Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ

Ярослав ДиордиенкоВозложение рук
Во времена апостола Павла учение о возложении рук относилось к начаткам учения, то есть было простым и всем понятным. К нашему же времени оно утратило свою ясность, и, на мой взгляд, стало предметом различного рода злоупотреблений. Поэтому я вижу необходимость в том, чтобы привлечь внимание верующих к этому явлению.

Очевидно, апостол Павел, говоря о начатках учения, имеет в виду не то, что это азы или простейшие истины, но то, что они основополагающие, фундаментальные, на которых строится жизнь человека, его убеждения. Рукоположение, или возложение рук не занимает слишком большого места в нашем служении, что не умаляет его значения в вопросе нашего спасения, в нормальной духовной жизни.

Прежде всего, надо уяснить духовную сущность рукоположения. В книге Левит читаем: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом. И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, и приобретет он благоволение, во очищение грехов его» (1:2-4). И далее: «...Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ: то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе. И приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом... Если же все общество Израилево согрешит по ошибке, и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно: то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех, и приведут его пред скинию собрания; и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом, и заколют тельца пред Господом... Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет: то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил; и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву за грех на месте, где закалают жертву всесожжения» (4:2-4; 13; 27-29).

Таким образом, мы сталкиваемся с многократным повторением одного и того же действия, и я подчеркиваю, что именно здесь говорится о возложении рук, правда, на жертвенное животное. Какая духовная суть вкладывается в это действие? Ветхий Завет, на первый взгляд, был видимым законом, законом буквы, но по сути своей (и так написано) являлся законом духовным. Каждое материальное действие, движение, акт, всегда несли в себе духовную нагрузку. Поэтому мы должны во всяком явлении видеть духовную сторону. Библия говорит, что грех рождает смерть, вызывает необходимость суда, какого-то отрицательного воздействия со стороны Бога, т.е. наказания. Чтобы этого избежать, нужно что-то сделать. Наказание переносится с одной личности (грешника), на другую – жертву. Жертва приносится в очищение, в прощение согрешения.

Одна маленькая деталь, которую считаю необходимым подчеркнуть: Господь говорит о грехе случайном! Здесь мы не будем рассуждать об этом, но заметим, что вышеописанное действие оправдывает грешника, который согрешил случайно. В чем же духовная сущность акта, который практиковался не только Моисеем, но и в последующие времена в храме, при служении еврейского народа своему Богу. Богословы говорят о так называемом законе отождествления: фактически грешник, приносящий жертву, отождествляет себя со своей жертвой. Жертва приносится Богу и несет наказание. Таким образом грех возмещается, совершается наказание, но согрешивший при этом остается жив, пользуется Божьей милостью и благословением.

Господь не может оставить грешника без наказания, но для того, чтобы дать человеку средство избавления от греха, Он дал такой акт – отождествления грешника с жертвой. Мы можем сделать вывод: духовная суть возложения рук заключается в отождествлении кого-то с кем-то или чем-то.

Моисей, по слову Бога, возложил руки на Иисуса Навина, в котором был Дух (Числ. 27:18-23). Что же произошло там? Фактически Моисей через возложение рук передал свои полномочия, которые получил непосредственно от Бога. Иисус Навин – не самозванец, он не сам пришел к высокой роли, обязанностям служения израильскому народу, – это было поручение от Бога, переданное ему возложением рук, рукоположением.

В новозаветное время практику возложения рук начал Христос. «Возложи руку на дочь мою, и будет жива», – просил Христа некий начальник, который уже имел понятие о том, какое значение имеет возложение рук. Иисус возлагал руки на детей (Матф.19:15), на женщину, имевшую духа немощи - и она выпрямилась (Лука 13:13). Новый Завет повествует о многочисленных случаях, когда Христос применял возложение рук непосредственно или передавал Свои полномочия, власть и силу что-либо делать, в данном случае – исцелять. В Своих обетованиях Христос также сказал: «...Возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марк. 16:18).

Акт возложения рук описывается и в Деяниях апостолов, по-прежнему оказывает сильное духовное воздействие. Первое упоминание о возложении рук встречается в шестой главе. Приводится также факт возложения Петром и Иоанном рук на самарян – и те приняли Духа Святого (8:17). А Симон увидел, что через возложение апостольских рук подается Дух Святой, и пожелал получить такой дар Божий за деньги. Но был осужден, ибо дар Божий за деньги не берется. Возложение рук, которое несет в себе благословение, здесь квалифицируется как дар Божий.

Павел в Ефесе возложил руки на самарян, и сошел на них Дух Святой, они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян.19:6). Когда апостол Павел был призван Господом, на него Анания также возложил руки, чтобы тот прозрел и принял Святого Духа. Здесь двойное действие – исцеление и принятие Святого Духа. Вспомните случай в Антиохии, когда пророки и учителя по повелению Духа Святого возложили руки на Варнаву и Савла и отпустили их на дело благовестия, т.е. посвятили на служение. Павел помолился и возложил руки на отца Публия и исцелил его.

