Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Павла Гараджы в МХГ
О ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ЖИЗНИТворить – это работать
Разговор о стихосложении на страницах нашей газеты назрел. Редакционная почта свидетельствует о том, что в нашем братстве очень много тех, кто пробует себя в поэзии, и они остро нуждаются в совете и поддержке.
В книге Исход Господь говорит Моисею: «Смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни …» (31:1-5). Это универсальная формула, которая раскрывает составляющие, необходимые для любого творческого труда на духовной ниве: Дух Божий; мудрость и разумение; ведение и всякое искусство; постоянная, настойчивая работа, - без этого не достичь хорошего результата.
Хочу особенно подчеркнуть слово «работать». Господь наделил Веселеила столькими прекрасными качествами, щедро одарил его для одной цели, чтобы он мог во славу Господа «работать из золота, серебра и меди, резать камни… и резать дерево для всякого дела» (ст. 5). Наверное, немало пота пролил Веселеил, прежде чем у него вышло то, чего хотел от него Бог. Вне всякого сомнения, он настойчиво работал, чтобы сделать свои произведения совершенными, достойными великого Бога Творца.
Без кропотливого, систематического, подчас изнурительного труда не бывает подлинного творчества. Лев Толстой 12 (!) раз переписывал «Войну и мир» - это мы помним еще из школьного курса. К сожалению, когда берутся за перо верующие, то подчас пишут нам: это не мое, это от Бога! Конечно, все в нашей жизни от Него и к Нему, но нельзя думать, что Он непосредственно диктует текст стихотворения, а значит ни отнимать от написанного, ни прибавлять к нему, т.е. работать, нельзя (что написал, то написал). Поверьте, вдохновение – то особое состояние, которое испытывает человек, охваченный творческим горением, - посещает всех поэтов на земле, в том числе и атеистов. Но это не мешает им впоследствии переделывать и шлифовать свои произведения.
В готовящейся к изданию книге «Крылья веры» Евгения Кобзарь вспоминает, как однажды спросила у скульптора, шлифовавшего высеченную из камня фигуру: что самое трудное в вашем творчестве? Шлифовка, ответил он, не отрываясь от своей нелегкой работы. И сколько времени вы будете заниматься ею? – Сколько хватит денег, ответил мастер. Нет предела совершенствованию. Это относится и к поэзии. При всей кажущейся легкости и певучести настоящие стихи рождаются, как говорится, в муках творчества, их появление на свет сопряжено с поиском точного слова, бесконечными переделками, шлифовкой, пока «хватит денег», т.е. ресурсов. Владимир Маяковский сказал об этом так ярко и образно, что нередко воспринимается, увы, не столько глубокая и точная суть его слов, сколько их красота:
«Поэзия – та же добыча радия –
В год добыча, в грамм труды;
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды».
Когда речь идет о творческом процессе, то нет разделения на духовную и мирскую поэзию, законы тут одни: работать. И если вы никогда не писали стихов и вдруг начали, то должны знать, что ваши опыты заведомо несовершенны, что бы вам ни говорили о них братья и сестры. Вам предстоит еще долгий путь, пока вы научитесь работать над своими стихами, добиваться того, чтобы они стали таковыми.
Художник от слова «худо»
Не спешите объявлять себя поэтом, подобно тому, как написал нам один из читателей: «Я родился поэтом…» Не возводите себя в этот ранг сами, и не доверяйте этого своим друзьям и знакомым, которые, может быть, просто не хотят вас обидеть, а чаще всего – некомпетентны решать это. Вас не должно обижать, если мы не печатаем присланные вами стихи, поскольку очень часто это еще – не стихи.
