Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ

Ярослав ДиордиенкоМертвые дела – проблема эмигрантского христианства?
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел...». (Евр. 6:1-2)

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены...»
«...Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
(Ефес. 2:1-5; 5:14)


«Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности»
(Римл. 6:12-13)

«...То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14)


Мы выбрали тексты, из которых сможем понять, что имеется в виду под термином «мертвые дела». Из прочитанного становится ясно, что Писание имеет в виду под мертвыми делами, – это мысли, желания, слова и поступки, противные воле Божьей, не соответствующие требованиям Евангелия. Это нечестивые, греховные дела, которые не только свойственны духовно мертвому человеку, но и ведут к смерти уже рожденного свыше человека. Дела, свидетельствующие о том, что рожденный свыше человек снова духовно мертв, вернулся «валяться в грязи» или, еще хуже, поедать «свою же блевотину» (2 Петр. 2:22). Это начатки учения – первое и основное, что должен знать каждый, рождающийся духовно, человек.

Дух Святой обличает, прежде всего, о грехе, и как следствие – человек идет к Богу с покаянием. В чём же он кается? В чём каялся каждый из нас в момент прихода к Господу? В грехах, в мертвых делах наших... Другими словами, мы, еще на заре своего христианства, с самых первых шагов, еще не изучив Библию, не имея никакого духовного опыта, уже знали, что такое грех, что такое мертвые дела! Мы сознавали: весь наш прошлый опыт, опыт стихии мира, его образ – мертвость перед Богом. Почему же апостол Павел писал, что не нужно «снова полагать основание обращению от мертвых дел»? Потому что он наблюдал страшную духовную закономерность, которую видел и в себе: мертвые дела очень живучи в человеческом естестве. Они поднимают голову при малейшей возможности.

В природе этому есть ярчайший аналог: для выращивания культурных, полезных растений необходим целенаправленный, обеспеченный глубоким знанием и упорным трудом, процесс. Да и при этом не избежать появления диких растений, вредителей, сорняков. Земля же, оставленная без внимания, производит сорняки – остатки недавнего прошлого. Может, конечно, расти само по себе и что-то полезное. Так и в духовной жизни: ослабление внимания, бодрствования, беспечность, заигрывание с искушениями и соблазнами, леность и тому подобное, снижение требований к себе, ослабление внутренней борьбы сразу же оборачиваются произрастанием мертвых дел, на первый взгляд, безобидных, а потом всё серьезней и серьезней.

Мертвые дела, на мой взгляд, – проблема номер один эмигрантского христианства. Очень часто можно услышать сетования наших активистов: «из-за языкового барьера мы обречены здесь на бездействие», «не можем благовествовать», «проповедуем сами себе, варимся в собственном соку», «зачем мы сюда приехали»... Всё это, к сожалению, правда – горькая правда.

Давайте хотя бы поверхностно разберемся в этом вопросе. Прежде всего, выпирает наружу советская гигантомания! Откуда у нас такое огромное самомнение, будто мы едем спасать Америку, Германию? Надо отдать должное западным странам: они были не против принять благовестие от церкви, выжившей в атеистическом, тоталитарном режиме, проявившей такую верность, терпение, пережившей лишения, тяжкий духовный, да и физический, чуть ли не рабский, труд. Поэтому и принимали первых эмигрантов-переселенцев действительно как героев, самых достойных людей. Им помогали, предоставляя свои дома, средства, машины, доверие и любовь. По мере нарастания эмиграции, интерес стал почему-то не расти, а снижаться, и теперь жители США, да и Германии, говорят не о благовестии русскоязычных переселенцев, а о русской мафии! Очевидно «благовестие» всё же состоялось, только на языке дел, а не речей, на общепонятном и доступном языке плодов.

Несколько деталей этого «благовестия». Социальное пособие, со всем своим доверием и нашими не совсем правдивыми ответами, отношение к американцам-спонсорам, наша им «благодарность», отношение к общественно-полезному труду, расколы и деления церквей, соперничество на глазах у местных церквей и под их пристальным наблюдением. Разрушение дружеских отношений между приехавшими, обязательств перед партнерами в совместно организованных фирмах, нелегальный труд («по чёрному») и сокрытие доходов, обход и нарушение законов, посещение непристойных мест, увлечение алкоголем и наркотиками, хулиганство и даже убийства...

Конечно, вы скажете, что не все такие, а только отдельные люди, и это правда, но правда и то, что это наши люди. Если это не мы, но кто-то из нашего города, возможно, из нашей церкви, друзей, родственников. Ведь каждый из этих людей имеет семью, друзей. Ведь все эмигранты, в основном, христиане. Мертвые дела сегодня – уже не просто беда, это уже бедствие народа. Давайте спросим себя честно: где, в чем корень подобных явлений?

Во-первых, сребролюбие. Причем даже не в классическом понимании слова, но какое-то мелкое, жалкое, позорное корыстолюбие, выгода, недостойная, не то что христианина, но и просто нормального человека.

