Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации других авторов в МХГ

Лестница в небо,
или Споры о современной христианской музыке

Еще каких-нибудь 15 лет назад всё, что издавалось на русском языке в христианском мире, можно было читать без разбора. Книг было мало, но они отличались качеством, высоким духовным содержанием, несли здравое, разумное зерно веры и, практически, принимались без споров. Теперь не то. Сегодня, попав в христианский книжный магазин, нужно быть трижды осторожным. Полки в буквальном смысле ломятся от литературы, к сожалению, в большей степени переводной. Её наличие настолько обильно, что иногда складывается впечатление: русских авторов более не осталось – вымерли, как динозавры. Названия книг, однако, весьма броски и заманчивы. Судите сами: «Улыбка веельзевула», «Религия белой трости», «Заговор доброты», «Бог в бизнесе», «Истина об ангелах» и т.д. и т.п. Чудесно, не правда ли – рецепты на все случаи жизни. Однако не спешите раскошеливаться за эти «пособия». Чаще всего, они являются не более чем «деланием денег» на доверчивом расположении читателя. Удивляет и тон изложения. «Титулованные» авторы, все без исключения, претендуют на истину в последней инстанции.

Книги, о которых я хочу рассказать читателям «Христианской газеты», не отличаются оригинальностью в этом смысле. Первая – «Споры о современной христианской музыке» (Стив Миллер), выпущенная Ассоциацией «Духовное возрождение», сопровождается напутственным словом самого Джона Мак-Дауэла, который настоятельно рекомендует ознакомиться с ней «каждому родителю и пастору». Вторую – «Лестница в небо» (Стив Тернер), «подарило» читателю издательство «Триада». Оно предупреждает, что «полное или частичное воспроизведение издания каким-либо способом допускается только с письменного разрешения издательства». Оба Стива предлагают российскому книголюбу свои «уникальные» и «грандиозные» (так написано в аннотациях) исследования по вопросу рок-музыки и её совместимости с христианством. Что ж, давайте вместе заглянём в эти «шедевры» и попытаемся проанализировать «исследования». Правда, здесь не обойтись без цитат, а потому приходится лишь рассчитывать на благосклонное прощение издателей. Будем надеяться, что они не усмотрят в вынужденном цитировании некоторых отрывков воспроизведения их изданий «каким-либо способом».

Итак, «Споры о современной христианской музыке» – мирской компромисс или фактор возрождения?

Всегда ли рождается истина в «Спорах»?
Уже в предисловии автор «Споров...» заявляет, что всегда относился к року с пристрастием. „The Rolling Stones“ и „Led Zeppelin“ были его верными спутниками. И вот, однажды, после концерта христианской рок-музыки, безбожная музыка в его жизни навсегда уступила место «христианским» рок-группам. Он вдруг понял, что нехристианский рок внушает своим слушателям нездоровый взгляд на мир, а, прочитав газетные сообщения о том, что молодежь, погрузившаяся в субкультуру «тяжелого металла», подвергается «риску злоупотребления наркотиками или даже участия в сатанинских действиях», восклицает: «Правильно! Правильно!» (стр. 31). После этого открытия автора естественно встревожил вопрос: «А что, если и «христианский» рок имеет такое же влияние на психику человека, как и «нехристианский»? Тогда придётся расстаться и с ним! «Ох, как не хочется, займусь-ка я исследованиями, – решил вчерашний поклонник «Роулинг Стоунс». – Действительно ли Бог не приемлет «христианский» рок?!»

«Исследованиями я занялся не для того, чтобы что-то доказать... Я решил так: если я обнаружу, что Господу угоден только григорианский распев, я сожгу всё остальное и выработаю в себе соответствующий музыкальный вкус», – признается С.Миллер. Вывод из этих слов может быть только один: начинающий исследователь вполне считает себя в силах отказаться от «роковой» (ударение поставьте сами) музыки, но, поскольку, он любит её, плоть привыкла к её звучанию, то ему нужно лишь найти основание для того, чтобы уже законно, с молчаливого согласия Господа, оставить её в своём арсенале. Другими словами, человек ищет оправдания своей плотской слабости. Не удивительно поэтому, что все необходимые доказательства быстро нашлись. «Какое же я имею право отвергать назначение музыки, которого Господь никогда не запрещал?» – вздыхает автор с облегчением (стр. 77). Слава Богу, сжигать ничего не нужно. Необходимость в вырабатывании «соответствующего музыкального вкуса», естественно, тоже отпала.

