Цитата дняИщите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6). |
Проповедь
Да не смущается сердце ваше
Время пребывания и служения Иисуса Христа на земле приходило к концу. Впереди – Гефсиманская ночь борьбы и молитвы, предательство Иуды, жестокие пытки, скорбный путь на Голгофу и жертвенная смерть на кресте. Иисус знает всё, что Ему предстоит, и потому молит Отца, чтоб совершилась Его воля.
Что же такое смущение?
В это самое время Спаситель начинает открывать ученикам: «Дети! Недолго уже быть Мне с вами...» (Иоан. 13:33). От этих слов Учителя они опечалились, что уже не будут видеть Его рядом, не услышат Его ясный, любящий и властный голос. Им предстояло расстаться с Тем, Кого они признали Мессией, за Кем пошли, оставив всё. Но Иисус открывает также нечто невероятное: Ему надлежит прежде много пострадать и быть убиту. В ответ порывистый Пётр начал прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!»
Конечно, такой печальный финал Мессии понять и вместить в свой разум они тогда не могли, хотя о страдании Христа предсказывали пророки. В общем, ученики были сильно встревожены, но в Гефсимании, в решающий момент, они заснули и не поддержали Иисуса своими молитвами.
Однако, любящее сердце Спасителя было преисполнено заботой о Своих учениках, Он знал их духовное состояние и потому ободряет и наставляет: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1).
Смущение – это замешательство. Смутить – значит привести в смущение, беспокойство, замешательство. Посеять смуту – посеять тревогу... От смущения лишь один шаг до соблазна, и цель смущения – соблазнить верующего так, чтобы вера его угасла. Иисус предвидит это и, желая предупредить учеников, говорит: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь...» (Мф. 26:31).
Да, это время, эта ночь была единственной в истории земли, когда все силы ада поднялись на Сына Божия Иисуса Христа и Его учеников, чтобы воспрепятствовать делу спасения нашего мира.
Происхождение и природа смущения
Мы имеем Слово Божие – Библию, в которой так определённо открывается людям истина о происхождении Вселенной, сотворении человека и его грехопадении. «...Насадил Господь Бог рай в Едеме... и поместил там человека, которого создал... И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» (Быт. 2:8-17).
Но, увы, вот что случилось дальше: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).
Совершенно ясно, что Создатель не угнетал Адама и Еву, но предупредил о трагических последствиях нарушения Его заповеди. Бог испытывал первых людей свободой; Ему желанны верные в свободе также и сегодня. Однако Ева позволила искусителю смутить себя, посеять недоверие к Слову Бога. И вот она уже, потеряв страх нарушить Божью заповедь, берёт запретный плод, ест, даёт Адаму – и он тоже ест. Так дьявол смутил наших прародителей, и они не выдержали испытания свободой.
Обратим внимание, что уже в самом начале истории Церкви апостол Иоанн предупредил верующих: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1).
Как видим, смущение – это явление духовного происхождения. Дух смущения, заблуждения, дух антихриста из мира, враждебного Богу, и возглавляет его тот же диавол – сатана, противник истины, действуя через людей – лжепророков.
Жизненные моменты смущения
1. Соблазн
Очень поучительно происшедшее с Асафом: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» (Псал. 72:1-3).
Асаф был прозорливцем и псалмопевцем Израиля. Господь вдохновлял его сочинять песнопения, наделил пророческим даром. Асаф всегда старался быть верным в своём служении, иметь чистую совесть пред Богом и людьми. Однако горько ему было видеть, что многие израильтяне равнодушны к духовным ценностям, более того, встречаются и безбожники, которые издеваются над всем святым, разглашают клевету, горды, дерзки в словах по отношению к Богу.
Но особенно смутило Асафа то, что нечестивцы благоденствуют и Бог не торопится их покарать. Этот парадокс настолько сильно пошатнул его, что он «позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых». И будучи уже на краю бездны разочарования, в критической ситуации глубокого смущения, Асаф начал размышлять, желая уразуметь происходящее: «Но это было трудно в глазах моих, доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их». Именно в святилище Асаф преодолел, победил смущение твёрдой, укреплённой верой в конечный Божий суд и воскликнул: «А мне благо приближаться к Богу!»
Как хорошо, что Асаф открыл своё переживание, потому что теперь мы можем обогатиться его духовным опытом. Иисус провозгласил: «...Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф. 18:7). Часто мы можем смутиться от недостойного поступка человека верующего: как же он мог так поступить?! Этот вопрос мучает, лишает покоя. И враг усиливает действие смущения, доводя до соблазна и даже до отпадения.
