Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Павла Гараджы в МХГ

Праведный своею верою жив будет

«Доколе, Господи, я буду взывать – и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии – и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный... И отвечал мне Господь и сказал: ...Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 1:2-4; 2:2, 4).

Когда торжествует зло
Этим событиям больше 2500 лет, но они так созвучны современной жизни! В VII веке до Рождества Христова в Иудее был убит богобоязненный царь Иосия, который «делал угодное пред очами Господа», и его место заступил нечестивец Иоаким. В стране распространились грабительство и насилие, беззаконие и превратный суд... Праведная душа пророка Аввакума страдала, и он возопил к Богу, вопрошая Его: почему нечестивый благоденствует, зло одерживает верх, попирается закон?

Не правда ли, нам хорошо знакомо такое состояние?! Не плачем ли и мы вместе с Аввакумом пред Богом, когда душа омрачается под гнетом неправды и торжествующего зла? Ведь в мире, где Божья Истина – в пренебрежении, это происходит постоянно. Как жить праведнику, когда побеждают зло и беззаконие? Как устоять верующему, когда кажется, что Бог не контролирует ситуацию, и в сердце закрадываются сомнения в Его всемогуществе?

Бог дал пророку Аввакуму, а вместе с ним и нам, удивительный ответ: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Надменная, гордая душа никогда не найдет успокоения, смятение и постоянная неудовлетворенность – вот ее удел, а праведный даже среди зла и беззакония увидит свет в конце туннеля, вера даст ему опору. Даже в самые трудные времена, когда, кажется, все рушится и тьма заполнила мир, вера послужит праведнику источником жизненных сил. Надо только жить именно верою, доверять Богу, уповать на Него! И Он непременно совершит! (Псал. 36:5). Как хорошо, как необыкновенно и мудро утешает Господь верующих!

Истина, которую Он открыл Аввакуму, имеет вневременное, непреходящее значение. Это важнейший библейский принцип, который стоит того, чтобы рассмотреть его более внимательно. Итак: праведный своею верою жив будет.

Своею...
У нас так любят говорить о вере предков, исторической вере нашего народа, что при этом как бы само собой получается, будто те, кто не следуют ей, являются едва ли не предателями, по меньшей мере, сектантами, отколовшимися от правильного течения. Но Писание вполне определенно утверждает, возвращая нам трезвый взгляд на вещи: «Своею верою». Не исторической верой народа спасается человек, а личной верой в Иисуса Христа, Творца и Спасителя мира. За красивыми словами о «нашей родной вере» теряется суть: Господь спросит не с народа, а с каждого человека отдельно. Спросит, как он жил на этой земле, кому поклонялся, какие дела совершал по своей, личной вере: блудил, пьянствовал, воровал? Или, имея страх Божий, бежал греха и приносил плод праведности?

В отличие от Ветхого Завета Новый есть Завет (договор), который Бог заключает с человеком по его вере в Иисуса Христа. «Своей» вере. Если же человек лишь похваляется верою своих предков, не имея личных отношений с Христом, его ждет печальная участь.

Вот абсурд, который испокон века поддерживается и считается нормой вещей: если человек родился в европейской части России, то он должен быть православным, если в Италии – католиком, в Иране – мусульманином и т.д. Бог сотворил человека свободным и дал ему право самому определяться в жизни на земле; Он не остановил человека силою даже тогда, когда наш прародитель избрал путь греха и протянул руку к запретному плоду; это высшая демократия – от Бога. Да и человеческая демократия начинается со свободы совести. Когда совесть связана какими-то путами, тогда о свободе вообще, о демократии говорить нет смысла. Если человек накладывает на себя подобное ярмо, говоря: ты рожден в исконной вере своего народа и твой патриотический долг исповедовать ее, – то это не Божье, а человеческое установление.

Не вдаваясь в догматику, можно сказать, что само по себе крещение младенцев – антидемократично и противоречит сути отношений Бога и человека, какими их установил Творец по Своему промыслу. Господь положил в основу этих отношений свободную волю человека и желает, чтобы Его творение, человек, сам избрал предмет своего поклонения. Эти выборы должны быть не менее свободными, чем выборы президента. Сатана порабощает: «сажает» на иглу или стакан, втягивает в замкнутый преступный клан, из которого практически невозможно вырваться, постоянно изобретает новые виды зависимости (компьютерная и другие). Бог же не навязывает, Он лишь призывает человека поверить Истине, привлекает его Своей любовью и ждет ответной. Отношения любви не устанавливаются по принуждению, но только на основе свободного выбора.