Если мне скажут, что я не художник, то я и не подумаю обижаться, хотя нарисовать что-то все же смогу. В этом смысле начинающий стихотворец похож на ребенка, который нарисовал свой дом, маму и папу рядом с ним и с гордостью спешит показать родителям, что у него получилось. Взрослые смотрят и восхищаются, пряча иронию. И все счастливы… Безусловно, кое-что срифмовать может каждый. Но это так же далеко от поэзии, как далек рисунок ребенка от картины настоящего художника… Заниматься незамысловатым рифмованием способен любой, но создать настоящее произведение – единицы. Оно – совокупность дарования, творческой интуиции, литературной грамотности, наконец. Образность, яркость языка, неожиданность и точность сравнений, когда привычная мысль вдруг засверкает новыми гранями, певучесть, сердечная теплота и другие достоинства присущи настоящей поэзии.
К сожалению, сам пишущий не в состоянии оценить свое творчество, и здесь ему нужен совет Веселеила, а еще лучше – нескольких.
Ушат холодной воды на голову – это полезно
Сошлюсь на свой опыт, может быть, он кому-то будет полезным. В школьном возрасте я начал пробовать себя в стихосложении. Участвуя в художественной самодеятельности, читал свои незрелые стихи со сцены. И однажды районная газета, куда они попали без моего ведома, напечатала одно из них. Я был потрясен. А еще больше, когда получил из редакции приглашение на заседание литературного объединения с просьбой привезти с собой свои литературные опыты.
Не чуя под собой ног, весь в предвкушении большого успеха, с заветной тетрадкой у сердца я прибыл в редакцию. Думаю, нет смысла подробно описывать, что произошло дальше. Тетрадка стала легкой добычей поднаторевших в критике чужих произведений литобъединенцев. Они в буквальном смысле по слогам разобрали мои творения, показав мне всю их беспомощность: банальные отглагольные рифмы типа «лежать – бежать», аритмию, слова-паразиты, употребляемые для вытягивания размера строки, эти «лишь» и «уж», и прочая, и прочая. Ведь я не знал даже элементарного: что в рифмующихся строчках количество слогов, т.е. гласных букв, должно быть равным и не изменяться на протяжении всего стиха.
Это был ушат холодной воды на мою вскружившуюся от первого успеха голову. Но он пошел мне на пользу. Я начал учиться писать, работать, серьезно относиться к литературному труду. Стал читать разных поэтов, со временем – понимать и любить поэзию. В конце концов, окончил факультет журналистики и навсегда связал свою жизнь с прессой.
А как же писание стихов? В один прекрасный момент (уверен, что он был именно таким) я понял, что не обладаю большим поэтическим даром, и прямо сказал себе: ты – не поэт, друг мой, довольствуйся журналистикой, это тоже творчество. Но 12 лет назад, после крещения по вере, я написал ночью стихотворение, потом доработал его и дал в христианскую газету. Вскоре я понял, что при духовном рождении Господь обновил также и мое скромное поэтическое дарование, и в поэзии мне удалось подняться на более высокую ступень. Однако я и сейчас твердо уверен, что я не поэт, а журналист, иногда (по вдохновению, а не для того, чтобы издать скороспелую книжку) пишущий стихи. Это очень важно – знать свой уровень, чтобы не переживать жестоких разочарований и быть способным с благодарностью воспринимать замечания.
Всё не так безнадежно
Хочу ободрить тех, у кого после моих слов опустились руки. Неподалеку от здания редакции областной газеты, где я в свое время работал, стояла будка сапожника, где весело стучал кривым молотком наш знакомый Леша Спасенов. Мы были хорошо знакомы с ним, и нас сближала не только тема ремонта обуви. Леша писал стихи и носил их к нам через дорогу на просмотр. Стихи были слабыми, и мы их не печатали. Но Леша не унывал, он регулярно посещал занятия литературной студии, и под стук своего молотка оттачивал стихотворный слог.
Откровенно говоря, лично я считал, что Леша зря тратит время, и поэтического толку от него не будет. Но вот однажды я с удивлением увидел в нашей же газете стихотворную подборку, под которой стояла Лешина фамилия. Это были хорошие стихи. Простые, без затей, они трогали своей сердечностью. Прошло еще несколько лет, и вышла в свет книжка Лешиных стихов. Не знаю, как могла бы дальше сложиться Лешина литературная судьба, если бы он скоропостижно не скончался.
