут в Испании. Ездра окончил Барселонский университет, занимается каталанской, испанской и английской филологией. Неемия изучает в университете аудио– и видеотехнологии. Лариса – журналист, фоторепортёр. Авраам учится в университете Чикаго (США), специализируется на криминологии и философии.

«Какое качество вы цените в людях больше всего?», – спрашиваю я Александра. И он отвечает: «Я бы сказал, это качество чистых глаз. Всегда ищу в толпе детские глаза. В них – чистота души. Там нет ничего лукавого, там всё искренно, наивно. Это глаза, которые светятся любовью и чистотой. Есть много других хороших качеств, но – будьте, как дети. Ибо их есть Царствие Небесное».

Татьяна ГОЛОВИНА