В Посланиях, мы не встречаем столь много фактов, объясняющих или описывающих возложение рук. Однако в Послании апостола Павла к Тимофею подчеркивается, что дарование в нем дано ему по пророчеству с возложением рук священства. Мы понимаем из контекста, что речь идет о даровании учения, которое получил Тимофей. И апостол Павел хочет, чтобы это дарование в нем прибывало. Но в том же послании апостол советует Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).

Если мы систематизируем все случаи возложения рук, особенно в новозаветное время, то можем отметить, что этот акт совершался: а) при посвящении на служение Богу, на духовный труд, б) как сверхъестественный Божий дар при исцелении больных и излитии Духа Святого. Право возлагать руки для исцеления, излития Духа Святого является сверхъестественным, исключительным даром Святого Духа, поэтому относиться к нему следует так же, как и к другим дарам Духа Святого – необходимо испытывать от Бога ли они.

Каждый трезвый христианин должен иметь ясное представление о служении рукоположения, представлять себе его цель, назначение и соответственно серьезно к нему относиться. Отсюда, сделаем для себя вывод, возложение рук может осуществлять человек, обладающий правом, властью на это служение, помазанный служитель. Другими словами, – лицо, посвященное на духовный труд, наделенное духовным даром от Бога. В практике служений руки возлагают в следующих случаях: при благословении приносимых к молитве детей (по примеру Христа), посвящении на христианское служение, водном крещении (над каждым христианином), посвящении на духовный труд. Возложение рук – не простая формальность. Это действие, предусмотренное Богом и отраженное в Священном Писании.

Католическая церковь относит рукоположение к одному из церковных таинств, таинств веры. Под словом таинство понимается какой-то чисто материальный акт, видимое служение, которое имеет активный духовный смысл. За физическими, материальными действиями кроются духовные действия – положительная или отрицательная реакция. Вот почему Писание, в лице апостола Павла, предупреждает: «рук ни на кого не возлагай поспешно». Очевидно, это относится и к случаям посвящения на христианское служение, духовный труд и т.д. Необходимо очень хорошо, тщательно испытывать тех, на кого возлагаются руки, они должны быть достойными. В практике служений, прежде чем преподать крещение и с возложением рук помолиться над принявшим его, происходит научение, испытание людей. То же самое – и со служителями. Их испытывают, прежде чем на них возлагают руки. В данном вопросе соблюдаются правила, которые дал апостол Павел, чтобы не стать участником грехов того, на кого возлагаешь руки. Очевидно, существует не только прямая связь при рукоположении, но и обратная связь.

Первые апостолы практиковали исцеление, излияние Духа Святого через рукоположение. Считаю, что в этой части сегодня имеют место духовные заблуждения, когда возложение рук осуществляется не посвященными людьми – это приносит не пользу, а только вред. Двойную осторожность необходимо проявлять, когда действие руками выдается кем-либо за действие Святого Духа, от Его имени. Видимо, есть смысл задуматься над манипулированием руками вообще: прикасание, от которого совершаются падения на пол, обвод публики рукой, сопровождаемый также массовыми падениями, воздевание рук или одной руки. Названное мною (и многое не названное) – акты, которые подчеркивают якобы духовную силу, власть человека, его дерзновение. Но они, в сущности, могут оказаться свидетельством духовной дерзости человека, превышения духовных полномочий. Не исключено, что эти действия могут являться следствием самообольщения, духовной претенциозности, если не хуже – обладания демоническими силами... Об этом нужно помнить, это необходимо знать.

Мы живем в такое время, когда дьявол использует любые рычаги, любые средства обольщения.

Итак, акт рукоположения в духовном мире фактически означает отождествление. Поэтому стоит подумать: есть ли смысл отождествляться с личностью (возлагающей руки) или духами, которые не принесут пользы, а только вред. В свете Писания, куда поощрительнее проявлять пред Богом скромность и смирение в вопросе использования рук. Думается, такой образ поведения к лицу простому, честному христианину.

Часто, рассуждая о бесполезности крестного знамения, мы говорим о том, что Бог не требует служения рук человеческих. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-либо этот текст Священного Писания разбирал относительно рукоположения – ведь это тоже служение рук!? Подумайте об этом серьезно и относитесь к такому служению сдержанней, и уж тем более, когда возлагают рук на вас.

Необходимо признать, что мы еще плохо разбираемся в данном вопросе и, как говорит Христос, «не знаем глубин сатанинских». Ведь «служение рук» играет большую роль во всех оккультных актах! Безусловно, знатоки оккультных наук знают об этом лучше и, может быть, посмеются над нашей неосведомленностью. А нам нет смысла вникать в эти науки. У нас есть четкие, ясные предостережения – евангельские принципы, которыми мы руководствуемся и, я думаю, нам этого вполне достаточно.

Ярослав ДИОРДИЕНКО,
Сакраменто, Калифорния,
США