Аргументы и факты
Аргументы, приведённые любителем рока в оправдание своему решению, сногсшибательны. Необузданное возбуждение публики на нехристианских рок-концертах, по его мнению, возникает не от музыки, стиля или сочетания звуков, а ...от текстов (стр.31)! Если я правильно понял исследователя, стоит нехристианские слова песни: «Где найти девчонок нам, двум весёлым пацанам?» заменить христианскими: «Сам ты в небо не ломись, на Иисуса положись...», не меняя при этом мелодии, то нехристианский рок автоматически превращается в «христианский», и возбуждения публики не произойдёт. Удивительно, до чего может дойти человек в своих «исследованиях»!

Мистер Стив, однако, на этом не останавливается. Такой вот, «подменённый» рок, по его мнению, может стать хорошим средством евангелизации и даже ...«спасать людей» (стр. 14). Начинать автор предлагает с собственных детей. В главе 13 («Как передать детям свои музыкальные взгляды и убеждения?») он советует верующим родителям: «Постарайтесь понять музыкальный мир вашего ребёнка. ...Музыку, ради которой, собственно, и живут ваши дети» (стр. 137). Если снять вуаль с этих слов, то получится примерно следующее: то, что ваши дети полюбили сатанинский рок, – вовсе неплохо. Этим задача родителей только облегчается. Остаётся лишь заменить в увлечениях ребёнка рок сатанинский – на христианский. Вот, оказывается, как просто стало «спасать» – кроме одной, небольшой замены, в жизни не нужно более менять ничего. А как же с тем, что ребёнок «собственно, живёт ради этой музыки»? Кто сказал, что с предлагаемой текстовой рокировкой ваш ребёнок начнёт жить, «собственно», для Христа? На этот счет г-н Миллер не только не даёт никаких гарантий, но и фактически признаётся в том, что не ставит перед собой такой цели.

«Многие христианские группы создают и исполняют хорошую музыку всех стилей. Вот я пишу, а у них звучат «поп», «реп», «ритм энд блюз», джаз, ...мягкий рок, тяжелый рок, ...«поп/мелодичный метэл», «house» (лёгкая музыка), «рейв» («бред»*) и, вероятно, любая другая музыка, от которой получают удовольствие люди всех возрастов. Подросткам, которые знают о христианских группах, исполняющих музыку их любимого стиля, как правило, нравятся такие группы» (стр. 145). Именно в этом абзаце отражена истинная цель «исследований» и «евангелизаций» Стива Миллера. Всего остального ему можно было бы не писать.

Цель автора заключается в том, чтобы узаконить в христианстве «любимые стили», которые «нравятся подросткам» и от которых «получают удовольствие люди всех возрастов». Именно на этих трёх китах зиждется вся мировая, греховная идеология. Доказательств, я думаю, не нужно, достаточно просмотреть любую, первую попавшуюся в руки рекламу. Вся рекламная индустрия мира работает на «продукты» получения удовольствий, которые нравятся потребителю, а потому им любимы. О каком же поклонении Богу, о каком жертвенном служении Ему может идти речь у людей, заведомо ищущих любимых удовольствий, а потому подтягивающих за волосы библейские тексты для оправдания своих «исследований»? Церковь предлагается превратить в театр, где будут возбуждать чувства нераскаянных грешников, услаждать их похотливый слух, предлагать новых идолов – «рок-звёзд» для поклонения... Зачем говорить людям о грехе, о его пагубном действии на тело и душу человека, о его роковых последствиях в плане вечности, о путях освобождения от него, о необходимости родиться свыше, наконец! Проще заменить слова песен и «дело в шляпе». Не пир ли это во время чумы? Не напоминают ли предлагаемые «рецепты» евангелизации концерт оркестра на тонущем «Титанике»?

* Самое удачное, на мой взгляд, название (Авт.)

