Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации других авторов в МХГ
ЖЕНЩИНА И ЦЕРКОВЬ
«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:11-15).
Многие служители находят этот отрывок неудобным, потому что он содержит повеления, которые могут вызвать сопротивление сестёр и оттолкнуть приближающихся к Богу женщин. Женщинам может показаться, что здесь утверждается шовинизм и поддерживается превосходство мужчины, а с этим не всем легко согласиться.
Однако нет ничего более далекого от истины, чем утверждение, что в Библии проповедуется шовинизм. Библия передаёт трезвый взгляд на вещи, Божий взгляд. Она рассказывает о том, как всё обстоит на самом деле. Действительно, между полами существует неравноправие. Это приходится признавать. Муж был создан из земли, а жена – из более благородного материала. Это начало неравноправия. Кожа женщин нежнее, чем у мужчин, их голоса красивее, черты лица изящнее, очертания женских фигур более грациозны. Наконец, они рождают новую жизнь, а нам, мужчинам, в этой чудесной способности отказано! Неравноправие налицо! Так почему более совершенное существо должно подчиняться более грубому и сильному?
Ответ прост: по той же причине, по которой совершенный Сын Божий должен был стать человеком, принять образ раба и смириться. По той причине, что таков замысел Божий, таков Его план и Его воля. В отрывке, который лежит перед нами, мы можем ясно увидеть эту Благую весть. Давая повеление относительно покорности жены мужу, апостол даёт затем два обоснования этому из книги Бытие. Первое – прежде создан Адам, а потом Ева. Из этого факта следуют далеко идущие выводы, в частности, следующий. Представим себе, как Ева, появившись на свет, открывает глаза и ...что она видит? Человек, которого она видит впервые, называет себя здесь главным, её – своей женой, рассказывает ей о Боге и своих отношениях с Ним. Оказывается, до появления Евы произошли некоторые очень важные события. Порядок во Вселенной и в райском саду был уже установлен, Адам получил от Бога владычество и поручения. Имена всем животным уже были даны. Всё было решено и сделано до появления Евы, без её участия, ведома и согласия. Она должна была просто принять, как факт, сложившуюся ситуацию, т.е. подчиниться. Ева должна была поверить Адаму, что Бог действительно разговаривал с ним, что он – тот, который отвечает за всё творение вокруг, что она создана для него как жена (1 Кор. 11:9).
В этом смысле Ева похожа на ребёнка, который тоже верит всему, что ему сообщают родители (Луки 18:17; 1 Петр. 1:14). Она должна была начать учиться от него, потому что с момента своего появления сразу же попала в зависимость от Адама в области знаний, должна была спрашивать его обо всём, что не знала. Это первое: каждая жена должна иметь в отношениях с мужем – верить мужу. Более того, Ева должна была полюбить Адама. Для неё не будет создан другой мужчина.
Второе обоснование – не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление. Слово «но» сообщает нам, что есть разница в грехе и вине Адама и Евы. Согрешили оба, но вина у них разная. Ева была прельщена, обманута змеем (2 Кор. 11:3). Давайте рассмотрим это подробнее. Вот Ева узнала от змея нечто, чего не знает: похоже, её проблема с недостатком знаний может быть решена, но Бог препятствует решению проблемы, наложив запрет на употребление плода, дающего знания. Услышав это, Ева должна немедленно идти к мужу, чтобы узнать у него, верно ли сие (Ефес. 5:23). Вместо этого, Ева поверила змею. А ведь она не должна была верить никому, кроме мужа! Поверив другому, приняв в свой ум знания от другого, она оказалась неверна своему мужу. Подчинив свой ум словам змия, потеряла целомудрие по отношению к мужу, ведь целомудренность не ограничивается только половыми отношениями, в корне слова – мудрость, ум.
Бедная Ева была прельщена, обманута, но Адам не так согрешил. Он увидел, что употребление плода не дало Еве знания – значит, змий не прав. Ева также не умерла – значит, Бог не прав. Я могу жить по своему разуму, решил Адам, протянул руку и отведал плод. Ева не обманывала его – Адам отведал плод осознанно, с полным сознанием. Он бросил вызов Богу, сознательно выходя из подчинения Ему. Адам виноват больше. Из этого следует следующий вывод: кто больше виноват, на том и больше ответственности за восстановление нарушенного. В этом смысле Адам снова занимает более ответственное положение, чем Ева. Почему Ева должна нести большую ответственность, чем тот, кто больше виноват?
Апостол Павел мог бы дать и другие обоснования, но этих двух мощных доводов уже вполне достаточно, чтобы объяснить, почему жена должна подчиняться мужу. Однако Павел не останавливается на этом и в заключительном стихе главы дает для женщин не только доводы, но и замечательную мотивировку в пользу покорности мужу: спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви, в святости с целомудрием.
Слово «спасение» в Писании может иметь один из двух смыслов – либо спасение от ада, либо спасение из беды. В этом отрывке слово используется именно во втором смысле. Жена спасёт себя, убережёт себя от многих бед, подчиняясь мужу и веря ему (Ефес. 5:22-24). Она сохранит себя от несчастий, любя мужа и сохраняя свою чистоту для него одного, спасёт себя от проблем, занимаясь самым почётным и значимым делом – рождением и воспитанием детей в вере Богу и Отцу.
Приобретая характер Христов (Филип. 2:5-8), мужчины и женщины спасут себя от многих ненужных страданий и дорогостоящих ошибок в жизни. Таков замысел Божий, и урок Евы должен быть понят. Лучшая защита женщины – покорность своему мужу.
Павел СЕННИКОВ
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]