Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации других авторов в МХГ

Почему я изменил свое мнение
о современной христианской музыке?

И все же, нужна ли рок-музыка церкви?!

Музыка всегда была предметом жарких споров в истории христианской церкви, а в последнее время дебаты ведутся так ожесточенно, как никогда ранее. «Христианская газета» также неоднократно обращалась к этой острой теме. Резонанс на эти публикации лишь подтвердил насущность вопроса. Недавно увидела свет книга, автор которой – Дэн ЛУКАРИНИ – в прошлом был жарким сторонником применения рок-музыки в церковных богослужениях. Предлагаем вниманию читателей одну главу из этой книги*.

Отъявленная ложь
«В поклонении и прославлении можно использовать любую музыку – Бог примет ее». Этой одной фразой сформулирована вся философия современного движения поклонения и прославления. Сторонники этого движения называют законничеством любые установления, ограничивающие их музыкальные пристрастия, руководствуясь при этом лишь собственной философией. Раньше я разделял это убеждение, но сейчас с полной уверенностью могу сказать, что эта философия – отъявленная ложь. Следует она из очень популярного в современных церквах учения, которое гласит, что Бог принимает людей такими, какие они есть.

Чтобы правильно понять все сказанное в этой книге, читателю просто необходимо осознать, какой огромный вес это учение имеет в спорах о музыке в церкви. В результате его влияния Библия перестала быть средством различения истины и лжи, оно подменило собой библейское водительство. И что еще более важно, мы просто обязаны исследовать этот фундаментальный принцип с точки зрения Писания, так как практически все аргументы, выдвигаемые защитниками современной христианской музыки, основаны на нем.

Недавно мне вручили листовку, в которой приглашали посетить одну из близлежащих церквей. Там было написано: «Когда мы говорим „приходи к нам таким, какой ты есть“, это не значит, что мы приглашаем тебя прийти в своей повседневной одежде. Это значит, что мы примем тебя без осуждения, без нажима. Это значит, что мы поможем тебе найти Бога и не будем создавать религиозных барьеров на пути к Нему». Девизом этой церкви было: «Для Бога и для нас, в первую очередь, важен ТЫ!» В такой церкви вы найдете приятную атмосферу, получите ответы на волнующие вас вопросы и, конечно же, услышите современную музыку.

А разве вам не приходили такие приглашения? Я получил подобное приглашение от преобразованной баптистской церкви, которая проводила программу «Авана» (еженедельный детский библейский клуб в консервативных и фундаменталистских баптистских церквах Америки), а это, в свою очередь, означало, что эта церковь была фундаменталистской баптистской церковью. Если это так, то рано или поздно посетители, к своему разочарованию, должны будут обнаружить, что Библия осуждает их образ жизни, что у Христа есть конкретный план для их жизни, который не подразумевает, что она будет легкой и приятной. Быть учеником не значит постепенно изменять свою самооценку; взросление всегда вызывает перемены, а перемены болезненны. Человеку, следующему за Христом, не удастся сохранить свои старые привычки и пристрастия. И, как знать, не расценит ли посетитель крещение, являющееся обязательным условием членства, как очередной «религиозный барьер»?

Призыв «приходи таким, какой ты есть, Бог примет тебя в любом виде» тесно связан с движением терпимости, которое сегодня набирает популярность в светском обществе.

На приведенном мной выше примере вы видите, что эта философия приводит к серьезным разочарованиям в вере. Определить же, истинное ли то или иное учение, мы можем не по последствиям, к которым оно рано или поздно приведет, а по тому, имеет ли оно библейское основание. Выдержит ли это учение проверку Словом Божьим?

Основано ли на Библии приглашение «приходи таким, какой ты есть»? Несомненно, оно отражает библейский принцип, по которому для Бога «вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Мы не можем заработать спасение, не можем очистить себя так, чтобы Бог принял нас. Но значит ли это, что мы можем такими и оставаться?

Джон Макуджина, ученый, скрупулезно исследовавший движение за современную христианскую музыку, отметил следующее: «В отличие от большинства консервативных проповедников, которые призывают очистить себя перед принятием Христа, у движения за Иисуса (с которого и началось движение за современную христианскую музыку) более библейский подход: «Приходите такими, какие вы есть!» Проблема, однако, состоит в том, что обычно это означает не только прийти таким, как ты есть, но и остаться таким, как ты есть, – не изменять своих музыкальных пристрастий, манеры говорить и одеваться, поведения в обществе».

Я слышал только одно библейское подтверждение этому учению. Это история из восьмой главы Евангелия от Иоанна, где говорится о женщине, пойманной в прелюбодеянии. Однако не стоит забывать, что после того, как фарисеи разошлись, Иисус сказал женщине: «Я не осуждаю тебя; иди и больше не греши». Иисус не принял ее такой, какой она была, – Он повелел ей измениться. Иисус не принимает и нас такими, какие мы есть. Когда мы становимся Его учениками, Он повелевает нам измениться и больше не грешить, обратиться от идолов к Нему, отречься от похотей мира сего и возлюбить Его.

В Библии нет никакого подтверждения тому, что существует Бог, который принимает человека «таким, какой он есть». Богу не угодна наша самооценка, наша запачканная одежда. Поразмышляйте, и вы убедитесь в этом сами. Мы знаем, что Бог – свят, что Он ненавидит грех (десять заповедей в Исх. 20:1-17; Прит. 6:16; Зах. 8:17; Мал. 2:16). Мы знаем, что Бог милостив к раскаявшимся грешникам (2 Пар. 7:14; Иез. 18:21-22; Иер. 18:8; 2 Петр. 3:9). Он принимает нас только тогда, когда мы приходим к Нему через Иисуса Христа (Иоан. 14:6), а Иисус не примет грех грешника. Он утверждал, что покаяние в грехах нужно всем, а не только фарисеям.

