Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Павла Гараджы в МХГ

БЛЕСК И НИЩЕТА ЛАОДИКИИ

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:14-22).

Плата за золото
Кто-то может сказать: утверждение богословов о том, будто каждая из семи церквей Откровения является прообразом определенного периода в истории христианства, бездоказательно, это чисто умозрительное допущение, всего лишь предположение. Изменяет ли это что-нибудь? Нет! Лаодикия, какой ее видит Господь, поразительно соответствует церкви последнего, нашего времени, ее характеристика будто списана с натуры, с сегодняшнего дня. По содержанию, по духу это – мы.

Никогда раньше идея богатого христианства не проповедовалась столь широко и навязчиво. И мы, как в зеркале, видим отражение величайших заблуждений и обольщений христианства наших дней в послании к Лаодикийской церкви. Это сбывшееся пророчество, и ничто иное.

До прихода Иисуса Христа люди считали, что Царство Небесное уготовано, прежде всего, богатым и знатным. Господь открыл истину и совершил подлинный переворот в мировоззрении древних: трудно богатому войти в царство Небесное (Матф. 19:23). Ученики Христа были поражены этим откровением: «Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (ст. 25-26).

Поэтому христианство называли вначале религией бедняков. Простое и ясное учение Иисуса Христа привлекало к себе, прежде всего, людей простых, не перегруженных ученостью и, как правило, бедных. Не случайно апостол Павел говорит: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:26-29).

Тем более удивительно, что ныне христианство опять провозглашают верой богатых. Однако Царство Небесное – не для бедняков и не для богатых. Оно – для нищих духом, для тех, кто признает свою полную зависимость от Бога, невзирая на то, богатый он или бедный. Кто признает главное: он есть погибающий грешник, который без Бога пропадет.

Справедливости ради, нельзя не сказать, что в современной лаодикийской церкви далеко не все верующие – лаодикийцы. Есть среди нас и представители Смирны (даже в прямом смысле слова), страдающие и убиваемые за Господа, гонимые, и филадельфийцы, исполненные подлинной любви к Богу и ближним. Побеждающим в наше время является как раз тот, кто сумеет вытравить из себя лаодикийца – горделивого, делового, слепившегося с миром и не знающего, кто он есть на самом деле. Классик сказал, что человек призван – по капле выдавливать из себя раба; человек Божий призван выдавливать из себя гордыню, зависть, сребролюбие и всякое зло, чтобы стать рабом – праведности (Римл. 6:18).

И это нам, засыпающим, теплым лаодикийцам, говорит, разрушая наше равнодушие, Господь: «Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Купить у Господа?! Как можно?! Чем заплатить? Разве деньги, над которыми чахнут современные кощеи, имеют у Него хождение? Где та валюта, за которую можно приобрести золото праведности, одежды святости и чудесную мазь, чтобы открылись духовные глаза?

Здесь уместно вспомнить пророка Исаию, который говорит, чтобы жаждущий шел к водам и покупал без платы: «Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра…» (55:1). Живые реки Божьего Слова, потоки спасения Господь изливает бесплатно. Более того, Он Сам уплатил за нас непомерную, огромную цену – жизни и Крови Своей. Но те, кто впал в теплую сонливость, охладел к Богу, стал слишком деловым, заменил сердечные отношения с Господом рассудочными, должны заплатить за то, чтобы выйти из этого весьма опасного состояния. Да, спасение дается даром, и оно уже оплачено Иисусом и получено лаодикийцем. Но время бесплатного для последнего прошло. Теперь, чтобы преодолеть духовный кризис, ему надо платить. Купить у Господа подлинное золото спасительного обновления веры и хождения перед Ним в правде и святости.

Нет, это неправда, будто от человека ничего не зависит, и Бог сделал из него ничего не значащее существо. Человек именно потому стоит той цены, которая уплачена за него на Голгофе, потому что Господь дал ему суверенное право избирать: верить в святого Бога и жить свято или не верить. Если бы не так, то и разговаривать было бы не с кем. К чему кого-то увещевать и давать драгоценные советы, исполненные божественной мудрости: «Советую тебе купить у Меня…» Совет может быть принят, а может быть отвергнут. И абсолютно предрешена участь первого и второго. Тот, кто послушает Божьего совета и приобретет у Бога золото, станет победителем, которому Он уготовил место на престоле рядом с Собой. Тот, кто не сделает этого, будет извергнут из святых уст.

