Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ
Cлужение в церкви и пожертвованияЗа последние 15-20 лет в евангельских церквах, возникших на просторах бывшего Советского Союза, особенно когда появилась возможность эмиграции на Запад и проникновения Запада на Восток, резко изменились взгляды на служение в церкви и материальное участие в нем всех членов церкви.
За первые сто лет вынужденной практической обособленности восточнославянского евангелизма от Запада сложился самобытный, высоконравственный тип христианства. Восточнославянский евангелизм впитал в себя, с одной стороны, протестантскую идею о том, что спасение возможно только при глубоком сознательном возрождении по вере, а не формальном следовании религиозным обрядам и ритуалам, как традиционно, на обывательском уровне проходило в православии, с другой – строгое православное ортодоксальное богословие, которое предопределяет воздержание, аскетизм, добродетель, странноприимство, радушие, так называемую необходимость добрых дел.
Сочетание этих двух факторов породило ту высокую привлекательность, убежденность, стойкость, которые, несмотря на крайне тяжелые материальные и духовные обстоятельства на всем протяжении своего существования, помогли восточнославянскому евангелизму не просто выжить, а утвердиться, расшириться и родить огромную плеяду героев веры.
Поэтому очень прискорбно наблюдать, как сегодня деньги становятся во главу всех форм служений: церквей, миссий, центров, лагерей и т.п. Во главу служения поставили, вытащили десятину, о которой в течение 120 лет никто не упоминал. Все понимали, что это элемент ветхозаветного закона и имеет отношение сугубо к израильскому обществу. Десятина была обусловлена социальным строем народа. В нем двенадцатая часть работоспособного населения была выведена из сферы материального производства. Колено Левиино должно было обеспечивать все чисто физические и служебные работы, связанные с ритуальным богослужением в скинии, а затем в храме. Это положение считалось высоко элитным. Потому содержание священников и левитов приравнивалось к служению непосредственно Богу:
«Всякая десятина... принадлежит Господу» (Левит 27:30).
Для того, чтобы отчетливее представить себе представления о десятине, они сведены в таблицу. Из нее следует, что десятина – это содержание колена Левиина, служащих в храме левитов и их семей. Левиты, в свою очередь, из своих десятин должны были давать десятину священникам.
Установления о десятинеНазначение десятины | Периодичность | Состав десятины |
Для содержания колена Левиина «Сынам Левия, вот Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания...» (Числ. 18:21). |
«...Из всего...» | «...Из всего, что у Израиля... десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу» (Числ. 18:21-24). |
На собственные нужды евреев при посещении храма «...Ешь пред Господом... на том месте, которое изберет Он... и ешь там пред Господом, Богом Твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор. 14:23-26). |
«Отделяй десятину... каждогодно...» (Втор. 14:22). | «...Десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота... Если же длинна будет дорога... то променяй это на серебро... и покупай на серебро сие все, чего пожелает душа твоя» (Втор. 14:23-26). |
Для бедных «...И пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются...» (Втор. 14:29) «...Отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтобы они ели в жилищах твоих и насыщались...» (Втор. 26:12). |
«По прошествии трех лет отделяй все десятины...» (Втор. 14:28). «...Ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин...» (Втор. 26:12). | |
Десятина левитов Священникам – десятина десятин «...Когда вы (левиты) будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины...» (Числ. 18:26-29). «...Ты (Аарон) и сыны твои и дом отца твоего... Все... отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим» (Числ. 18:1-19). |
«При каждом приношении... Все возносимые святыни...» (Числ. 18:19). |
«Из всех десятин...» (Числ. 18:18). «Все заклятое в земле Израилевой да будет твоим» (Числ. 18:14). |
Каждый израильтянин один раз в три года должен был направлять еще одну десятину на благотворительные цели. Кроме того, законом Моисея оговорена ежегодная десятина на собственные расходы семьи, связанные с обязанностью ежегодно посещать храм. Таким образом, каждая десятина имела свое целевое назначение.
Как должны формироваться финансы современной церкви и на что расходоваться?
Новым Заветом предусмотрена совершенно иная форма богослужения и социальная структура общества. Не выделил Господь касту священников, а предназначил эту часть всем рожденным от Него, всей церкви. «...И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое... вы род избранный, царственное священство...» (1 Петр. 2:5-10).
Поэтому о десятине никакого упоминания нет. Материальная жизнь и служение строятся на всеобщей трудовой повинности. «Умоляем же вас, братья... усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими руками, как мы заповедовали вам...» (1 Фес. 4:10-11).
«Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:7-10).
«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать Господа Иисуса, ибо он сам сказал, что блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:33-35).