К тому же, надо признать, что исконная вера нашего народа – не православие, а язычество, которое было насильственно искоренено и так же, с применением силы, заменено христианством, пришедшим из Восточно-Римской империи. Не случайно сегодня язычество вновь возрождается на нашей земле, апеллируя к историческому самосознанию народа (в Украине возникла так называемая РУНвира – Родная Украинская Вера). И отчасти оно имеет успех, потому что культурно не чуждо душе народа, в которой живут смутные воспоминания о своем языческом детстве.

Однако такая вера, которая является больше фактом культуры или истории, будь-то язычество или «традиционное христианство», очень часто весьма далека от живой, личной веры в Иисуса Христа, благодаря которой Господь дарует человеку спасение. Что бы ни говорили нам государственники о необходимости единой всенародной веры, она слишком часто остается чужой для человеческой души. Не православная, не католическая, не протестантская вера нужна человеку. Господь Иисус Христос вполне конкретно говорит нам, какую веру мы должны иметь: «…Имейте веру Божию…» (Марк. 11:23); «…Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк. 1:15). Это слова Спасителя. Потому каждому из нас жизненно необходима своя, собственная вера в Иисуса Христа по Евангелию, Писанию. Евангельская вера. Это и есть вера Божия.

Верою…
Как написано, праведный своею верою жив будет. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Только вера может связать грешного человека со святым, праведным Богом и дать ему спасение («верою жив будет»); это единственно возможный способ – установить отношения с Творцом. Потому не выдерживает библейской проверки расхожая житейская мудрость: живи честно, твори добрые дела – вот и все, что от тебя требуется. А Бог, мол, Сам оценит это.

Вроде бы хорошее говорится, но ближе присмотреться – скрывается в сих словах горделивое древнее стремление человека выйти из-под Божьей опеки, жить своевольно, самостоятельно определяя, что значит быть честным и что такое – творить добрые дела. Опыт веков свидетельствует: без Бога человек не способен на доброе («...Без Меня не можете делать ничего» – Иоан. 15:5), а тем более – оправдаться перед Ним своими делами и заслугами. Если бы это было возможно, то незачем было бы приходить на землю Иисусу Христу, мучительно страдать и умирать за нас, грешных.

Только верою – это непреложный духовный принцип, который действует на протяжении всей библейской истории. Еще до того, как Бог дал людям закон в десяти заповедях, было сказано: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Речь здесь не может идти ни о чем другом, как только о спасении по вере. Затем в период действия закона мы находим известное нам откровение, данное Богом пророку Аввакуму, которое мы столь подробно разбираем. Эта полная божественной силы духовная формула настолько важна, что Святой Дух как автор Библии счел необходимым трижды и дословно повторить ее в Новом Завете: в посланиях римлянам (1:17), галатам (3:11) и евреям (10:38).

Поэтому идея спасения по делам есть полное отрицание Божьей истины, и она не может быть положена в основу спасающей веры. Когда апостол Павел опровергает тех, кто учит о спасении делами закона, он ссылается как раз на Ветхий Завет, на пророка Аввакума: «А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). Писание для апостола – неопровержимое доказательство; как жаль, что сегодня для некоторых этого недостаточно!

Итак, мы видим, что во все времена, в трех периодах библейской истории – до закона, в период закона и в эпоху благодати – действовал и продолжает действовать один и тот же установленный Богом принцип спасения по вере. Человек всегда спасался и спасается верою в своего Творца и Искупителя.

В седой древности, задолго до закона, Иов восклицал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов. 19:25). Как мог это знать Иов? Только верою, по которой и был, вне всякого сомнения, спасен.

И закон десяти заповедей не отменил закона спасения по вере. Когда Иисус Христос начал Свое служение людям на земле, Он критиковал фарисеев именно за то, что они вместо живой спасительной веры поставили букву закона да к тому же загромоздили закон человеческими предписаниями, «устранили заповедь Божию преданием» (Матф. 15:4). Об этом подробнее – в статье Фреда Льюиса «Живая вера и закон Моисея» («Христианская газета», 2004, № 5).

Но Писание очень четко устанавливает соотношение веры и дел: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам выполнять» (Ефес. 2:8-10). Спасены через веру для добрых дел на земле, а не наоборот: спасены чрез добрые дела, имея какую-то неопределенную, размытую веру. И об этом еще раз сказано: «Праведный верою жив (читай: спасен. – Авт.) будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:38).