Так чем же нам уплатить за Божию любовь? Плата за Его золото может быть только одна – полная отдача себя в Его водительство, больше нам уплатить нечем. Только посвящением себя Богу мы можем хоть как-то уравновесить то самопожертвование, которое Господь совершил ради нас. Предоставить себя Богу без остатка, возвратить Богу Божие, т.е. себя как Его творение, Его собственность, которую мы своеволием, неверием, грехами украли у Него. Да и скажите по совести, разве это равноценная мена: Бог отдал Себя человеку, а человек себя – Богу? Тем не менее, Господь готов принять эту глиняную валюту в оплату. Вопрос в другом: готовы ли мы платить?

Итак, будь ревностен и покайся!
Сегодня нам трудно представить, как это происходило, как впервые Откровение Иоанна Богослова попало в Лаодикийскую церковь. Но это было! Однажды во время собрания в дом молитвы вошел брат, у которого в руках был книжный свиток. Когда в богослужении наступила пауза, он попросил слова и вышел вперед:

– Братья и сестры! – воскликнул он, и голос его дрожал от волнения. – Я доставил вам Послание к нашей церкви от Господа Иисуса Христа, его записал на острове Патмос брат Иоанн, – и он развернул свиток: – «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч...

Мертвая тишина повисла в собрании, все сидели, опустив головы, тяжело вздыхая. И вдруг дремавшая до этого в уголке молодая сестра упала на колени и зарыдала:

– Господи, прости меня! Это я…

Седобородый брат пробрался через ряд и повернулся лицом, по которому текли слезы, к собравшимся:

– Согрешил я перед Богом, каюсь перед всеми. Прости, Господи, простите, люди Божии, за все злое, что терпели от меня…

Собрание пришло в движение, Дух Святой коснулся в тот вечер многих сердец, плач и слова покаяния наполнили зал…

Так ли это было? Может быть, не совсем так или совсем не так. Но не могло слово Самого Иисуса Христа не коснуться сердец христиан. Ведь они были верующими, пусть охладевшими, но они верили Господу. И потому каялись, сокрушались, плакали.

Они были лучше нас. Ведь сегодня, когда через две тысячи лет это слово обращается к нам, у нас уже нет слез. Недавно мне довелось прочесть роман Сергея Степняка-Кравчинского «Штундист», в котором описываются события более чем столетней давности, конца ХIХ века. От незатейливой проповеди трудяги-хлебороба со слезами и рыданиями каялись его односельчане, простодушные сердца. Мы сегодня – не простые. Лаодикийцы древности – это прообраз. Настоящие лаодикийцы, в нераскаянной гордыне своей, это – мы. И это к нам сегодня обращены достигающие сердечных глубин слова: «Ангелу Полтавской церкви напиши...», «Ангелу Ялтинской церкви напиши...», «...Берлинской церкви…», «…Лос-анжелесской церкви...», «…Московской церкви...» Напиши нам, Господи, Свое послание в сердцах наших, как Ты обещал запечатлеть в них Свой Новый Завет! Жги глаголом Своим наши твердокаменные сердца, воспламени дух, пробуди от спячки! Ибо мы уже не в силах справиться с одолевающим нас сном.

Что же происходило дальше? Наверное, братья собрались, чтобы обсудить Божье послание и решить, как жить церкви дальше – по Слову Господа. Ибо жить, как прежде, до послания Иисуса Христа к церкви было уже нельзя. Это стало ясно всем. Невозможно даже представить, что в церкви ничего не изменилось. Хорошие изменения, несомненно, произошли. Покаяния были искренними, момент истины и очищения наступил.

Но что было потом? Когда прошло десять лет, двадцать, сто лет, а Слово Божие все так же упорно говорило Лаодикийской церкви: «Итак, будь ревностен и покайся»?

Лаодикийцы по-прежнему каялись, но их покаяния становились короче, разумнее, суше, без рыданий и плача. Наверное, они стали привыкать каяться. Каяться и грешить! Мы иногда говорим, что так каются в нашей исторической церкви. А мы? О, мы – другие! Мы-то знаем, что перед хлебопреломлением надо обязательно попросить прощения у Господа, что все мы много согрешаем (Иак. 3:2). И мы каемся, чтобы завтра ...возвратиться к прежнему: перечить мужу, кричать на жену, отстаивать свое… Чем же мы отличаемся от тех, которые грешат и каются, грешат и каются? Такого ли покаяния ждет от нас Господь?

Ведь суть покаяния не изменилась. В греческом оригинале оно по-прежнему обозначено словом «метанойя», значение которого не исчерпывается просьбой о прощении грехов, но включает в себя полное обращение к Богу и коренную перемену нашего естества и жизни. Евангелие начинается с требования Иисуса Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15). И в конце Нового Завета Он обращается к нам, по сути, с теми же словами: «Итак, будь ревностен и покайся». Только вначале это слово обращено к тем, кто еще не пережил встречи с Ним как со своим Творцом и Спасителем, кто еще не обрел в покаянии полного разрыва со грехом и рождения свыше. А в Откровении Господь обращается к Церкви, верующим в Него, прошедшим через духовное возрождение, но остывшим. К нам!

