Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ

СОВРЕМЕННЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ И ЕВАНГЕЛИСТЫ

В статье «Вызовы XXI века», опубликованной в «Христианской газете» (2004, № 7), И.В.Подберезский охватил проблему как бы свысока, широкоформатным объективом. Высказанные мысли не должны оставить равнодушными ни историков, ни богословов, ни всех мыслящих христиан, обеспокоенных настоящим и ближайшим будущим протестантизма не только в России, но и в других, ещё недавно «русских» странах, а также в нынешней русской диаспоре дальнего зарубежья. В размышлениях И.В.Подберезского подняты вопросы протестантизма как богословского направления в христианстве и протестантов как последователей протестантизма. Другими словами, затрагиваются как вопросы самого учения, так и его практики.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТЬ
И.В.Подберезский, в первую очередь, поднимает метафизический аспект человеческой истории, т.е. говорит об ее предопределенности. Действительно, мы понимаем, что всю историческую ситуацию на земле, от времён Адама контролирует Бог. Все исторические перипетии, коллизии предсказаны и предопределены Богом. И человечеству они открыты в пророческих книгах, например, Даниила, Иезекииля, Откровения. Естественно, в этом предопределении есть совершенно конкретное место и для России. Можно, наверное, найти его и в пророчествах. Но мне представляется, что увязывать судьбу протестантства с судьбой России, а тем более судьбу России с протестантством не стоит. Эта связь, если и существует, то она не определяющая, не значимая, бесконечно малая.

Из всей логики Божьего откровения следует, что подлинная Его Церковь – внегосударственна, она не от мира сего. И именно в этом особенность и духовная сила начального русского протестантизма, его чисто евангельский тип. Подлинная одухотворенность, высочайшая нравственность, самоотреченность, подвижничество поколений были той притягательной силой, которая влекла людей и расширяла ряды церкви.

Очень и очень согласен с задачей, которую поставил автор: «В XXI веке важно не утратить тот моральный авторитет, который русское протестантство приобрело за годы преследований». Но, по-моему, эта задача достигаема не на пути политических усилий, а на чисто духовном поле боя. Протестантство должно быть сильно изнутри, в самом себе. Его действенное влияние на мир содержится не в лозунгах и прокламациях, не в политической деятельности, а в реальной высоконравственной жизни. Именно высочайшая нравственность является основой подлинного христианства, именно она завоевывает мир, начиная от апостольских времен и по сей день. Жизнь христиан – самая мощная евангелизация окружающего мира. Мир устал от красивых слов, теорий, обещаний. Он уже ничему не верит. Нужны живые образцы христианской нравственности. А именно это является сегодня дефицитом. Наблюдается ускоренная девальвация христианства, его нравственности. В этой части оно идет в ногу с окружающим обществом.

ЕВАНГЕЛИЗМ
Русский протестантизм как богословское направление сформировался в условиях национальной обособленности, добродетельного влияния православия и непрерывного неприятия обществом, в начале православным, а затем коммунистическим. Такое сочетание обстоятельств совершало естественный отбор, формировало тип убежденных, искренних, самоотверженных, честных, добросовестных, трудолюбивых христиан.

Некоторых смущают термины «протестанты», «протестантизм», для них более приемлемы – «евангелисты», «евангелизм». И мы в дальнейшем будем употреблять эти термины как более точно отражающие первоапостольскую суть русского протестантизма. Поэтому тот тип, тот образец русского протестантизма, который мы восхваляем и хотели бы сохранить, будем именовать ортодоксальным евангелизмом. Надо признать, что он не был глубок по богословским исследованиям, но был силен евангельской практикой. Его внутренняя духовная жизнь и ее внешнее выражение были в полном согласии с принятыми нравственными догмами. Согласитесь, это определяющее положение в учении Иисуса Христа. Его нравственные требования лежат, так сказать, на поверхности, доступны человеку любого образовательного ценза, любому грешнику. И они так просто и воспринимались русским человеком: искренне, без высокого мудрствования. Поэтому и давали такой духовный эффект.

УКЛОНЫ
Сегодня русскому ортодоксальному евангелизму, выражаясь языком исторического материализма, угрожают уклоны: слева – в виде либеральной харизматии, а справа – в виде законничества. Здесь уместно сказать, что ортодоксальный евангелизм харизматичен, так сказать, по определению, по своей духовной сути. Конечно, в правильном понимании этого слова, ибо харизма – это милость, божественный дар благодати. Сюда входят, в первую очередь, прощение грехов, оправдание, жизнь вечная; во вторую – естественные таланты и дарования; и, наконец, – сверхъестественные духовные дарования, дары Святого Духа.

