Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Павла Гараджы в МХГ

«Напоминаю вам, братия, Евангелие...»

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я преподал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию...» (1 Кор. 15:1-4).

Евангелие, по апостолу Павлу, – это Благая весть именно о Воскресении Иисуса Христа. Евангелист Марк, например, первой строкой своего свидетельства ведет нас к более ранним событиям: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». И дальше Марк повествует о служении Иоанна Крестителя, т.е. начинает с приготовления к приходу Господа и последовательно рассказывает о Его жизни на земле, смерти и Воскресении. Для Марка и других евангелистов Евангелие – это радостная весть о посещении земли Богом и Его великих деяниях среди людей во спасение их.

Но апостол Павел, который не сопровождал Иисуса в Его хождении по древней земле Палестины, не перегружен воспоминаниями об этом, а потому более радикален. Он сразу начинает с главного: Христос умер за грехи наши, был погребен и в третий день воскрес. Он концентрирует наше внимание на Воскресении как на важнейшем факте, о чем следует говорить и напоминать верующим.

Именно Евангелие Воскресения Павел благовествовал всем и повсюду, куда посылал его Дух Святой. И не только евреям, для которых идея воскресения не была чем-то новым или необычным. В Афинах он проповедовал в ареопаге, и это привело к тому, что большинство слушателей осыпали его насмешками. Правда, некоторые уверовали (Дионисий Ареопагит, женщина по имени Дамарь и другие с ними – Деян. 18 гл.); и это покрывает все, если из тьмы и неверия к Богу Воскресения обращается хотя бы одна душа.

Павел был настолько вдохновлен истиной Воскресения, что остановить его было просто невозможно. Он шел, часто не имея никакой материальной поддержки, вопреки невероятным преградам и упорному сопротивлению, шел, получив откровение о том, что его ожидают узы и скорби, шел, прощаясь с плачущими братьями навсегда (Деян. 20 гл.). Беды и сама смерть уже не имели для него значения, поскольку его вера сделала для него реальностью жизнь в Иисусе Христе, которая простирается за грань физической смерти: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21).

Воскресение Иисуса Христа стало для Павла вспышкой света, которая вначале в буквальном смысле слова ослепила его, а затем, напротив, необычайно ярко озарила все вокруг. И не только для Павла, но и для всех верующих Воскресение стало озарением, высветившим многие «темные» места Ветхого Завета и сделавшим их гораздо более доступными и понятными. Воскресение соединило библейские события в неразрывную цепь, сделало многое явным, открыло сокрытое.

Стало ясно, что Священные Писания, Библия – это духовная история человечества. При этом она написана совершенно необычно, не так, как пишутся исторические книги: не о прошлом из настоящего, а во многом из настоящего – о будущем. И, тем не менее, мы можем с полным основанием говорить о будущем, которое описано в Библии как достоверная история, т.е. как то, что уже произошло.

Основанием для этого является тот факт, что очень многие пророчества, данные в Библии людскому роду за многие сотни лет до их исполнения, совершились точно и непреложно, сбылись даже в незначительных, на первый взгляд, деталях. То, что для пророков седой древности было откровением Божьим о далеких грядущих временах, для нас стало историей.

Воскресение Иисуса Христа утверждено на основе Писания, величайших пророчеств, которые за сотни лет до Воскресения говорили о том, что оно свершится как искупление от греха, как акт спасения человечества. Многострадальный Иов восклицал из пучины своих бедствий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (19:25-26). Пророк Исаия, псалмопевец Давид, другие мужи Божии получили поразительные откровения от Бога о Воскресении Иисуса Христа, Бог дал им увидеть его как реально происходившее. Не случайно, например, Исаия в 53-й главе описывает события в прошедшем времени, а не в будущем, и это за 700 лет до них: «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и, как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (53:7).