Бред сивой попсы
«Чтобы христианские песнопения были пригодны для поклонения Богу, совсем не нужно, чтобы каждое из них обладало вероучительной глубиной», – заключает заокеанский «учитель» (стр. 74). Значит и тексты песен, согласно его философии, не важны? Зачем тогда их менять – «христианские» на «нехристианские»? «Исследователь» не заметил, что противоречит сам себе...

Не могу преодолеть искушения ознакомить читателя с текстами, которые исполняют российские т.н. «христианские» рок-группы, видимо, взявшие на вооружение миллеровский метод благовестия:

Короче, так, – сказали мне, что я дурак.
Я поначалу не врубился, что я делаю не так.
Когда-то был я, как все, – обычный парень,
подруга чумовая у меня была,
Мы зажимались по углам, я тырил дома сигареты,
Но регулярно бегал на зарядку по утрам,
В школе нам долбили много лет, что Бога нет,
что обезьяны нас родили.

Таким вот «шедевром» разродилась группа «Новый Иерусалим». То, что Иерусалим у них действительно новый, сомневаться не приходится. Тут уж не до вероучительной глубины – отсутствует даже элементарная, самая «топорная» рифма. Смысл же, вероятно, понятен лишь гражданам этого самого «Иерусалима». Если г-н Миллер имеет в виду такую альтернативу безбожных текстов, то не знаю, какими вырастут дети на этих «дрожжах». Христианами они вряд ли станут, а вот полными дебилами – уж точно. Кстати, об этом и поют жители «Нового Иерусалима» в другой песне:

Ну, скажи, я сошел с ума, попробуй меня понять.
Я теперь только начал жить и начал мечтать.
Не вини меня, ведь я не такой, как был, ведь сам Бог во мне.
Все, что хочешь ты, – игры между мной и тобой. Я хочу любви, ты пойми.

Вот уж, действительно, попробуй его понять: чего он хочет? Любви, удовольствий, того, что нравится (в тексте – обращение к девушке!), но в том, что Бог в нём, – не сомневается. Христианин, стало быть...

Не удивляйтесь, читатель. «Собственно, в идеале таким и должен быть поп-текст, чуть изящнее инструкции по пользованию сковородой» – просвещает, или приводит в чувство нас, христиан, совершенно мирской человек, корреспондент «Аргументов и фактов» в статье «Бред сивой попсы» (Аргументы и факты, 27/02/2002). Почему так? – спросите вы. «Чтобы танцующие не отвлекались на осмысление услышанного», – продолжит упомянутый автор и закончит: «По-моему, пора вернуться к старой советской романтике». Такое отношение у неверующих, но нормальных людей к музыке, которую новоявленные «евангелисты» пытаются протащить в церковь. Представьте, этот журналист, образованный человек, придёт на евангелизацию с участием группы «Новый Иерусалим»...

Гамбургер вместо хлеба
Видимо, американцы пытаются не только предложить знаменитый „McDonalds“ всему миру, с вредной (как известно) для желудка пищей, но и навязать духовный «гамбургер», вместо качественного хлеба, христианству. Из уст евангелиста Виктора Гамма недавно прозвучало новейшее открытие: «Христианской музыки нет вообще. Да и понятия «христианский», «христианское» можно поставить под вопрос, так как в Новом Завете такого слова нет. А слово «христианин» встречается в нём лишь три раза» (речь на конгрессе в Киеве). Возразить на подобные заявления нечем, д-р Гамм знает, что говорит. Только вот слова «Библия» тоже нет в Новом Завете, и «евангелизация» почему-то отсутствует... Да и «евангелист» упоминается лишь однажды (в три раза меньше, чем «христианин»). Нет в Библии ни «миссионеров», ни «кафедры», ни «душепопечителей»... С такой философией можно далеко зайти. Она, тем не менее, даёт свои результаты, возможно, поэтому и поёт на евангелизациях Виктора Гамма Евгений Гудухин – «бывший» кабацкий музыкант. Впрочем, если христианской музыки нет вообще, то можно и Пугачеву пригласить. У неё, кстати, есть подходящая песня: «Будем грешить, и каяться», да и народу больше соберётся, чем на Гудухина.

