Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ

КТО ЕСТЬ ДУХ СВЯТОЙ?

Уважаемая редакция «Христианской газеты», прошу вас дать ответы на вопросы:
Является ли Дух Святой третьей ипостасью Бога и, соответственно, – личностью?
Имя Отца – Иегова, Сына – Иисус Христос, а каково же имя Духа Святого?
Сын Божий обладает духовным телом, следовательно, и Отец, а каким телом обладает Дух Святой?
Можно ли молиться Духу Святому?
С уважением, Евгений

На вопрос читателя отвечает Ярослав ДИОРДИЕНКО
Прежде всего, из Священного Писания мы знаем, что Бог есть Дух (Иоан. 4:24) и Он же – Отец духов (Евр. 12:9; Числ. 16:22), а дух плоти и костей не имеет (Луки 24:39). Разумная, сознательная личностная жизнь присуща только духу. И колыбелью ее является весь духовный мир (Евр. 1:14), который существовал еще до сотворения материального мира, нашей Вселенной и ее пылинки – Земли.

Человек, в отличие от всего сотворенного на земле, единственный является личностью, потому что он духовен (Кор. 2:11). Подлинное вечное наше «я» – это наш дух (Иов. 32:8), который при смерти тела возвращается к Богу и всему духовному миру (Быт. 1:26). Тело – лишь материальная оболочка. Поэтому нечего искать тело у Бога и у духов, они бестелесны и для своей полноценной жизни не нуждаются в теле так же, как и человек (Откр. 1:10; 2 Кор. 12:1-5). Материальную форму бытия духов Бог сотворил по Своему плану для совершенно определенной цели. Для этого из Своей сущности Он родил вторую ипостась (Иоан. 1:18), через Которую сотворил весь материальный мир (Кол. 1:16-17) и Которой надлежало воплотиться. До воплощения Сын Божий, как и Отец, был бесплотным Духом. Весь творческий процесс сотворения и функционирования материальной Вселенной совершается третьей ипостасью Бога – Духом Святым (Быт. 1:2).

Итак, Сын Божий – это мессианская жертвенная сущность Бога, а Дух Святой – Его творческая сущность. Все три ипостаси – это Единый Бог, в этом и состоит тайна Троицы. Единый Бог, Имя Которому Сущий, Иегова (Втор. 6:4; Исх. 3:14). Поэтому искать какие-то имена каждой ипостаси не следует, они ясны: Бог Отец (1 Иоан. 5:20), Бог Дух Святой (Матф. 28:19). Иисус – это земное имя Сына Божия.

Что касается тела, то духовным существам оно не надобно. Тела нужны только для материального бытия духов в материальном мире – человека (Еккл. 12:7), либо небесным духам для контактирования с земными, когда Богу нужно послать их на землю для служения людям (Евр. 1:13-14). Это ангелы, им дается духовное тело (1 Кор. 15:44). Человек на земле является пограничным существом между материальным и духовным миром. У него есть материальное, смертное тело и бессмертный дух. Духовные тела будут необходимы до тех пор, пока будет продолжаться материальная форма бытия и будет необходимость контактов духовного мира с материальным. Материальный человек может контактировать с духовным миром только своей духовной сущностью, своим духом – поклоняться в духе и истине (Иоан. 4:24).

Во все периоды человеческой истории Бог контактировал с человеком Своей третьей ипостасью – Духом Святым, за исключением тех редких случаев, когда Он посещал людей посредством ангелов (Быт. 18:1-3; Суд. 13; Деян. 12:6-11). Все пророки были движимы Духом Святым (2 Петр. 1-21). И сейчас, в новозаветный период, это стало привилегией каждого дитяти Божьего, рожденного свыше – Дух Святой живет в его естестве (1 Кор. 3:16, 6:19; 2 Кор. 6:16). Он научает христианина, исполняет различными естественными и сверхъестественными дарами, дает силу противостоять всякого рода злу, искушениям, соблазнам. Созидая каждого отдельного христианина, Дух Святой созидает в целом Вселенскую церковь, Тело Христово, Невесту Христа. Другими словами, в настоящее время Бог проявляется Своим детям Своей третьей ипостасью – Духом Святым.

Конечно, Дух Святой – это Дух Божий, Дух Христов. Поэтому мы говорим: Святая Троица. Молимся мы единому Богу, а обращение «формируем» в зависимости от характера своих нужд то ли к Отцу, то ли к Сыну.

Конечно, подсознательно, на нашем человеческом уровне, мы обращаемся к Отцу как первопричине всего, а затем и к Сыну, потому что понимаем, что основную искупительную миссию выполнил Он. Так как Дух Святой является преимущественно творческой сущностью, то у некоторых остается ощущение, что это всего лишь безличная сила, энергия, исходящая от Отца и Сына. Отсюда беспочвенные споры о том, от Кого исходит Дух Святой: от Отца или от Сына. А Дух Святой то же, что и Дух Божий, то же, что и Дух Христов. Поэтому, думаю, вопрос, к Кому обращаться в молитве, не принципиален. Это больше дело традиций, чем богословия.

Ярослав ДИОРДИЕНКО,
Сакраменто, Калифорния,
США