Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Зои Бардиной в МХГ
У церкви должны быть корниАнатолий Корабель: «Мы возникли, потому что читали Евангелие, потому что кто-то ходил с сумкой, пройдя пешком 250 верст по Новгородской области, и разнес огромное количество Евангелий».
Христианина, исследующего Библию, можно назвать историком дел Божьих. Верующие обычно хорошо знают историю возникновения первых христианских общин. Но всегда ли мы знаем историю поместной церкви - там, где мы живем? Кто были первые христиане нашей области, нашего края? Как они пронесли свою веру через горнила испытаний, чтобы Благая весть дошла до нас? Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей евангельских христиан-баптистов Новгородской области, – историк не по профессии, а по потребности души. Он исследует все, что связано с распространения Благой вести в Новгородском крае. В его церкви есть музей истории евангельского движения.
– Анатолий Иванович, как вы считаете, что важно в истории?
В истории важны точные факты, примеры. Если нет подтверждения какого-либо события, то это уже не история. История – это бытие вчерашнего дня. Это не сказание, не вымысел и не притча.
– А важно ли человеку знать, что было вчера? Поможет ли ему это представить будущее?
– Прошлое – это мост в будущее. Если мы не знаем прошлого, то сложно строить настоящее, а будущее - тем паче. В сентябре нынешнего года исполнилось 135 лет нашей церкви, евангельскому баптистскому движению в Новгородской области. Евангельское движение началось с Санкт-Петербурга и докатилось до Новгорода. Здесь можно выделить два направления: евангельское, которое началось с пашковских верующих, и баптистское, которое началось с латышей. 135 лет назад латышские баптисты пришли на новгородскую землю, потому что в Латвии не было хлеба. Бог их так повел. История нас, русских и латышей, соединила.
В то время, когда русский народ праздновал победу в Куликовской битве, на новгородской и псковской земле прогрессировало именно евангельское движение, потому что тогда верующие обращались к Евангелию. Новгород был городом книжным, грамотным, цивилизованным. На это обратили внимание даже неверующие историки. В 1380 году уже были страдальцы за веру. Иными словами, уже в то время было евангельское движение. Недавно исполнилось 480 лет протестантизму в России. И опять же, это историки зафиксировали такую дату, не протестанты России. Ещё 130 лет назад в словаре Брокгауза и Эфрона было записано, что при князе Василии в 1524 году были приглашены протестанты в Россию.
– Что вы знаете о первых евангельских христианах Новгородчины?
– Много чего знаю... Верующие евангельского направления были обычно людьми состоятельными, богатыми, дворянами. Баптисты как-то «по низам» ходили. Имение Екатерины Никитичны Голицыной, которая придерживалась пашковского направления, находилось недалеко от Новгорода. Ее сын был здесь предводителем губернского дворянства. Именно у нее проходил евангельский съезд. Имение Павла Павловича Голицына тоже очень известное. Сейчас там стоит огромный особняк, напоминающий Казанский собор в Санкт-Петербурге. Оба здание проектировал один и тот же архитектор Воронихин. Барон, генерал Пистолькорс, который был учредителем собраний евангельских христиан, был известным в то время фабрикантом. Евангелист Шаров – тоже из Новгорода. Отношение к Новгородчине имеют и евангелисты Бобринские. Их род пошел от Екатерины II и сына новгородского губернатора.
– Как вы считаете, трудно быть евангелистом в таком крупном православном городе, как Новгород?
– Евангелистам всегда было трудно и не только в таком городе, где 70 православных храмов стоят. Они все пустые сейчас. Раньше как было – каждая улица имела свой храм. Когда протестанты пришли в Россию, православные и протестанты учились в одной семинарии. Открытой вражды, конечно, не было. Но занимаясь исследованием, я обнаружил в епархиальных ведомостях немало нападок на евангелистов. А сейчас в Новгородской области 24 церкви евангельских христиан-баптистов, но, к сожалению, все они маленькие и возникли 10-12 лет назад. Центральная новгородская церковь зарегистрирована в 1976 году. Иногда верующие имеют какую-то робость, боятся не только раздать Новые Заветы, но даже проповедовать. А вот, например, евангелист Пашков был командиром кавалергардского полка. Он ушел в отставку, и полк должен был проезжать мимо его дома. Так вот, Пашков вышел навстречу своему полку с Евангелиями в руках, спросил командира, можно ли раздать Евангелия всем солдатам, и подарил Евангелие от себя лично, как от бывшего командира полка. Разве же это не пример для подражания?