Одного я всё же понять не могу. Стив Миллер советует миссионерам, работающим за пределами Америки, не экспортировать западную музыку и манеру её исполнения в те страны, где они евангелизируют. «Чтобы по-настоящему евангелизировать культуру, необходимо её понимать, ...изучить обычаи и проповедовать людям с помощью тех средств, которые они поймут», – резюмирует автор «Споров...» (стр. 161). Если это так, то зачем американские миссионеры везут с собой свою индейскую музыку в Россию, где её не понимают? Русская душа отзовётся, скорее, на «Подмосковные вечера», чем на ковбойские ритмы техасского музыканта. Примером этого стало покаяние одного грешника, которого сокрушило простое пение (под гитару) старого гимна: «Знаешь ли ручей, что бежит со креста, где умер Христос? Знаешь ли Того, Кто дарит, выкуп от страданий и слёз?» А нам говорят: «христианской музыки нет». Может быть, Виктор Гамм имел в виду, что её нет в Америке?

«Посвящается моей жене Шери, которая разделяет моё чувство к Иисусу и к музыке, славящей Его», – прочел я на форзаце «Споров...» и подумал: лучше бы ты подарил ей рукопись своей книги, тогда, возможно, она не попала бы в печать.

Лестница в небо
Книга с интригующим названием «Лестница в небо» на самом деле не расскажет вам ни о лестнице, ни о небе. Впрочем, автор в самом начале признается, что не ставит перед собой этой цели: «Название книги «Лестница в небо» говорит не о той жажде истины, о которой говорил Иисус...» (стр. 8). Повествует она о другой жажде – делах более чем земных, чтобы не сказать большего – преисподних. И если Стив Миллер в своих «Спорах...» заманивал христианин, безбожников и кого бы то ни было ещё, сладким пряником «христианских текстов» в рок-музыке, предлагая заменить ими тексты мирские, то «Лестница...» ведёт читателя ещё дальше – к первоисточнику, «любимым исполнителям», которых автор предлагает читателю самому отнести к той или иной категории религии. По сути оба Стива как сговорившись предлагают читателю сделать два шага: сначала, отвергнув «сатанинские тексты» рока, принять в поклонении Богу только музыку, стиль исполнения и т.п. А затем уже сделать второй шаг: «христианизировать» сам «сатанинский» рок, отыскав в его текстах «духовные искания» рок-музыкантов (стр. 13). «Прогресс» чувствуется и в стиле написания книг. Если Стив Миллер делает попытки хоть изредка обращаться к Библии, как к авторитету, то его тёзка Тернер даже не пытается этого делать. Причем для последнего, по всей видимости, абсолютно не существует разницы между христианством и буддизмом, кришнаитами и иеговистами... Всё это он объединяет одним термином – «религия». Приобщая Стинга (Sting) к религиозным людям, «Лестница» просвещает нас цитатой из его высказываний: «Ты должен примириться с богами и демонами, которые населяют твоё подсознание и твои сны» (стр. 183). Непонятно, однако, с кем всё же нужно примириться, с богами или демонами. Видимо этот вопрос не интересует ни автора, ни издателей.

Признаться, я не хотел писать продолжение статьи. Не хотел потому, что «Лестница в небо» разочаровала меня в плане критики. В ней не с чем было спорить – вся она, как испортившийся качан капусты, – куда ни ткни – одна гниль. Книга наполнена грязью и мерзостью, описаниями примеров святотатства, оккультизма, оргий, богохульства, в которых «исследователь» отчаянно ищет крупицы здравого смысла, связи с религией, христианством. Однако, уже подумывая над тем как мне извиниться перед читателями «Христианской газеты» за отказ продолжить публикацию, я увидел на прилавке христианского магазина кассету с записями ...Элвиса Пресли(!). На мой вопрос продавцу: «Знаете ли вы, кто это такой?», я получил ответ: «Это Элвис Пресли – исполнитель госпелов» (gospel – англ., Благая весть. – Авт.).

– Но, он же был наркоманом и развратником?

– Он никогда не был наркоманом и развратником.

