Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ

КОГДА РОДИЛСЯ СЫН БОЖИЙ?
Воплощение Бога
По своей негодной природе, человечество выхолащивает духовные явления. Так и Рождество постоянно сводилось просто к обрядам, даже красивым, сказочным обрядам, к подарочной суете и простому семейному общению. А сейчас Рождество Христово утрачивает даже свое название, стало просто зимним праздником, Holyday – «святой» день, который запросто может превратиться в очередной Halloween (Хэллоуин).

А ведь это конкретное историческое событие, правда, крайне неординарное. Рождение Младенца Иисуса. Но не просто Младенца – Пророка, великого Учителя, а Сына Божия. Воплощение Бога! Это элемент какого-то внеземного процесса, тайна, причем даже не космическая, а докосмическая.

И Бог в Своем откровении чуть-чуть приоткрывает ее, как сквозь тусклое стекло, гадательно, потому что нашему человеческому разуму не под силу вполне постичь ее. Тем не менее, Писание намекает, что начало ЧЕГО-ТО, рождение некого явления произошло не 2000 лет тому назад и даже не 6000 лет, а много, много раньше! И это явление напрямую связано с судьбой каждого из нас, с вечностью и спасением. Поэтому нас это событие должно интересовать кровно, во всей своей сути!

Мое желание – привлечь ваше внимание к двум основным положениям: 1) задуматься, насколько сложны материальный и соответственно духовный миры, и 2) утвердить в том, что непознанное нашим разумом должно вести нас не к каким-то спорам о нем или отрицанию Бога, а наоборот, к вере в Него.

Откровения Священного Писания
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). «...Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...» (Откр. 3:14). «И ты Вифлеем – Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот... Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Чувствуете? Речь идет о начале более раннем, чем начало нашей материальной Вселенной. И это начало относится к личности Сына Божия – Иисуса Христа, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:15-20). «Также, когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:6).

А вот как апостол Иоанн описывает это начало: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1:1-13).

Вы видите, как сложно представляется Рождество Христово. Вначале, далеко от начала нашей Вселенной, – было только Слово, и Оно было у Бога, в недре Отчем и Оно же было Бог; чрез Него все начало быть, что начало быть. И до этого момента и после. Он вечен и, вместе с тем, в какой-то момент появляется. Чрез Него, Сыном Божиим, сотворена и материальная Вселенная. Она временна, как бы выхвачена из вечности. Альфа и Омега!

В нашем представлении века материальной Вселенной поделили вечность надвое: доисторическую и послеисторическую. И эта временная материальная Вселенная, в которой мы с вами живем, понадобилась Богу, чтобы в лице Сына Своего, в Своей второй ипостаси, родиться во плоти точно так же, как любой из нас, человеков, – Его творение. Вот этот момент нам освещен Писанием совершенно определенно и ясно. Его-то мы сегодня и празднуем.

Но мы понимаем, что Бог есть Высший Разум и ничего бесцельно не делает. Все, что происходит в нашем мире, полностью Ему подконтрольно, Им спланировано. Разумеется, этому была очень веская причина и, собственно, цель творения – самая высокая.

Исходя из приведенных мест Священного Писания, в предыстории просматривается такая картина. Существовал духовный мир. И если столь сложен и так прекрасен наш материальный мир, то каков же духовный! В какой-то момент, по совершенно нам неизвестным и непонятным причинам, в нем возникла дисгармония. Осеняющий ангел возгордился и противопоставил себя Богу. «...Сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8), т.е. было его, диавола, начало. Жертвой его стала треть небесных существ.

Начало вселенского зла стало началом плана Божия по его уничтожению. И начаток этого плана – выделение из сущности Божией, из Его недра, второй Его ипостаси – Сына Божия. Им и через Него создана материальная Вселенная во всей своей красоте и сложности. Главным элементом этой Вселенной является материальная жизнь духовных существ. Кульминационная фаза Божьего плана – Его воплощение в лице Своей второй ипостаси, смерть и воскресение Иисуса Христа.