Две тысячи лет Церковь звала грешников к покаянию, ныне Господь призывает к покаянию ее! Будь ревностен и покайся!

Сегодня я так же нуждаюсь в покаянии, как и 15 лет назад, когда впервые просил Господа о прощении. О, сколько потом было у меня этих покаяний-мотыльков, которые не успевали отлететь от моих уст, как их настигала смерть от моего злоязычия! Если бы каждое покаяние было для меня тем самым «метанойя», полным отречением от конкретного греха и глубоким обновлением моего духовного состояния, я бы, наверное, стал совершенным, по крайней мере, – горел бы духом! И, слава Господу, что Он дал мне это понять!

«Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Сколько грехов – на кончике языка: неправда, грубость, осуждение (не суждение), пустословие, лесть...

Нельзя привыкать к покаянию, ибо это – прекращение духовной битвы на условиях противника, капитуляция, а значит – пожизненная несвобода от той или иной, мучающей нас духовной проблемы. А далее – охлаждение, сон, полная Лаодикия.

Отречение лаодикийцев
В начале статьи (см. «ХГ», 2007, № 11) я обещал, что сообщу поразивший меня факт из истории Лаодикийской церкви, который заставил обратить пристальное внимание на послание Иисуса Христа. Вот этот факт.

В 364 г. состоялся Лаодикийский поместный собор, рассмотревший ряд важных для жизни Церкви того времени вопросов. Шестидесятое правило, принятое собором, гласило: «Читати подобает книги сии…» И далее следует список книг Ветхого и Нового Заветов. Список книг Нового Завета оканчивается посланиями апостола Павла. Книги Откровения в нем нет.

Существует мнение, что поместные соборы не имели права изменять канон, и постановление Лаодикийского собора в этой части не имеет силы. Тем не менее, Лаодикия исключила Откровение Иоанна Богослова из канона, т.е. признала его не богодухновенной книгой. Она понизила Божье Откровение до человеческого слова. Иначе говоря, отвергла обличения Господа в свой адрес.

Прошло всего 50 лет после того, как император Константин в 313 г. легализовал христианство, уравняв его в правах с другими религиями. Увидев благосклонность императора к новой, ранее гонимой вере, в церкви хлынул поток приспособленцев – чиновников, военных, людей знатных и состоятельных. Для них, по большей части невозрожденных, обличение их церкви воспринималось как унижение их высокого положения в обществе, благородного происхождения и достоинства. Под маской смирения накапливалось внутреннее противление Слову. Это противление, безусловно, в той или иной форме обнаруживало себя и оказывало определенное влияние на служителей церкви. Можно представить возмущение лаодикийцев: «Разве богатство мешает нам быть верующими? В чем нам еще каяться, и сколько можно каяться, собственно?» Несомненно, на решении Лаодикийского поместного собора лежит печать духовного состояния церкви.

И вот финал. Примерно через 300 лет поместная церковь в Лаодикии перестала существовать. Исполнилось Слово Откровения, обращенное к Лаодикии, неопровержимо показав тем самым, Кому оно принадлежит.

Сегодня в наших церквах Откровение Иоанна Богослова читается как богодухновенная книга, никто не умаляет ее значения. Но нет ли в нас внутреннего противления обличению Господа: «Невозможно доказать, что Лаодикия – это прообраз церкви нашего времени...», «Нет, это обличение меня не касается, ведь я человек – не богатый…» Нет ли в нас запрета на Откровение Иоанна Богослова на уровне сердца? Прошло не то, что пятьдесят – меньше двадцати лет, как Господь дал нам свободу и возможность утолить духовную жажду из источника вечной жизни, а мы уже говорим об охлаждении в церквах. При том, что состояние народа, объявившего себя христианским, погибельное, и моральная деградация налицо. Наш народ нуждается в Истине, пробуждении. Но тот, кто призван к благовестию, сам увы, спит.

Господь ждет от нас покаяния. Чтобы мы вспомнили о том покаянии, которое принесло нам новую жизнь. Чтобы наши покаянные слова не стали привычкой: «Господи, прости прегрешения этого дня». Чтобы каждое покаяние было для нас «метанойя», чтобы, сокрушаясь о своих согрешениях, мы простирались духом вперед, к полной победе над ними. Ибо для побеждающих Господь уготовил самую высокую награду и честь: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Павел ГАРАДЖА