Ортодоксальный евангелизм противится не подлинной харизматии, а ложной. Она сегодня проявляется двумя большими группами: ложной духовной и душевной, эмоциональной. Первая группа включает в себя все разновидности имитации сверхъестественных явлений, как бы от действия Святого Духа. Это ложные проявления евангельских даров Святого Духа, элементы восточных оккультных, мистических проявлений и т.п. Вторая группа – это все разновидности чисто душевных, эмоциональных, психических явлений (эллинизация, мирская культура). Это возгласы, рукоплескания, телесные движения, танцы, театральные приемы, группы прославления, ритмическая музыка, фамильярное отношение к Библии, вульгарное обращение с текстами Священного Писания, артистизм в пении и проповеди, проповедь неестественным голосом и т.д.

Вторая группа лжехаризматии, на первый взгляд, кажется безопасной, во время «оттепели» она еще может как-то существовать. А как ее увязать с прошлыми или, не дай Бог, будущими гонениями? Конечно, даже в таком виде она противоестественна подлинному духу Евангелия и кощунственна по отношению к гонимому христианству. А крайняя ее форма, духовная лжехаризматия, вообще опасна для самого спасения. Понимая всю серьезность вопроса спасения, его трудность, боюсь, что лжехаризматия в любом обличье является тупиковой ветвью христианства.

Думаю, что ни один христианин не может быть против дарований Божиих, тем более даров Святого Духа. Ортодоксальный евангелизм противится не Святому Духу, а тому, что за харизму принимаются в качестве таковой всякие сомнительные духовные и эмоциональные проявления, выдаваемые от имени Святого Духа. А они, в сущности, являются лишь имитацией, подделкой безответственных, дерзких людей. Истинные харизмы не часты, это явление не систематическое, не регулярное, а всего лишь знамения. Они не могут планироваться, вызываться волей человека. Это сугубая прерогатива Бога. Как Ему угодно! Поэтому мы фактически наблюдаем не проявления Святого Духа, а психологические способности людей подчинять других своей воле, т.е. хариз-авторитарность. Поскольку христиане в основной своей массе просты и доверчивы, авторитетам удается манипулировать массовым сознанием. В худшем случае ложные харизмы может инспирировать сатана, и люди, желающие быть водимыми Духом Святым, попадают под водительство сатаны. Это уже духовная катастрофа!

Согласен, что русский евангелизм нуждается в определенном либерализме. Но только не в рамках и не под флагом лжехаризматии! Он имеет для этого совершенно законную, евангельскую платформу закона свободы (Иак. 1:25; 2:1). Но этот закон почему-то не обнаруживается и не проповедуется ни западным, ни русским евангелизмом. Думается, что причиной этому является угроза справа – законничество. Во многом, утратив подлинную харизму, русский евангелизм обставил себя частоколом запретов, подменил истинное благочестие внешним, показным. Этот уклон, как и лжехаризматия, состоит в подмене Божьего авторства. Люди подменяют истинный смысл Божьих установлений своими понятиями, тем самым вяжут бремена неудобоносимые, создают проблемы и на их почве «борются» вроде бы за святость, благочестие, а фактически – за показуху, фальшь, фарисейство. По-моему, настало время этой проблеме уделить не меньше внимания, чем лжехаризматии.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ
На стыке двух уклонов рассмотрим вопрос о роли женщины в современном евангелизме. Либеральная харизматия выводит женщину во всех областях деятельности, в том числе духовной, на один уровень с мужчиной, а то и ставит ее выше. А законничество пытается загнать женщину на задворки, чуть ли не подобно исламу. Эти две взаимно исключающие тенденции постоянно создают напряжение в церквах. Корень проблемы я вижу в утрате мужчинами своей, Богом установленной роли.

В духовном плане мужчина должен быть главою семьи, как Христос – Церкви. Муж – священник в доме, он ответствен не только за свое духовное состояние, но и за состояние жены и детей. Как Христос готовит Себе Церковь, положив душу за нее, так и муж должен полагать душу свою за жену и детей. Кстати, воспитание детей – тоже его ответственность, а не жены. Муж как священник должен предстоять пред Богом в ответственности за свою семью. Для этого он должен любить жену, печься о доме своем. Любовь должна быть евангельской, т.е. жертвенной. В житейском плане мужчина – добытчик материальных средств для семьи, ее защитник от всяких житейских невзгод.