Другая крайность
«Откровение пророка Аввакума», усиленное троекратным повторением в Новом Завете, долгое время находилось как бы в забвении. С течением веков священство все более уклонялось от простоты во Христе (2 Кор. 11:3), облекая богослужения в пышную обрядность, заменяя живую проповедь Евангелия ритуальным поклонением. Но однажды монаху Мартину Лютеру Святой Дух открыл, что значат слова «праведный своею верою жив будет», и он начал проповедовать о спасении по вере, отвергая индульгенции, спасение добрыми делами и прочие человеческие измышления, не могущие дать грешному человеку новую жизнь во Святом Духе. Так началась Реформация – величайшая в истории человечества духовная революция. На ее знамени начертаны именно эти слова: «Праведный своею верою жив будет!»

Но отвергнув одну крайность – спасение делами, христианство качнулось в другую, противоположную сторону, где вере придается самодовлеющее значение. Где понятие оправдания верою доведено до абсурда.

Однажды, когда мой поезд приближался к конечной станции, в купе, где я остался один, постучав, вошел молодой человек. Без всякого вступления он спросил: скажите, вы хотите получить вечную жизнь? Давайте я помолюсь, а вы будете повторять молитву за мной. На что я ответил, что спасен. Наверное, он привык к другим ответам и несколько растерялся. Тогда я объяснил, что являюсь членом евангельской, баптистской, церкви, принял Христа в сердце и крещен по вере. Я думал, что он обрадуется, найдя единоверца, и мы пообщаемся. Но он, напротив, потерял ко мне всякий интерес. Он явно спешил, его ждали погибающие грешники, которых он «спасал», уговаривая повторять за ним слова покаянной молитвы...

Так понимают спасение по вере в некоторых современных церквах. Достаточно повторить за проповедником «правильные» слова покаяния, после чего Бог берет дело в Свои руки, и что бы ни происходило в жизни этого человека в дальнейшем, она окончится спасением. В течение буквально нескольких минут человек евангелизирован и покаян, а, значит, – спасен. К сему примыкает идея о том, что не может умереть тот, кто рожден свыше, ибо это рождение в вечности от Духа Святого.

Хочу сослаться на три библейских истории, которые говорят об обратном. Первая – об Адаме, который, несомненно, был рожден не только физически, но и духовно, так как общался с Богом лицом к лицу. Грех разъединил его с Творцом, что говорит о духовной смерти.

Вторая история – о блудном сыне. Он тоже пребывал в общении с отцом, пока не потребовал своей части наследства и не ушел в мир, где грех довел его до свиной кормушки и умертвил духовно. Помните, что сказал о нем отец, когда блудный сын возвратился? «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Луки 15:24). «Мертв» – вот диагноз Иисуса Христа, поставленный человеку, который живет распутно. И если мы способны видеть в притче о блудном сыне духовный смысл, то должны признать, что блудный сын прошел в своей духовной жизни три фазы: духовную жизнь в общении с отцом, духовную смерть от греха и новое духовное возрождение после покаяния.

Дэниел Д. Корнер, автор фундаментального труда «Вечное спасение на условии веры», посвященного исследованию современного кальвинизма и всестороннему обоснованию его несостоятельности, с полным на то основанием видит в истории блудного сына именно такой смысл. Он пишет, что точно так же, как при покаянии человек переходит от смерти в жизнь (1 Иоан. 3:14; Иоан. 5:24), он может, сознательно предаваясь греху, перейти от жизни в смерть. Апостол Павел прямо настаивает на этом: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плоти, то живы будете» (Римл. 8:13). К кому обращены эти слова? Кто способен духом умерщвлять дела плоти? Несомненно, Павел пишет верующим, рожденным духовно.

Что происходило в Коринфе
Ярким подтверждением тому является история, связанная с жизнью Коринфской церкви. Апостол Павел, опекавший эту церковь духовно, обличая ее членов в недостойной христианской жизни и неправильном участии в Вечере Господней, пишет: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29-30).

Широко распространенное у нас толкование Библии утверждает по поводу этих стихов, что нет никаких оснований считать, будто в этом тексте речь идет о духовной смерти. При всем уважении к авторам и огромному труду, который они проделали, с ними невозможно согласиться; в их оценке просвечивается предвзятость сторонников «безусловного спасения». Напротив: нет никаких оснований считать, что речь идет не о духовной смерти.

Апостол Павел укоряет членов Коринфской церкви как раз в том, что они превратили Вечерю Господню в обыкновенный ужин, «ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11:21). Это может свидетельствовать об одном – о завидном аппетите коринфян, что никак не вяжется с немощным, болезненным состоянием их бренных тел. Тот, кто хоть однажды болел или ухаживал за больным, знает, что один из главных признаков серьезной болезни, а тем более близкой к смерти, – потеря аппетита. А здесь совсем другие симптомы: всякий спешит обогнать другого, чтобы поужинать. Это свидетельство энергичной физической жизни. Написано, заметьте, «всякий». То есть это сделалось обычаем для всех членов церкви, без исключения, в том числе для немощных и больных...

