Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации других авторов в МХГ

Падение Рима и американская мечта

Почему разрушилась Римская империя? В книге «История упадка и разрушения Римской империи» Эдуард Гиббон (1734-1794) обстоятельно отвечает на этот вопрос. Предлагаю вам окунуться в историю древнего Рима и, вместе с Гиббоном, поразмышлять о том, что же это за тенденции. Подумаем также о том, можно ли провести параллели между Римской империей и имперской Америкой наших дней.

Дух Рима и гений императора
В жизни римского общества Эдуард Гиббон выделяет пять основных тенденций, которые привели к разрушению столь мощного древнего государства. Прежде всего, это результат внутреннего духовного разложения: именно нравственный, духовный кризис общества привел к закату Рима, жители которого упивались зрелищами и развлечениями, комфортом и роскошью. Благосостояние и личный покой – вот основные цели, к которым они стремились. Римляне неумеренно увлекались сексом, вели распущенный образ жизни. Римская культура характеризовалась вымороченностью в искусстве – притворство вместо оригинальности, возбуждение вместо творческого вдохновения. Искусство пришло в упадок, музыка стала грубой и шумной. Среди римлян усилилось желание жить за счет государства, работать они не хотели. В Римской империи стремительно увеличивался разрыв между очень богатыми и очень бедными.

Возможно, перечисленные черты римского общества покажутся вам поразительно знакомыми... Не удивляйтесь. Мудрый Екклесиаст писал: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (1:9-10). Вполне вероятно, что и в современном обществе происходит нечто подобное – нравственное разложение, упадок морали и культуры, поклонение маммоне и кумирам.

В культуре Америки и Европы (да и не только) разрушается институт семьи, предлагаются «нетрадиционные» и «альтернативные» ориентации… Американский писатель Питер Маршал предупреждает: «Когда семейная жизнь деградирует, не выживет ни одно общество. Во всех случаях отход от веры в семейные ценности быстро выливался в превышение смертности над рождаемостью и сопровождался тяжелыми кризисами самой цивилизации». Именно это происходит в современной культуре.

Древний Рим погубили не внешние причины, вроде вторжения варваров. Как говорил чешский мыслитель и педагог XVII века Ян Амос Коменский, «развитие приходит изнутри…» Но и самое сильное разрушение приходит изнутри, по евангельскому выражению, из сердца, которое оторвалось от Бога. «Если ветвь оторвана от дерева, на ней не могут распуститься почки; если ручей отрезан от своего источника, он пересыхает…» – это слова епископа-мученика Киприана (ок. 1336-1406).

Римляне оторвались от Источника Жизни. Они понадеялись на свою мощь и авторитет, стали самоуверенными и надменными, и даже молились не истинному Богу, а «духу Рима и гению императора». Но ни «гений императора» ни «дух Рима» не спасли государство в день его гибели: 28 августа 476 г. император Ромул Августул уступил престол предводителю германских племен Одоакру. Рим пал навсегда.

Френсис Шейфер (1912-1984), «миссионер среди интеллектуалов», как его называли, в своей работе «Как же нам теперь жить» подтверждает эту историческую правду: Римская империя не обладала достаточно прочной внутренней, духовной основой. Варвары лишь довершили разрушение – и Рим превратился в руины. «Культура и личность со слабой внутренней основой могут выдержать напряжение лишь пока оно не слишком велико… Но когда возникает повышенное давление, а достаточно прочного фундамента не обнаруживается, уничтожение их становится лишь вопросом времени и зачастую совсем недолгого… Римская империя контролировала огромные территории, обладая военной мощью. Дороги Рима пересекли всю Европу, Ближний Восток и Северную Африку… – писал Шейфер. – Но Рим разлагался нравственно, изнутри. Его граждане все больше предавались жестокости и преувеличенной чувственности. Это особенно явно проступает в их безудержном распутстве. В Помпее (вспомните «Последний день Помпеи»), например, был очень силен культ фаллоса. Статуи и изображения преувеличенной сексуальности украшали дома наиболее богатых граждан… Сексуальные образы были представлены обильно и беззастенчиво».

Вы вновь узнаете современную культуру, телевидение, искусство, музыку? Не кажется ли вам, что современная культура с ее культом обнаженного тела совсем потеряла чувство стыда и совести? А ведь бесстыдство стоит на краю демонии. Зигмунд Фрейд понимал, что «потеря чувства стыда является первым признаком слабоумия».

Флоренция как град Божий
Анализируя разрушительные тенденции современного искусства, можно говорить о вывихах эстетического сознания, культурной аномалии, о глубинном, еще не вышедшем наружу нравственном и духовном перерождении человека. В 1482 г. настоятель доминиканского монастыря и мученик Реформации Джироламо Савонарола (1452-1498), находясь во Флоренции, оказался в эпицентре Возрождения. Но то, что он наблюдал вокруг, было не свободой духа, не прогрессом, а проявлением возрастающей суетности, приверженности к материальному, чувственному. Гедонизм (высшее благо – удовольствие) овладел сознанием флорентийцев.