Да, мы порой забываем о великой ответственности каждого верующего пред людьми и небом. Однако уместно здесь вспомнить, что сказал Иисус апостолу Петру, когда он, оглянувшись, увидел идущего Иоанна: «Что тебе до того? Ты иди за Мною!» Ты иди по следам Христа, подражая Ему. Будь добрым примером для всех, не подавая повода к смущению и соблазну, «ибо время начаться суду с дома Божия...» (1 Петр. 4:17).
2. Обетования Божии и «молчание Бога»
Иисус Христос оставил верующим в Него великие обетования, например: «Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»; «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам»; «Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросили от Отца во имя Моё, Он дал вам» (Иоан. 14:14-15; 15:7, 16).
Если внимательно, с молитвой, читать евангельские тексты завещания Господа Его ученикам, то мы ясно увидим, что все обетования Божии не безусловны: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Здесь условие: любовь ко Христу на деле, а не только на словах.
«Я вас избрал, чтобы вы шли и приносили плод». Условие: принесение плода.
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут». Условие: пребывание во Христе, как ветка на лозе.
Забвение этих условий Нового Завета может смутить нас, когда просьба наша к Богу, во Имя Христа, остаётся как бы без ответа. Не следует торопиться смущаться, лучше проверить своё хождение, жизнь в зеркале Слова Божия. Видимое, кажущееся «молчание Бога» в ответ на нашу мольбу может быть, на самом деле, огненным испытанием нашей веры.
Апостол Пётр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного...» (1 Петр. 4:12-13). К этому огненному испытанию относятся не только страдания христианина за веру – гонения, но и болезнь, безвременная смерть, потеря родного человека. Да сохранит нас Господь в этих испытаниях от смущения, ропота и особенно – от ожесточения. Ибо Он знает наши слёзы, печаль и в скорби утешает, даёт надежду и научает глубинам Божиим.
Голос смущения говорит: «Вот вы молитесь, а скажите, чем лучше ваша жизнь и чем безопаснее она жизни других? Разве огорчения и неудачи постигают вас реже, чем нас? Разве болезнь забывает о вас? Разве смерть реже посещает ваши жилища? Подобно нам, вы страдаете, подобно нам – умираете и воображаете при этом, что все события к вашему благу...» Сколько раз приходилось слышать подобные слова от невежд и образованных, и, может быть, охлаждало оно ваши молитвы и удерживало порыв сердца, взывавшего к Богу... Я отвечаю: думаю, мне понятно, почему Бог не совмещает земное счастье с верою и успех – с благочестием. Если бы это было так, то Богу повиновались бы, ища личного счастья. Таким образом, Богу служили бы люди своекорыстные. Спросите глубоко верующих в Божии обетования, и они вам скажут, что в тяжёлых внешних событиях их жизни они научились познавать духовные уроки школы жизни Учителя, спасающего их от соблазна. Они вам скажут, что даже в минуты самых тяжёлых испытаний они открывали чудные доказательства божественной благодати.
В действительности, одни и те же события приводят людей к прямо противоположным результатам: тех, кто отвращается от Бога, – к ожесточению и ропоту; тех же, кто смиряются пред Ним, – к праведности и вечной жизни. И так христианин открывает тайну действительного торжества духа и святости (Е. Берсье «Беседы»).
Хождение верою
Снова прочитаем слово Иисуса к ученикам Его, а значит и к нам: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте». Ученикам предстоял совершенно новый этап духовной жизни – жизни веры: следовать за Иисусом, видя Его, Невидимого, очами веры. Какое удивительно заботливое, любвеобильное обращение Иисуса! О сердцах Своих последователей Он беспокоится даже больше, чем о разуме. Потому, видимо, что разуму человека свойственно смущаться, сомневаться при сложных обстоятельствах жизни, при получении новой информации. Сердце же должно хранить тепло личного общения с Отцом Небесным благодаря Иисусу Христу. Господа, Творца и Спасителя нашего, не удовлетворяет бесплодная вера разума, бессильная родить в человеке любовь к Богу.
Завещая ученикам веровать в Него, как они веруют в Бога Всевышнего, Иисус утверждает откровение о тайне Своего божественного бытия. В беседах с апостолами Он неоднократно возвещал: «Я и Отец – одно»; «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне...»; «Я исшёл от Отца и пришёл в мир, и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Иоан. 10:30; 14:11; 16:28). Так Иисус Христос фактически утверждает Свою Единосущность с Богом – Отцом Своим, потому что пророчески видит грядущую битву в умах людей из-за Него.
