Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации других авторов в МХГ
Могли ли «сектанты» убить Рому Лебедева?«Сектанты довели школьника до самоубийства?» Именно под таким заголовком и именно вот так, со знаком вопроса вышла статья-«расследование» некоего Александра Горелика в «Комсомольской правде» (2007, 13 июля).
Предыстория
В начале июля 2007 г. в Санкт-Петербурге завершился суд над учительницей Верой Новак. Обвинение: из-за ее «воспитательных методов» 14-летний школьник Рома Лебедев (сирота, которого воспитывала лишь бабушка) положил голову под колеса электрички. Случилось это 21 сентября 2005 г. на платформе Скачки под Питером.
В рюкзаке погибшего мальчика нашли записку: «Из-за Аркаши» (Аркашей прозвали ученики классную руководительницу Веру Аркадьевну Новак. – Прим. ред.). Тогда же выяснилось – учительница собирала с учеников деньги на ремонт класса, и Рома – единственный, кто заплатить не смог. Отказывался он и дежурить по классу. Парень пропустил свое дежурство, и на следующий день Вера Аркадьевна назначила ему уборку, но он опять не пришел. Пришлось учительнице звонить бабушке и убеждать ее, что в мытье полов нет ничего предосудительного. После этого Рома отдежурил. А на следующий день бросился под поезд...
Собранные факты позволили следствию обвинить учительницу в доведении до самоубийства: парень-сирота страдал и из-за того, что не может, как все, принести деньги на ремонт, и из-за унижения, которое он перенес, моя пол в классе.
В предисловии к «сенсационной» статье «Комсомольская правда» с гордостью сообщает о том, что ее корреспонденты «провели свое расследование громкого дела». Очевидно, публикация с таким «вопросительным» заголовком была призвана просветить читателя, «открыть глаза» на то, что суд абсолютно не прав. Иначе, для чего бы понадобилось «свое расследование»? И, коль скоро вывод суда неправильный, в срочном порядке должен быть найден ответ «правильный», который, хоть под знаком вопроса (на который обычно мало кто обращает внимание), и предложила газета – прямо в заголовке.
Трюк – не просто известный, характерный в основном для желтой прессы, но, к тому же, еще и дешевый. Все это понимают. Тем не менее, представляется, что должна быть хоть какая-то грань этой самой дешевизне. Понятно, что в погоне за высокими тиражами газеты идут на большие компромиссы в вопросах объективности и правдивости, но все же не следует забывать об элементарном профессионализме, не говоря уже о морали.
В данном случае газета, пользуясь наличием загадочностей в деле, а также массой оставшихся вопросов к следствию («взрослые» формулировки предсмертной записки, необычность поведения Ромы даже для самоубийцы), предлагает самое глупое и нелепое из всех допустимых предположение. «Что происходило с мальчиком летом, в каком психическом состоянии он вернулся после каникул?» – начинает раскручивать «сенсацию» автор статьи. И сообщает: парень отдыхал в лагере «Каравелла», что под Выборгом. Этот лагерь, по уже сложившейся традиции, посещали спонсоры – христиане-евангелисты из Америки. Они дарили детям подарки, детские Библии, пели, играли с подростками... Словом, делали все, чтобы максимально украсить отдых детей, освежить их впечатления, вдохновить перед новым учебным годом! В интерпретации же «Комсомольской правды» это звучит так: «То, что миссионеры работали с детьми, – факт! Но вот как их проповеди действовали на психику детей, многие из которых сироты или из неполных семей? Как на школяров с довольно сложной психикой могут подействовать настойчивые рассказы о загробной жизни, в которой все будет хорошо: ведь там их встретит Бог, который всех любит и обо всех позаботится?»
То, что миссионеры занимались с детьми, на самом деле факт. Но с чего начинающий «следователь» решил, что фактом являются и «рассказы о загробной жизни», тем более с такой существенной подробностью, как «настойчивые»?! Не смогли урезонить журналиста даже рассказы детей, которые вместе с Ромой отдыхали в лагере. На его вопрос «Что же вы с ними (евангелистами) делали?», дети наперебой делились впечатлениями:
– Играли. А еще нам раздавали бумажки, и мы по ним пели. Про Бога! Ну, что Иисус – Бог, что Он родился, принес людям добро, – рассказала Настя Сергеева.