Но в Библии есть и другие пророчества, которые еще не сбылись, поскольку касаются будущих времен. Она простирает свой взгляд в невидимую для нас, далекую перспективу и открывает нам ее так же, как открывала пророкам будущее, которое стало для нас прошлым, историей. Значит, хотя речь в Библии часто идет о грядущем (особенно в Откровении Иоанна Богослова), мы в полной мере можем считать эти пророчества историей человечества, ибо для Того, Кто стоит над временем и обозревает и прошлое и будущее, начало и конец мира, эти события уже совершились, по Его божественной воле. И для верующих библейские пророчества – это не предсказания гадалки, которые, может быть, как считают люди, сбудутся, а может быть, и нет. Библейские пророчества изрекали, как написано, «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Бог открывал им не то, что может произойти, а то, что уже произошло. Для Него. А значит, непременно произойдет и для нас.

Потому Воскресение Иисуса Христа есть Благая весть, Евангелие в его концентрированном выражении, центр мировой истории; оно освещает прошлое, настоящее и будущее человечества и делает их одинаково достоверными для тех, кто принял Воскресение как факт. Факт земной истории и одновременно жизни вневременной, вечной.

Изумительная благовестница Ширинай Досова, которая многие годы проповедовала Евангелие в Москве, на Арбате, вспоминает, что когда она уверовала (а дело было в канун Пасхи), то настолько переполнилась радостью Воскресения, что сразу же, на следующий день пошла на Арбат – проповедовать, хотя сама даже Евангелия еще не прочла. Но она верила в главное, что Христос умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. И она говорила людям, которые стояли там, в центре Москвы, получив головокружение от первых глотков свободы, и спорили о политике: ну, о чем вы спорите? Это сущая пустота. Христос умер за нас и воскрес – вот что важно! Этому верить надо, чтобы спастись...

«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – говорит апостол Павел, в 14-м стихе той же главы, а в 17-м добавляет: «Вы еще во грехах ваших». Нет смысла проповедовать о Боге, если отрицать Воскресение Иисуса Христа, которое является залогом нашего спасения. Проповедь тщетна, т.е. бесполезна, бессмысленна. В таком случае Бог ничем не может нам помочь. Только Воскресение Господа даст нашей проповеди силу и власть.

Когда апостол Павел говорил эти, приведенные выше слова, он имел в виду, что после Воскресения Иисуса Христа неверие в Воскресение означает, что вера лишена главного, без чего человек не может получить спасения. Неверующий в Воскресение лишает воскресения себя самого. Человек, не принявший Воскресения, не раскаявшийся перед Иисусом Христом, Который прежде, чем воскреснуть, дал Себя на распятие и умер за нас лютою смертью, человек этот еще не получил прощения и продолжает пребывать в грехах.

Но есть в сегодняшнем мире, погрязшем в словоблудии, и такое, когда люди произносят пустые слова, ничего для них не значащие. Когда, отвечая на приветствие «Христос воскрес!» словами «Воистину воскрес!», не придают этим словам ровно никакого значения, а иногда даже умудряются вкладывать в них иронический оттенок. У людей нынешнего лукавого века вера пришла в столь жалкое состояние, что может случиться: и Христос воскрес, а вера останется тщетной. Эта пустая, бессодержательная вера, которая представляет Воскресение Спасителя фактом Его личной биографии, никак не связанным с судьбой человека, не затрагивающим его лично.

Но Христос воскрес не для Себя, но для нас, каждого человека, живущего на земле. Он пришел на землю не только для того, чтобы принести Себя в жертву за наши грехи, то есть умереть, но и дать нам удивительную, ни с чем не сравнимую надежду воскресения. Ибо Он воскрес из мертвых! И его Воскресение становится нашим, когда мы верою отдаем себя Богу, Христу Спасителю. Как написано в Послании апостола Павла ефесянам: «...И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (2:5-7). Это то самое восприятие будущего как уже свершившегося факта истории, о котором мы говорили выше. Ибо для Бога это уже совершилось: все, кто Христовы, совоскресли с Ним и посажены на небесах. Теперь это должно совершиться и для нас.

Павел ГАРАДЖА