В Послании к римлянам 8:29 сказано, что мы не остаемся такими, какими мы были. Бог начинает уподоблять нас Христу. Мы отдаляемся от всего мирского и приближаемся к святости. Из Первого послания к коринфянам (6:9-10) и из всего Первого послания апостола Иоанна со всей очевидностью следует, что мы не можем продолжать жить во грехе и при этом надеяться, что Бог примет нас. А в Первом послании Петра даже содержится призыв «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу...» (2:11).

Новый Завет учит, что настоящее обращение приводит к измененной – и изменяющейся – жизни. Преобразование начинается изнутри, с «нового сердца» и «нового духа» (Иез. 36:26), и, по мере того как мы питаем себя Словом Божьим, отдаем всю свою жизнь Богу, а не миру, наш разум обновляется, и мы становимся «подобными образу Сына», образу Христа (Римл. 8:29; 2 Кор. 3:18). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего...», – сказано в Послании к римлянам (12:2). Первая часть этого повеления дословно значит: «Не уподобляйтесь миру».

Любой честный человек, изучающий Библию, согласится, что учение о безусловном Божьем принятии, по меньшей мере, является заблуждением. Мы не можем явиться перед Богом такими, какие мы есть, не исповедуя свои грехи или даже не замечая их, и ожидать при этом, что Бог примет нас. Если мы тащим с собой в церковь свою любимую мирскую музыку, манеру общаться и одеваться, разве можем мы ожидать благословения?! Писание не дает нам повода так думать. Нам не хотелось бы, чтобы люди, ищущие Бога, но еще не присоединившиеся к церкви, думали, что Бог примет их, даже если они будут продолжать грешить. Но именно эта мысль раздается во многих церквах, слетает с уст многих молодежных пасторов. Служители, для которых главное – привлечь в церковь еще не обратившихся, обращают особое внимание на Божью милость, на Его желание принимать грешников и, чтобы не обидеть неверующих, никогда не говорят о том, что Бог осуждает.

Это учение настолько популярно в некоторых общинах, что одни христиане не могут подвергнуть сомнению правильность поведения или личные предпочтения других христиан. Если вы попытаетесь в любви обличить брата или сестру, вас обвинят в том, что вы осуждаете их. А если вы осмелитесь при этом процитировать Писание, вас назовут фарисеем. И если в церкви критикуют то, что кому-то нравится, то такую церковь считают законнической.

Если Бог принимает меня таким, какой я есть, значит, Он принимает и мои предпочтения в поклонении. И если мое сердце праведно перед Богом, кто имеет право требовать от меня, чтобы я каждое воскресенье являлся на служение? Бог знает, что я не совершенен, но Он все же любит меня, поэтому кто, кроме Него, может требовать у меня отчет за мои поступки? Сегодня в мире очень популярно быть терпимым, подобные рассуждения – дань мирской моде. Считается, что терпимый человек – это такой человек, который призывает к равноправию и уважает свободу выбора каждого, не осуждает образ жизни другого, так как каждый может жить так, как ему хочется, и руководствоваться своими предпочтениями. Я хочу, чтобы вы поняли меня правильно: я не превозношу закон над благодатью, а внешнее проявление – над внутренним содержанием. Я только хочу сказать, что, избегая законничества – крайности, в которую церковь впала в 70-х годах XX века, – в начале нового тысячелетия мы попали в другую крайность.

В этой новой «церкви вседозволенности» гораздо важнее проявлять терпимость к мирским пристрастиям и образу жизни, нежели говорить о библейских принципах. В ней нельзя подвергать сомнению пристрастия людей, а если вы все же рискнули это сделать, то незамедлительно должны обосновать свою критику на конкретном отрывке Писания. (Позже мы увидим, что сами приверженцы современной музыки в поклонении, отстаивая свои убеждения, не всегда придерживаются этого принципа). Понятно, что из-за лицеприятия, царящего в церкви, традиционалисты боятся поднимать вопрос о музыке. С другой стороны, атмосфера вседозволенности объясняет, почему многие так легко, не рассуждая о последствиях, принимают современную христианскую музыку.

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21) – это истина. «Бог примет тебя таким, какой ты есть», – это отъявленная ложь.

Я твердо уверен, что современная христианская музыка столь широко распространилась в церквах только потому, что мы не можем заметить действие этого принципа терпимости и опровергнуть его. Вполне возможно, что мы изо всех сил стараемся не дать повода назвать себя законниками. Мы променяли непреложность библейских принципов на терпимость ко всему мирскому, почему же нас теперь удивляет, что вместе с музыкой в церковь проникает столько негативного? Благодаря большой лжи о том, что Бог принимает нас такими, какие мы есть, и порожденным ею маленьким обманом, который мы рассмотрим ниже, современная музыка прочно утвердилась на наших богослужениях. Эта ложь позволила безнравственности и разделению проникнуть в наши церкви.

__________________________________________
* Дэн Лукарини. Почему я изменил свое мнение о современной христианской музыке? Признание бывшего руководителя музыкального служения. Изд-во «Евангелие и Реформация», Минск.

Вашу точку зрения по этому вопросу Вы можете изложить на форуме