Уже в юношеских поэмах Савонаролы просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви. Это было, фактически, возрождение язычества, оккультизма и разврата. И Джироламо начал проповедовать в соборе, во Флоренции, призывая вернуться к чистой жизни раннего христианства.

В городе возникла смута, вызванная борьбой за власть, и Савонарола призвал людей к примирению, мечтая о том времени, когда обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. По сути, под его влиянием во Флоренции произошла бескровная революция. «Послушайте меня! Или, вернее, послушайте слова, которые исходят от Бога, – обратился он к жителям Флоренции. – Я могу сказать только: покайтесь! Приходите, грешники, приходите, ибо Бог призывает вас… О, Флоренция, ты, как Вавилон, сидишь на реках своих грехов! Излей реку слез своих, чтобы очиститься в ней».

Новая Флоренция мыслилась как град Божий, Главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Именитые граждане и ученые облачились в рясы доминиканцев, междоусобная вражда утихла, банды бесчинствующих молодых людей превратились в «священную милицию». Проникнувшись этим духом, горожане отказывались от традиционных пирушек, отпраздновав в 1496 г. «религиозный карнавал»…

Савонарола нажил себе множество врагов во Флоренции, которые восстановили против него папу, задетого ужасными пророчествами и резкими обличениями лжепастырей. Не сумев соблазнить Савонаролу кардинальской шапкой, папа в 1495 г. пригласил его в Рим. На второе письмо, в котором папа обвинял его в ложных пророчествах и отстранял от проповедования, Савонарола ответил, но продолжал проповедовать, пока третьим письмо папа не заставил его замолчать. Однако после некоторого перерыва Савонарола возобновил свои обличения и в проповеди на Книгу пророка Амоса обрушился с яростными обвинениями на папу и Рим.

Положение флорентийского монаха в городе и за его пределами стало ненадежным. Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы (piagnoni – плаксы) и его противников (arrabbiatti – беснующиеся). В марте 1497 г. агенты Медичи спровоцировали беспорядки, в мае папа отлучил Савонаролу от церкви, а через год его убили. Жители Флоренции не вняли голосу пророка-обличителя. Более того – его уничтожили.

Американская мечта
Не тоже ли самое происходит и в современном обществе? В мире культивируется так называемая американская мечта, проповедующая стремление к богатству и преуспеванию, комфорту и чувственным наслаждениям. Процветание – это идеал, говорят нам различного рода «эксперты» (к сожалению, в том числе и религиозные), это жизнь, состоящая из вещей, вещей и еще большего количества вещей! Реклама мощно усиливает и навязывает эту идею с помощью информационных технологий. А как насчет интеллектуального, нравственного и духовного успеха? Что происходит при этом с душой человека?!

Древнегреческий философ Сократ, «афинский босяк», как называли его современники, ничего не зная об учении Иисуса Христа, об этике Евангелия, мыслил высокими духовными категориями.

«Ничего не знал Сократ о Христе,
в философской пребывал пустоте.
Маску умника стыдился носить.
И не жил, чтоб есть, а ел, чтобы жить…
Удивительной души человек.
До рождения Христа – целый век.
Понимал Сократ, живя без Него,
что не знает ничего, ничего…», –
поет Владимир Зыбкин.

В речи, с которой он обратился не только к своим обвинителям, но и ко всем жителям Афин, Сократ сказал: «Если вы скажете, согласимся и отпустим тебя, с тем, однако, чтобы ты больше не занимался этим исследованием и оставил философию, а если еще раз будешь в этом уличен, то должен будешь умереть, – так вот, говорю я, если бы вы меня отпустили на этом условии, то я бы вам сказал: „Желать вам всякого добра – я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, истине и душе своей, чтобы она была как можно лучше, – не заботишься и не помышляешь?

И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего. Так я буду поступать со всяким, кого только встречу, с молодым и старым, с чужеземцами и с вами, с вами особенно, потому что вы мне ближе по крови. Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение Богу… О мужи афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на смерть, не проглядеть дара, который вы получили от Бога“…»

Этот пламенный призыв к покаянию обращен и к современному обществу, включая нас – иммигрантов, осуетившихся и духовно охладевших… Вчитываясь в эти строки, понимаешь, что и в наше время «Апология Сократа» не теряет своей актуальности. Мы находимся в эпицентре шторма. Наш мир приходит не к совершеннолетию, а к завершению цикла и во многих важных отношениях возвращается к духу римского мира I века н.э.

История человечества знает сходные циклы подъема, развала и краха. Подобно империи Августа и Тиберия, имперская Америка может прийти к краху из-за «раскола в душе». «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует…» – писал Федор Тютчев. Но тоскует ли? Или, возможно, даже стоя на краю пропасти, не может смириться пред Богом и сказать от сердца, искренне раскаявшись: «Господи помилуй! Господи спаси!»

«Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона 3:9).

Иван ЛЕЩУК
институт «Экология духа», г. Сакраменто, Калифорния, США