«Кто Ты? Если Ты – Христос (Мессия), скажи нам прямо», – спрашивали вожди иудейские. «Я сказал вам, и не верите. Дела, которые творю Я во Имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 10:24-25). Разве не удивительно, что вопрос «Кто же Он, Иисус?» актуален и в ХХI веке!
Иисус придёт опять
В Своём Слове Иисус Христос открывает великую тайну будущего: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были где Я» (Иоан. 14:2-3). Это обетование Иисуса всей Церкви даёт радостную надежду на грядущую встречу с Ним, Прославленным, после которой уже никогда не будет разлуки!
Однако Христос спрашивает: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Луки 18:8). Господь предупреждает нас, чтобы мы бодрствовали, потому что есть враг, сеющий смущение и соблазн. Апостол Павел пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским...» (1 Тим. 4:1).
«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:8-12).
Не думаю, чтобы кто-то так сразу захотел быть осуждённым и вместе с сатаной попасть в вечно горящий ад! Но враг сначала смущает и человек слушает, а потом так обольщается ложью, что она кажется ему истиной. Когда люди противятся Божией истине во Христе, возлюбив неправду, тогда Господь попускает этот суд, однако заранее предупреждает об опасности и справедливом возмездии. Но некоторые люди находят «золотую середину», они тешат себя тем, будто верят в Бога, однако жизнь их не соответствует воле Божьей. Они не имеют общения с верующими, обращаются к экстрасенсам, гадалкам, ворожеям и другим представителям демонических сил. Так поступали и древние самаряне: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов...» (4 Цар. 17:33). Библия характеризует это как грех идолопоклонства, мерзость, которая не должна даже именоваться у верующих. «Золотой середины» нет и быть не может.
В годы ранней юности меня смущало победное шествие атеизма по всему миру. И это, с одной стороны, соответствовало духу последнего времени перед пришествием Христа, о котором Он сказал: «Приду, найду ли веру на земле...» Однако многие другие места Писания свидетельствовали, что не атеизм будет господствовать на земле в последнее время, а нечто противоположное ему. И это тревожило меня, пока я в молитве решил не давать место смущению, а довериться Господу... Ждать и верить пришлось лет двадцать. Тогда внезапно рухнул Союз – оплот атеизма, и произошло немыслимое: на смену безбожию и полному отрицанию духовного мира пришли оккультизм, спиритизм, экстрасенсы, язычество с идолопоклонством. Да, язычество возвращается и люди охотно принимают его, чем подтверждается один из признаков духовного состояния последнего времени.
В беседах с учениками Иисус изложил многие признаки Его приближающегося пришествия за Церковью, а затем ободрил верующих: «Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Луки 21:28-36).
Господь, таким образом, предсказывает тяжёлое, непростое время для верующих, так что их головы могут поникнуть от смущения и нападок врага, но преодолеть всё возможно только твёрдой верой, бодрствуя в молитве. Как видно, верующим последнего времени не дано творить явные чудеса, но предопределено силой Божией быть победителями, сохранив верность Христу до конца. Вспомним, с какой надеждой многие готовились встретиться с Грядущим в 2000 году. Но этого не произошло... Не будем же давать места смущению, опускать взор и головы к земле! «Жених замедлил!» И у нас, слава Богу, есть ещё время до полуночи, чтоб запастись маслом и ободриться духом.
Иисус оставил потрясающее обетование всем любящим Его: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё; И Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Очень жаль, что мы так мало осознаём, доверяем и радуемся этому чудесному дару Божьей благодати.
Как же оценить эту обитель, как назвать это место обитания, пребывания Святого Бога в сердце верующего, который любит Иисуса? Без преувеличения, это РАЙ в миниатюре, потому что Бог и человек пребывают здесь в гармонии взаимной любви.
Вспомним, когда Бог насадил рай в Эдеме и поселил там Адама, Он повелел возделывать и охранять райский сад. Этот завет остаётся в силе для каждого верующего и сегодня: возделывать и охранять обитель Божью – рай в сердце своём! Не позволять вползти туда диавольской змее – мысли, что смущает и обольщает.
Именно так и Сам Иисус – последний Адам, охранял обитель Своего сердца в искушении от диавола. Он отражал его мечом Слова Божьего и одержал победу над врагом наших душ. Будем же подражать Господу нашему Иисусу Христу во всём, ожидая Его пришествия. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Вениамин М. КРЕЙМАН
г. Денвер, США
[ В начало ] [ На главную ]