Но уже факт издания поэтического сборника в советское время говорит сам за себя. Потому что книги тогда издавались за государственный счет, и чтобы дело дошло до издания, надо было пройти сквозь серьезное сито: рецензирование, доработки, сокращения, наконец, умудриться забить рукопись в план. И уж если книжка выходила в свет, то она того стоила.
Этим примером я хочу сказать, что при усердии, настойчивой учебе овладеть техникой стихосложения может, пожалуй, каждый. Иное дело – есть ли у человека дарование. То, чем Господь щедро наделил Веселеила. От этого будет зависеть уровень поэзии. Тут техникой много не возьмешь. Ибо, как сказал большой поэт: стихи не пишутся – случаются.
Какие книги мы издаем?
Сегодня отношения в книгоиздательстве изменились. К сожалению, в христианстве в эти отношения вмешивается спонсорство, которое извращает их и губит начинающих авторов, без всяких на то оснований утверждая их в мысли, что они уже достигли нужной степени зрелости. Благодаря спонсорам в свет нередко выходят такие книжки, которым бы еще дозревать и дозревать под стук молотка. Эти книжки, как правило, не знали редактора, а тем более – рецензента. Это плод художественной самодеятельности, из которого, наверное, можно было бы выудить несколько стихов для публикации, а остальное разобрать по косточкам...
В нашей христианской поэзии критики и редактирования нет вообще. Каждый, кто решит, что «родился поэтом», получает реальный шанс быстро-быстро написать и издать книжку. Одна начинающая поэтесса издала за год три своих книжки, при этом в выходных данных значилось, что она же была и редактором... На фоне такой скорострельности Пушкин с его Болдинской осенью просто меркнет. В одной церкви издали сборник стихов своих поэтов, которых там оказалось ни много, ни мало – 20 человек. Подумать только: 20 поэтов в одной небольшой церкви! Не хочу сбиваться на иронический тон, поскольку это грустно. Мы совершенно неоправданно тратим средства и занижаем уровень современной христианской поэзии, который и без того невысок. Изданные нами таким образом книги ни в коем случае нельзя давать в библиотеки, они выставят нас в весьма неприглядном свете. Спрашивается: зачем тогда мы их издаем? Ведь чем больше таких книг, тем труднее настоящему дарованию пробиться сквозь плотные ряды графоманов.
Не могу не сказать о том, что наши «внутренние классики» в результате того, что варятся в собственном поэтическом соусе, не так уж редко позволяют себе весьма посредственные строки, строфы и целые стихотворения. Потому она действительно необходима сегодня – творческая мастерская для христианских поэтов и композиторов, встречи и конференции.
На память приходит давняя статья в «Литературной газете» Евгения Евтушенко, в которой он критически отозвался о неряшливой строке Роберта Рождественского из его стихотворения, на которое была написана песня. Евтушенко нелицеприятно высказался в том роде, что большому поэту такие строки непростительны. А ведь песня стала весьма популярной, ее пела вся наша огромная тогда страна, и Рождественский был всенародно признанным поэтом с большой буквы. Вот чего нам не хватает. Тому же, любимому мною Евтушенко принадлежат такие слова:
«Поэт в России – больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый
дух гражданства
Кому уюта нет, покоя нет.
Поэт – прообраз века своего
И будущего призрачный прообраз,
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всего, что было до него».
Думаю, что значимость христианского поэта еще выше, ибо в нем живет Божий дух кротости и смирения, любви к людям и погибающему миру. И его стихи указывают на Спасителя и путь к Нему.
Любите поэзию!
В заключение хочу пожелать всем, кто сегодня увлекается стихосложением: идите по этому пути, пишите, переживайте муки творчества, счастливые минуты вдохновения. Учитесь, читайте хороших поэтов. И если даже сами вы не станете поэтом, то навсегда откроете и обретете для себя прекрасный мир поэзии. Как сказал Иван Абрамов:
«Поэтов узнаю я по глазам,
Стихи не выделяю как профессию,
Порой поэт не тот, кто пишет сам,
А тот, кто сердцем чувствует поэзию».
Павел ГАРАДЖА
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]