– Библии нам раздали, – перехватил инициативу мальчик по имени Игорь. – И взрослые, и для маленьких. Еще концерты были, американцы песни нам пели, сценки показывали – про любовь.
– К кому? – оживился писака-следопыт.
– К Богу, – пожал плечами Игорь с таким видом, будто любить больше и некого (с сарказмом подводит в своей статье черту «комсомолец», для которого слово «любовь» имеет, вероятно, единственный, «постельный» смысл. – Авт.).
Примечательно, что маленькая девочка оказалась много умнее своего «интервьюера». Уж куда более ясно: «Бог принес людям добро!» Смысл слова «принес» должно быть известно журналисту и означает оно в данном случае ни что иное, как то, что добро принесено на землю! Не куда-то в загробную жизнь (иначе, нужно было употребить слово «отнёс»), а сюда, на землю, к нам – людям. Но питерский Шерлок Холмс видимо настолько увлекся погоней за сенсацией, так поверил в озарившую его версию, что абсолютно потерялся в логике событий и слов. Более того, начал противоречить сам себе.
Вот его железобетонная логика: «За шесть учебных дней мальчик четыре раза виделся с Верой Аркадьевной (учительницей, из-за которой, по признанию суда, мальчик покончил с собой. – Авт.). Можно ли за такой короткий срок довести ребенка до самоубийства?» Вопрос вроде бы правомочен, но в таком случае он в той же мере должен быть применен и к ситуации с евангелистами: «Можно ли за те девять дней, в течение которых христиане находились в лагере, довести ребенка до самоубийства?» При том, что мальчик учился у Веры Аркадьевны и в прошлые годы, а с христианскими миссионерами познакомился впервые... Здесь логика журналиста явно дала сбой.
Нескончаемая путаница и противоречия в так называемом «журналистском расследовании» свидетельствуют не только об отсутствии искреннего желания разобраться в вопросе, но и поверхностной компетенции в вопросах, за которые автор с таким жаром взялся. По всей видимости, «комсомолец» просто-напросто до сих пор не избавился от впечатлений своего детства, когда от идеологов-коммунистов он внимал страшилкам о «сектантах».
Ну, да ладно бы только автор. Довершает картину абсолютной безграмотности заключение уже самой редакции, которая, видимо, для пущего веса и в поддержку своего корреспондента приводит выдержку из своего «досье».
Из досье «Комсомольской правды»
«По различным оценкам, христиан-евангелистов в Америке от 50 млн. до 80 млн. Оказывают большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику США. Часто выезжают в другие страны заниматься миссионерской деятельностью. В Советском Союзе христиане-евангелисты в 1944 г. объединились с баптистами. Русская православная церковь относит христиан-евангелистов к сектантам».
Любой здравомыслящий человек, прочитав это «досье»
вправе задать следующие вопросы:
– Как совместимо такое огромное количество христиан-евангелистов в США с подозрениями на то, что их проповеди могут расположить слушателя к суициду? По логике вещей они давно должны были уничтожить самих себя.
– При чем тут объединение (в 1944 г.) евангелистов с баптистами в СССР, если речь в статье идет о евангелистах из США?
– Что в данном «досье» имеется в виду под понятием «Русская православная церковь»? Кто конкретно относит христиан-евангелистов к «сектантам»: патриарх, синод, монахи или же все без исключения православные прихожане? Общеизвестно, например, что баптисты признаны в России именно как церковное объединение и на этом основании никак не подпадают под определение «сектантов». РПЦ ведет достаточно активный и дружественный диалог с представителями этой конфессии.
P.S.
Таким образом, «правда», по старой и почти уже забытой традиции, у газеты оказалась поистине комсомольской, как, собственно, и значится в ее названии. Жаль, что прочли этот бред сотни тысяч россиян, и остается только надеяться, что россияне давно уже не верят в столь откровенную и бесстыжую ложь (об этом, кстати, свидетельствует обсуждение статьи на сайте «КП»), а редакции искренне хочется пожелать большей разборчивости при поиске сенсаций.
Никита БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ
Москва, Россия
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]