Вот норма, правило для любого христианина любого ранга. А материальное служение необходимо по конкретной необходимости, а не по закону или чьему-то установлению. Оно вызывается конкретной жизненной ситуацией: то ли кто-то из отдельных членов попал в материальные затруднения (1 Иоан. 3:17; Иак. 1:27; 2:14-16; Филип. 4:14-18; Римл. 16:2), то ли целая церковь (1 Кор. 16:3). Материальное служение никоим образом не нормируется и не афишируется: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:2).
Да, апостол Павел поощряет христиан видеть нужду других. Но поощряет к пожертвованию, а не к получению, давать, а не брать (1 Тим. 5:16-18). Не может быть использован церковью в качестве образца и период «христианского коммунизма» в первой иерусалимской церкви, когда «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим. Но все у них было общее... не было среди них никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду» (Деян. 4:32-35).
Это был опыт утопического коммунизма, и испытания временем он не выдержал. Но исторически он был оправдан, так как в 70 году н.э. евреи все равно лишились всего своего имущества, и были рассеяны римлянами по всему миру. Нам остается одно единственное правило материального служения: «...Дабы... благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:5-7).
На основании изложенного следует, что основной формой материального служения является индивидуальное служение христианина. Причем, сколько позволяет ему состояние.
Организованные служения церкви определяются не просто ее лидерами, а самой церковью по ее конкретным нуждам и реальным возможностям.
Нормальный христианин за норму, – это мое понимание нормы, – должен считать производительный труд в сфере общественного производства, а не жизнь за счет членов церкви. Церковь – место служения Богу и людям, чистого, честного, безвозмездного.
Я понимаю, что в большой церкви гораздо эффективнее иметь освобожденным первое лицо – руководящего пресвитера. Но это уже должна решать церковь. При этом она должна быть способна решить, во-первых, стабильность служения пресвитера, во-вторых, эквивалентность содержания всей его семьи, а не его одного, и, в-третьих, не только на текущий момент, но и на последующую перспективу. При нестабильной обстановке в церкви, прерывание производственной деятельности пресвитера на какое-то неопределенное время, может иметь слишком много негативных последствий для него и его семьи.
Если церковь решает послать миссионера за границу на продолжительный период, т.е. отрывает его (или даже всю его семью) от возможности самому зарабатывать средства на жизнь, то, конечно, обязана взять его на содержание. Но для этого церковь должна иметь соответствующий материальный фонд.
Естественно, если служитель или кто-либо из членов церкви испытывает материальные трудности, церковь не может оставаться безучастной. Все виды чисто технических работ в церкви при больших объемах могут выполняться несколькими соответствующими специалистами как служение, либо на обычной трудовой основе. Это решение специалистов и церкви.
Все виды духовных служений в церкви как великая привилегия заведомо преимущественнее выполнять безвозмездно по мере наличия свободного времени и способности каждого. Это большое личное благословение оказаться нужным, полезным обществу, своим братьям и сестрам. Такой порядок позволяет всем членам церкви найти точку приложения своих дарований. И чем мощнее церковь, тем больше таких возможностей. При этом повышается и возможность проявления наиболее одаренных, что обогащает церковь.
В этой связи особенного внимания заслуживает вопрос служения творческих людей: музыкантов, певцов, поэтов, писателей, художников и т.п. Церковь, как правило, не в состоянии обеспечить должное материальное содержание этой категории своих братьев и сестер. Поэтому, думаю, интеллектуальные дарования должны быть безвозмездным служением. А продукция интеллектуального труда (диски, кассеты, книги, картины и др.) должна реализовываться через торговую сеть (церковный киоск) по их коммерческой стоимости, если не для дохода, то хотя бы для покрытия материальных затрат на их производство. И в этой части члены церкви должны быть понятливы и благородны: поумерить свою «любовь» к даровому переписыванию, перепечатыванию и т.п. А молодежи необходимо хорошо подумать при выборе профессии, в том числе при духовном образовании и, я бы сказал, особенно при духовном образовании. И все это для того, чтобы постыдная корысть не умалила, не уничижила благороднейшее интеллектуальное служение. При этом надо все-таки признать, что не многим истинный талант дается Богом!
Кстати, это тоже еще одна проблема – способность самооценки. Желание творить – это еще не умение творить. Здесь должна проявиться христианская скромность.
Обобщая все сказанное о материальном служении, приходится заключить, что христианин должен быть нацелен на самообеспечение, на личный труд. При этом он должен быть щедр в материальном служении церкви, нуждающимся, страждущим. Это его природа!
Но возведение десятины в обязанность, в закон, противоречит сути, духу новозаветного служения. Брать на себя смелость утверждать, якобы это повеление Божье, представляется дерзким. Даже в том случае, когда это делается без видов корысти. Распространение десятины на язычников, как и другие установления закона Моисеева, исключено первым апостольским собором (Деян. 15:19-20).
Ярослав ДИОРДИЕНКО, США
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]