Цель этого грандиозного плана – явление Сына Божьего. Его явление понадобилось для того, чтобы разрушить дела диавола и посредством Христа примирить с Собою все небесное и земное, т.е. человечество, которое тоже стало жертвой диавола. В этом плане Христос стал Единородным, Первородным Сыном, Первенцем из умерших. А тем, которые принимают Его, верующим во имя Его, дал власть быть усыновленными чадами Божиими.

Когда план Божий будет завершен, Его Церковь, являющаяся телом Сына Его, будет навечно водворена в духовный мир, очищенный от зла и обновленный. А вселенское зло, диавол, – ввержен в озеро огненное и серное (Откр. 20:10). Материальная Вселенная исчерпает свое назначение. План Божий будет завершен. Омега! «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24 – 28).

Возникают вопросы...
В этих рассуждениях многое выходит за рамки нашего понимания, возникают вопросы:

На протяжении всей истории человечества и Церкви по всем этим и многим другим вопросам велись жаркие споры. Как вы знаете, в настоящее время особенно много копий ломается по вопросу свободной воли человека и предопределения.

Научное отступление
Приходится честно признать, что мы не в состоянии разобраться даже в материальном мире, так что уж говорить о духовном? Тем не менее, к началу XX века наука достигла таких вершин, что, казалось, еще один рывок, один шаг – и будет создана единая математическая модель мира! Привожу рассуждения Одда Рагнара Нильсона («На границе естествознания и богопознания»): «На сегодняшний день мы можем приблизительно указать следующие уровни, образующие известный нам мир: в первом уровне находятся все физико-химические явления, классические и неклассические разом; во втором располагаются биологические понятия и процессы; а третий охватывает душевную жизнь человека с ее высшей умственной деятельностью.

Жизненные процессы отличаются от физико-химических по существу, хотя последние и составляют их основу. Целое растение есть нечто большее, чем простая сумма всех клеток в корнях, стебле, листьях и цветах, хотя оно и построено из отдельных клеток. Ибо целое больше суммы отдельных частей.

Любая сущность высшего уровня больше, богаче, чем собрание составляющих ее элементов низшего уровня. Это особенно верно в отношении умственной жизни. Душевные движения не сводимы к биологическим процессам, даже если духовная жизнь и кажется связанной с биологическими проявлениями.

Из физиологии мы знаем, что человеческое тело содержит множество химических веществ. Две трети веса тела составляет вода, а остальное – углеводы, жиры и белки. Все это верно, но едва ли кто станет описывать, скажем, школьный класс таким образом: «Наша школа подготовила в этом году к выпускным экзаменам 6235 кг школьников, средней длиной 168,2 м. Сюда входит 4,1 тонны воды, 430 г солей, примерно 800 кг жиров, 44 кг крахмала и 1 кг сахара. Что касается хлора, вредного химического элемента, применявшегося в качестве отравляющего вещества в Первую мировую войну и поныне применяемого в производстве ядовитых газов, то его имеется 46 кг, которые в газообразной форме займут 14 кубометров».

Смешно и нелепо, не так ли? И в то же время опасно. В этой шутке обнажается циничное стремление низвести людей до положения подопытных существ. Человек больше, чем его химические компоненты, которые недолго купить в аптеке; больше, чем сумма миллиардов клеток; больше, чем мышцы, нервы и органы; больше, чем мысли, чувства и стремления».

Человек – это духовное существо
Лишившись пальца, вы остаетесь самим собой. Пусть утрачена рука, нога, обе ноги – личность человека осталась прежней. Человеческое «я» не бывает копией. Оно всегда – оригинал. Оно не номер такой-то, а единственное, бесценное существо, предназначенное для совершенства, наполненное смыслом. Как сказал Хенрик Вергеланн: «Человек, помни, что ты прах, но не забывай, насколько ты больше праха».

