Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Библейская энциклопедия
САДДУКЕИ
Еврейский историк Иосиф Флавий называет, наравне с фарисеями (подробнее см. «МХГ», 2010, № 2), вторую известную еврейскую партию того времени – саддукеев (от греч. Σαδδουκαῖοι, Saddoukaîoi, евр. цадоким). Чтобы помочь нееврейским читателям понять сущность еврейских партий, он сравнил саддукеев с эпикурейцами, фарисеев – со стоиками, а ессеев, третье известное течение того времени, – с пифагорейцами. Поскольку ессеи не принимали никакого участия в политической жизни своего народа, борьба развернулась между двумя течениями – фарисеями и саддукеями.
Предполагают, что изначально саддукеями называли последователей Садока (Цадока), ученика известного мудреца Антигона из Сохо. Но есть и другая точка зрения: название происходит от имени «сынов Садока», потомков первосвященника во времена Давида (2 Цар. 8:17; 20:25). Кстати, в знаменитых Кумранских свитках упоминается религиозная группа «сыновья Цадока», верования которых весьма похожи на саддукейские.
Иосиф Флавий впервые упоминает о саддукеях в период около 150 г. до Р.Х. (Antiquitates Judaicae). Поэтому некоторые исследователи высказывают предположение, что партия эта сформировалась именно тогда, в эпоху расцвета династии Маккавеев, и просуществовала вплоть до покорения иудейского государства римлянами (70 г. н.э.). Вторично Иосиф Флавий обратился к этой теме уже в контексте начала I века нашей эры (Bellum Judaicum). Во времена земной жизни Христа это была священническая верхушка, а также крупные землевладельцы, родовая знать, словом – элита общества. Выше молитвы и изучения закона они ставили жертвоприношения, что укрепляло их положение как служителей храма.
Саддукеи признавали закон Моисея, отвергали народные обычаи, накопившиеся в течение столетий. Они защищали смертную казнь, по всем тем пунктам, которые указаны в Моисеевом законе. Фарисеи же, напротив, больше держались «предания старцев» (Матф. 15:2; Марка 7:3), а в вопросе смертной казни шли ещё дальше – выступали за ее полную отмену. Вполне в современном духе.
В связи с этим интересно отметить, что первосвященник Каиафа, глава синедриона, которым был осужден Иисус Христос, принадлежал к партии саддукеев. Поэтому «первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу» (Деян. 4:6; 5:17). А член синедриона, фарисей Гамалиил (бывший учитель Савла), выступил защитником апостола Петра, против своих саддукейских коллег, решивших предать его смертной казни.
Материальное богатство в учении Иисуса не имело ценности: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Саддукеи же были богаты, вели роскошный образ жизни. Многие комментаторы Библии считают, что обвинение в сребролюбии было обращено не столько к фарисеям, сколько именно к саддукеям.
Никаких письменных источников они после себя не оставили, об их взглядах известно, главным образом, из трудов Иосифа Флавия, сообщений их противников-фарисеев, а также из Нового Завета. В Деяниях апостолов читаем, что саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духов (фарисеи признавали все это, Деян. 23:8). Как писал Иосиф Флавий, в отличие от ессеев, веривших в абсолютное божественное предопределение, и фарисеев, считавших, что, хотя все предначертано Богом, добродетель и порок остаются во власти человека, ибо «предначертание помогает ему во всяком деле», саддукеи полностью отрицали предопределение и верили, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, Бог любит людей и требует от них исполнения закона. По их утверждению, Бог вложил в человека два противоположных начала – плохое и хорошее, но повелел ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни.
Во время существования Второго храма все его первосвященники (одновременно председатели синедриона в Иерусалиме) были саддукеями. Только за несколько лет до разгрома Иерусалима, в период народного восстания, когда власть перешла в руки фарисеев, саддукейские первосвященники уступили место фарисейским. С падением Иерусалима и упразднением жертвоприношений саддукеи потеряли свои политические и духовные позиции. Партия исчезла с исторической арены. Считают, что традиции саддукеев повлияли впоследствии на учение караимов – «людей Писания», которые появились в начале VIII века в Багдаде.
[ В начало ] [ На главную ]