Предназначение женщины – хранение домашнего очага, устроение дома (который, кстати, должен дать мужчина), услаждение мужа домашним уютом, своей приветливостью, мягкостью, любезностью. Помощник, соответственный ему.

Общеизвестно, что русский мужчина в большой своей массе деградировал, обленился, спился, а в последнее время еще и обнаркотился. Вследствие этого он утратил всякую ответственность не только перед семьей, но и перед самим собой. Говорят: нет мужика!

К великому сожалению, этот процесс, – возможно, несколько в иных формах, – прогрессирует и в христианстве. Определенная часть мужчин утратила подлинную духовность. Поэтому свое главенство они понимают чисто по-коммунистически, – это проникло в подсознание,– как власть, грубую силу, источник привилегий, подчинения, поклонения и безответственности. Слуга семьи, как и «слуга народа», превратился в ее эксплуататора, лицемера, ханжу, грубияна. Порой не брезгует и физической силой. А жить-то как-то нужно! Что остается в таком случае делать женщине? Она берет на себя функции мужа, мужчины. Она и материальные средства добывает, она и дом продолжает вести, и детей воспитывать. Мужчина лишает себя всякого уважения, всякого авторитета, в своей животной грубости порой становится просто физически противен женщине, оскорбителен, не нужен. Без него, оказывается, легче. Так рушится семья. И, к всеобщему удивлению, чаще инициатором является женщина. Но вынуждает-то к этому мужчина!

Так случается в материальной сфере. Но то же повторяется и в духовной. Повсеместная статистика показывает, что женщин в собрании значительно больше мужчин, порядка двух третей. Женщины в общей своей массе более богобоязненны. Зачастую не менее сведущи в Писании, чем мужчины. Поэтому выглядят парадоксальными требования повиноваться мужу, запрещение учить, наставления о том, как должна выглядеть женщина, как одеваться, как и сколько удовлетворять похоть мужчины и т.п.

Для женщин естественно быть замужем. Ей Богом вложено влечение к мужу своему. Но из-за того, что мужчина сдает свои позиции, она вынуждена становиться на его место, брать на себя его обязанности. Очевидно, это относится и к духовному служению, священнодействию. Если мужчина на своем месте, то женщине нет нужды его подменять или возглавлять. «Девора сказала ему... пойди... Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду. Она сказала ему: пойти – пойду с тобою, только не тебе уже будет слава на сем пути..., но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд. 4:6-9).

В нормальных условиях, при нормальном духовном положении нет нужды у церкви и нет нужды у самой женщины нести ведущее духовное служение. Дело в том, что при служении мужа фактически служат и жена, и дети. Они его тыл. Если же муж служит без одобрения жены, без ее участия, в ущерб семье, то это уже незаконное подвизание.

Итак, в экстремальных условиях Бог может воспользоваться и женщиной. Но в нормальных условиях – это долг мужчины.

ПРЕСВИТЕРСКИЙ КОРПУС
Что же делать? С чего начинать? В поисках путей возрождения России все чаще слышится сокрушение о том, что нет элиты, аристократии нации, нет людей, самоотверженно любящих Родину, некому вести народ. По-моему, подобная проблема постигла и русский евангелизм. У него нет достаточной духовной элиты, мало истинно духовных отцов. Ряды евангелистов существенно пополнились лицами с богословским образованием, творческими людьми. Но они, к великому сожалению, в большой своей массе не восприняли серьезный, содержательный русский евангелизм, а польстились легковесными образцами, обильно хлынувшими с Запада. А попавшие на Запад с поразительной легкостью стали отрекаться от того, в чем родились, и жадно глотать все те же легковесные образцы христианства.

В современных евангельских «верах» пышно расцвели властолюбие, жажда самовыражения, почти не прикрытое стяжательство. Во многих церквах деньги заняли центральную часть служения. Не прекращаются «переделы собственности», то бишь церквей. Зачастую их число растет просто за счет деления, дробления народа Божьего. Очень низок уровень проповеди и практической жизни. И это даже при достаточном (порой предостаточном) числе проповедников. Здравое учение, истинная спасительная духовность замещаются либо лжехаризматией, либо законничеством. И все это, в первую очередь, на совести пресвитеров.

Поэтому первейшая задача современных евангелистов – укрепление ответственного, богобоязненного, высоко нравственного духовного пресвитерского корпуса и духовной элиты – проповедников здравого учения и высоконравственной практики. Это было бы самым ценным и эффективным вкладом евангелистов в общество, в котором мы живем.

Ярослав ДИОРДИЕНКО,
Сакраменто, Калифорния,
США