– А что изменилось в вашей церкви за последние пять лет?
– Однажды сестра, которая пришла к нам из харизматической церкви, сказала мне: «Знаешь, почему я сюда пришла? Потому что поняла, что в церкви должны быть корни, т.е. прошлая жизнь. В той церкви я этого не увидела, а здесь есть». Люди понимают, что историю нужно знать, что мы не американская церковь, не пришлые, что нас как аборигенов не завезли ниоткуда. Что мы возникли, потому что читали Евангелие, потому что кто-то ходил с сумкой, пройдя пешком 250 верст по Новгородской области, и разнес огромное количество Евангелий. Кто-то так ходил, а почему бы не проехать на машине? Кто-то не боялся ходить даже в период гонений, совершая духовные подвиги! Для нас такие примеры – ободрение. А на богослужении, посвященном 130-летию церкви, пять лет назад, мне было тяжело говорить, комок в горле стоял... Я говорил о прошлых репрессиях, называл фамилии братьев, сестер – героев веры. Реакция в церкви была такая же. Проповедник создает атмосферу соответствующую. Мы хотели быть ближе к обществу, показать, что мы живы.
– В каком плане живы?
– В любом! Мы не исчезли. Так Писание говорит. Потому что евангельское движение – это Божье движение, это Добрая весть! В старину казнили людей за плохую весть, а за добрую всегда миловали и награждали. Мы несем Благую весть, чтобы еще раз показать, что мы не сектанты! Мы проповедники Благой вести.
– Сектанты – что это такое в вашем понятии?
– Секта – это часть, закрытая от чего-либо. Нечто обособленное, чуждое всему. Не проповедовать, не с властями встречаться... А мы должны быть везде и всегда на виду. Все должны знать нас и помнить, что мы есть. Сегодня люди говорят о терроризме, нет единства в обществе, по сути, нет даже единой политической системы. Люди не видят, где спрятаться, укрыться, кто и что может защитить от зла.
– А если они увидят, что это может сделать церковь?
– Тогда люди пойдут в церковь! Это живой организм, Тело Христово, которое не умирает.
– Когда страна страдает от терроризма, о чем важно проповедовать с кафедры?
– Обычно беда людей объединяет. В нашей церкви прошло несколько богослужений после событий в Беслане. Первое – сразу же после захвата школы. Об этом знали, говорили, молились, переживали. Церковь жила этим событием, горем.
– Раньше церковь считалась авангардом общества. А сейчас, как вы считаете?
– Смотря какая... протестантскую можно поставить. Например, в церкви нет столько разводов, сколько в мире существует – до 80 %! А рождаемость выше всего тоже у верующих. Конечно, церковь Христова должна быть в авангарде общества. Чтобы люди хотели быть похожими на христиан, равнялись на них. Тогда само общество будет здоровым. Апостол Павел говорит, что мы – письмо читаемое, всеми узнаваемое.
– А сейчас время благодати...
– В истории всегда взлеты и падения. Волна свободы, демократии, волна гонений и репрессий. Я думаю, что это Божий план, потому что через скорби, переживания приходит терпение. Люди начинают обращаться к Богу. Известно, что чем больше скорбь, тем ближе Бог. Когда все хорошо, тогда наступает затишье. Написано же, что когда у вас будет много скота, построите дома, когда у вас все будет, – смотрите, не забудьте Господа Бога вашего. Но они забывали... Тогда Господь наказывал.
Беседовала Зоя БАРДИНА
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]