Как уже было сказано, в конце прошлого века физический мир, включая человечество, представлялся в виде одной огромной машины, вся работа которой задавалась непрерывной цепью причин и следствий и могла описываться с помощью физических понятий: энергии, пространства и времени. Человеческий ум, казалось, приобрел неограниченную способность понимать и объяснять явления в настоящем, прошлом и будущем. Этот механический мир был прост, но уныл и бездушен. Однако развитие науки отменило строго материалистическую и детерминистскую картину мира. На смену ей пришли новые понятия. Их главная особенность – сознание прерывности и причинности событий, в отличие от прежних представлений о непрерывности и взаимообусловленности явлений.

Физика микромира показала, что, как материю нельзя делить на произвольные доли, а только в целых отношениях к ее атомам и молекулам, так и энергия – кванта (фотона), излучение и поглощение энергии, согласно квантовой теории, совершается скачками, а не сплошным потоком.

Классический закон причинности тоже пришлось пересмотреть. Оказалось, не всегда возможно построить непрерывную цепь причин и следствий. Атомная физика и здесь нашла прерывность. На месте причинной картины однородного механического мира возникло видение новой действительности, разнородной и разнопричинной. Она напоминает систему уровней и ступеней. Законы последующих уровней не выводятся из законов предыдущих уровней. События высших ступеней не сводятся к событиям низших и с ними не соотносятся, хотя высшие порядки и включают в себя низшие. Например, классические законы движения, понятия пространства, времени, энергии, причины и следствия не годятся для предсказания движения отдельного электрона или даже для описания такой задачи ясным и понятным образом. Законы движения на уровне микромира таковы, что к ним неприложимы выводы обычной логики».

В ряде явлений и процессов логика причинно-следственных связей нарушается, не подтверждается экспериментом. Преодолеть этот научный барьер удалось при разработке теории квантовой механики, с открытием двух принципов: дополнительности и неопределенности (непредсказуемости).

Принцип дополнительности говорит, что какая-то сущность может проявляться взаимоисключающими сторонами. Когда мы наблюдаем одну сторону, то не можем видеть другую. Вода: жидкость, твердое тело, газ. Этот принцип помогает понять единство Святой Троицы. Принцип неопределенности отражает неопределенность поведения отдельной частицы, но полную закономерность системы (например, электрон и пучок электронов).

Для чего этот экскурс в науку?
Чтобы понять: коль в материальном мире всё так непросто, то в духовном, на более высокой ступени существования, действуют заведомо более сложные законы. Естественно, они не укладываются в нашей логике объяснения. Зато, например, принцип неопределенности полностью снимает кажущееся в нашем восприятии противоречие: несовместимость воли человека и суверенитета Бога.

В сущности, отдельный человек как элементарная единица системы живет по закону свободной воли. Его поведение (в духовном плане) не предопределяется Богом. А вот система, Церковь, живет по своим законам, которые предопределены и предсказаны. Так же как судьбы всего мира в целом. При этом нисколько не ущемляется суверенитет Бога, потому что свободная воля человека – это Его установление. Но нельзя предопределения, обетования Церкви автоматически переносить на отдельную личность.

Подобным образом имеют объективное разрешение все тайны Божии. Но, пока у нас не хватает знаний, мы воспринимаем их интуитивно, верой.

Альфа и Омега
Сегодняшние научно-естественные познания помогают понять, как это Бог, «когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной» (Прит. 8:26), уже предопределил «сверхъестественное» рождение Сына в материальном мире, Его смерть и воскресение, создание Церкви и осуждение диавола. Предопределил начало и конец этого плана.

И все это для нас; по крайней мере – и для нас! Как же можно не поклониться Богу? Как можно не восхищаться Его планом, успешным ходом Его исполнения? Ведь главное Богом уже сделано, выполнено. Мы живем, фактически, в заключительной фазе этого плана. Слава и поклонение Первородному, Единородному, жертвенному Агнцу и Царю царей, Господу господствующих и нашему Спасителю, Сыну Божию Иисусу Христу!

Ярослав ДИОРДИЕНКО
г. Сакраменто, Калифорния, США