Нет, не было в те годы в Коринфе ни эпидемии чумы, ни тифа, никакой другой смертельной хвори, которая бы выкашивала верующих: «многие... больны» и «немало умирает». Не совершала церковь постоянно служение похорон, и апостол Павел высказывает ей соболезнование совсем по другой причине – по поводу духовного состояния общины. Потому немощи, болезни и смерти здесь подразумеваются духовные, разве что представить абсурдную картину: немощные и больные коринфяне, опережая друг друга, спешат к общей трапезе, чтобы плотно закусить перед смертью.

Переходящие в смерть
Обратите внимание: немощи – болезни – смерть. Это развитие, процесс. Он начинается с духовного недомогания, может быть, вначале и не выраженного ясно, которое, если на него не обращают внимания, вскоре заявляет о себе как немощь.

Что такое немощь? Это духовное бессилие, неспособность противостоять греху. «Ибо Христос, когда мы были еще немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Римл. 5:6). Здесь немощь приписывается людям неверующим, у которых нет абсолютно никакой силы (это не мощь, а слабость), чтобы бороться с грехом.

«Но Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Христос умер за нас, понес наши болезни, когда мы были именно такими – абсолютно бессильными против греха, разбитыми, расслабленными, парализованными им. Господь дал нам взамен духовную силу («Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» – Деян. 1:8), чтобы мы могли побеждать грех. Христос умер за нас не только, чтобы искупить, простить и усыновить нас, но и дать нам силу против греха. Чтобы мы стали способными жить новой, праведной жизнью.

Вместо этого апостол Павел находит, что в Коринфской церкви грех процветает, и это не только не вызывает у других осуждения, но даже почему-то – гордость. Апостол ставит диагноз: немощи – болезни – смерть. И называет их причину – пренебрежение Вечерей Господней, которую коринфяне превратили в обыкновенный ужин. В преломлении хлеба в присутствии Господа они участвовали недостойно, становились виновными против Тела и Крови Иисуса; это поражает их немощью, которая переходит потом (если верующий не останавливается и не раскаивается) в болезни и может окончиться духовной смертью. По крайней мере, апостол Павел говорит, что немало верующих полностью прошли этот путь.

Какое яркое предостережение для нас! Неправильное участие в Вечери не проходит бесследно для нашего внутреннего человека. Это не какая-то отвлеченная идея, не имеющая для нас практического значения; нет, участие в Вечери Господней либо укрепляет нас и наполняет духовной силой, либо, наоборот, делает слабыми, немощными против греха, что впоследствии может перерасти в серьезную духовную проблему.

Самый простой пример духовной немощи – зависимость от телесериалов, оторваться от которых никак не может брат или сестра, хотя и понимает их пустоту (даже в миру данный жанр презрительно именуют мыльными операми). И вот уже появляются признаки болезни: бесконечный ропот, недовольство, нежелание посещать собрания, молиться...

Однако внешне при этом ничего может не меняться: человек нередко обладает завидным здоровьем и физической силой. Брат, который участвовал в многолетнем конфликте с сестрой, говорил: посмотрите на меня! Что ж, внешне он выглядел, действительно, прекрасно. Но это материализм в чистом виде – выводить свое духовное благополучие из физического здоровья, другими словами, исповедовать принцип: в здоровом теле – здоровый дух.

Господь, отвечая апостолу Павлу на просьбу избавить его от физического недуга, говорит нечто совершенно другое: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Не выделяющийся физической силой человек, носящий в своем теле серьезное заболевание, может обладать в Господе поистине огромной силой духа, что и подтвердили своей жизнью апостол Павел и тысячи христиан после него.

Впрочем, нельзя отрицать и того, что недостойно участвующий в Вечере человек может понести наказание и на физическом уровне. И все же в рассматриваемом нами отрывке говорится не об этом. Участвуя в Вечере, мы входим в соприкосновение со святостью Божией, нечистое не может иметь с Ним общности, отторгается от него. Бог не дает ему части в Себе, и это очень конкретно. Потому наше участие в Вечере – это или духовное обновление, или потеря духовной силы, болезни, смерть...

Праведник
«...Праведный своею верою жив будет». Наконец мы возвратимся к первому слову – праведный. Верою получит спасение не нечестивый, не тот, кто постоянно заигрывает с грехом, позволяя себе переступать запретную границу, безосновательно обольщаясь тем, что не потерпит от этого урона, но тот, кто бескомпромиссно отвергает грех, сражается с ним и в конечном итоге –побеждает. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего...», «побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:12, 21). «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Да благословит нас Господь дарованием верности и жизни победы!

Павел ГАРАДЖА