Во-вторых, зависть. Опять-таки мелочная, бытовая, которая подкармливает жадность и состязательность в приобретении жизненных благ. Затем духовная зависть – в труде на самом святом месте, в церкви.

И, конечно, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

Возможно, я излагаю мысль слишком откровенно, может быть, кто-то осудит меня. Но, дорогие, задумайтесь, имеем ли мы право молчать? Ведь и так дошло до того, что мертвые дела в нашей среде порой не только не осуждаются, но находят еще и «идеологическое» обоснование. В чистосердечном, искреннем заблуждении, дескать, спасение не зависит от дел.

Люди устают бороться со своими слабостями, искушениями, греховными наклонностями плоти, поэтому, чтобы, как-то успокоить собственную совесть и совесть других, вслух или негласно, исповедуют тезис: «плоть и кровь Царствия Божьего не наследуют». Дескать, не имеет значения, как мы живем, важно верить в Христа, любить Его, знать, что Он любит нас, прославлять Его и т.д. Главное – быть христианином, главное, «чтобы была любовь». Думаю, здесь мы допускаем, если можно так сказать, идеологические просчеты. Есть еще и другая версия, тоже негласно исповедуемая: «греху не надо сопротивляться». Для того, дескать, чтобы бороться с грехом, не надо его угашать, т.е., как у нас говорится, «клин клином вышибают». Думаю, вы понимаете, о чем идет речь...

Такое явление уже имело место в истории христианства. Христос говорит: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу», и, обращаясь к Ефесской церкви: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2:6,15). Одно из самых распространенных и, на мой взгляд, наиболее достоверных объяснений учения Николаитов состоит в том, что, якобы, благодать спасает человека независимо от его дел. Этому учению особенно поддались коринфяне, с которыми столь строго приходилось говорить апостолу Павлу, упрекая их, что даже в мире подобного не делается. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?», – писал он коринфянам. А апостол Иуда подчеркивал: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (4 ст.).

Есть и другие объяснения учения Николаитов, но я остановился на том, которое, по мнению многих богословов, наиболее точно отражает смысл того, что имел в виду Иисус Христос. Когда благодать Христова, используется для прикрытия зла, а свобода во Христе – для оправдания греха, возникает противоречие самой сути благодати. Она не для того дана, поэтому подобное обоснование, на мой взгляд, само по себе является уже преступлением. Сегодня, пока еще есть время, пока есть люди, осознающие опасность мертвых дел, давайте приложим все старания к тому, чтобы дать откровенную, нелицеприятную оценку своему поведению и покаяться во всех просчетах, отступлениях, успевших проникнуть в нашу жизнь. Давайте пересмотрим теологическое обоснование соотношения веры и дел в жизни возрожденного христианина. Наверное, нужно усилить проповедь и духовное воспитание общества в отношении христианской практики: в быту, обществе, в мире.

А тем, кто переживает о своей бесполезности, бездеятельности среди местного населения, хочется напомнить советское прошлое: мы не могли проповедовать народу из-за гнета власти, думаю, старшее поколение хорошо помнит это время. Помните, какой сильной, убедительной была проповедь дел, проповедь жизнью. И даже, если кто-то пытался скрыть принадлежность к христианству, его узнавали по его жизни и спрашивали: «Ты что, баптист? Ты что, штунда?». Вот это и есть проповедь, благовестие в котором нуждается страна, в которой вы теперь живете, будь то Германия, США или Австралия. Конечно, благовестие в привычном понимании слова тоже необходимо: нужна проповедь, радиопередачи, газеты, книги, кассеты – все это нужно. Но это, на мой взгляд, не будет иметь должного результата, если наша жизнь не будет соответствовать тому, о чём мы проповедуем. Согласитесь, проповедь жизнью, делом имеет гораздо большую силу и может многих привести ко Христу.

Наша обязанность – нести свет миру, предназначение христианина – быть солью земли. Если мы потеряем свойство соли, то окажемся мертвыми не только для себя, но и для окружающего мира. А всякая смерть имеет цепную реакцию, вы знаете, что смерть порождает смерть. Поэтому мы и обращаем внимание на мертвые дела, есть необходимость возвращаться вновь и вновь к начаткам учения – основе христианства. И если мы понимали эти элементарные вещи в момент нашего покаяния, то как можем позволить себе забыть сегодня различие между добром и злом, как можем потерять навык в отличии худых дел от добрых.

Смешивается ли доброе с худым? Может ли течь горькая и сладкая вода из одного источника? Как проповедовать другим, как призывать к покаянию, и, наконец, как рассчитывать на собственное спасение? Наша задача и цель сегодня осознать, понять серьёзность этого вопроса и воспользоваться средством, которое дарует Иисус. У нас есть путь, на который призывает Христос. Он говорит в Откровении: «Покайся!..», «Покайся!..», «Покайся!..»

Ярослав ДИОРДИЕНКО,
Сакраменто, Калифорния,
США