В этом я увидел потрясающий результат «воспитания» в стиле Стивов Миллеров и Тернеров. Не удивлюсь, если к моему следующему визиту в магазин, Э.Пресли причислят к лику святых. Однако, тут не до шуток. «Лестница в небо» предлагает признать, что экстаз толпы и музыкантов во время рок-концерта и действие Духа Святого это ...одно и то же. Основание? Слова Элвиса Пресли, сказанные им при записи «Блюза дойной коровы» (название-то какое изысканное. – Авт.): «Подождите, ребята. Это меня не заводит. Давайте по-настоящему взлетим!» Когда его спрашивали, почему он так вольно ведет себя на сцене, Элвис отвечал: «Меня ведет ритм. Если музыка нравится ...то ты двигаешься так, как она велит. Со мной именно так и происходит. Я ничего не могу поделать». «Очень похоже на наставление пятидесятников: «Не противиться Святому Духу, отринуть себя и отдаться Богу», не так ли?» – заканчивает рассуждения Стив Тернер (стр. 23).

Так легко можно попрать ногами всё святое, поставив поклонение живому Богу на одну ступень с преданием себя во власть сатане. Дорогие мои, Элвис Пресли действительно был безнадёжным служителем дьявола. Вот что пишет о нем Джон Маккинли, в биографическом очерке «История безумной страсти»: «Для миллионов поклонников Элвис Пресли был и останется навсегда кумиром... Немногим известно, что он был еще и наркоманом с извращенными сексуальными наклонностями... Его жизнь оборвалась в 42 года. В последние годы это был совершенно разбитый и уставший человек. Его кровь была перенасыщена наркотиками. С ними он ложился и вставал... Его сводный брат Дэвид Стенли вспоминает случай в Лас-Вегасе, когда им не удалось достать для Элвиса наркотики. «Он вскочил на стол, вытащил пистолет и закричал: «Да я могу, если захочу, купить весь этот город с его ч... складами наркотиков. Я получу, что хочу. А вы, придурки, должны решить – со мной вы или нет!» Действием какого духа оправдал бы автор «Лестницы» этот выпад «исполнителя госпелов»? Умер Пресли в ванной комнате, его тело пролежало три часа, прежде чем было обнаружено. Врачи обнаружили у него в крови 13 (!) видов наркотиков. Упомянутый Джон Маккинли заканчивает биографию «короля американского рока» вопросом: «Кто он? Гомосексуалист? Наркоман? Извращенец? Самовлюбленный красавчик?» И ни словом не поминает госпелы, которые якобы исполнял общепризнанный король. Известно, что Пресли действительно иногда переключался на госпелы. Причем делал это совершенно неожиданно по ходу концертов, или забывая слова своих песен (что с ним нередко случалось), или «улетая» под действием наркотиков в далёкое детство...

Пытаясь протащить всю эту грязь в церковь, Тернер даже не хочет принять во внимание мнение самих кумиров: «И Пресли и Льюис отрицали возможность союза между рок-н-ролом и религией. Для них это было нечто вроде блудодеяния на алтаре». Автор цитирует: «Элвис прослушал пару песен, а потом сломал пластинку о колено и сказал: «Хотят петь рок – пусть поют рок. Хотят петь госпел – почему не поют госпел?» (стр. 38).

Ему вторит другая знаменитость, Рэй Чарльз: «Если вы намерены играть блюз – играйте блюз. А если религиозную музыку, стало быть, играйте религиозную музыку» (стр. 44). Представляете, «кумиры» заявляют: «Рок – это сатанизм, это против Бога», а «исследователи» их творчества возражают: «Нет, в ваших песнях мы слышим другой смысл, религиозный». Не смешно ли? Возможно, было бы смешно, если бы не было столь грустно.

Оба Стива задаются одним и тем же вопросом: «Что же «заводит» толпу на рок-концертах?» Ответы у «исследователей» получились разные. Как говорится: «Оба не угадали». Один считает, что виной всему тексты песен (помните: «Сам ты в небо не ломись...»), другой же «авторитетно» заявляет, что «на деле определяющим фактором поведения толпы служит ...настрой слушателей перед концертом» (стр. 201). В одном, однако, Стивы не сомневаются: громкость, четкий ритм, стиль и демоническая «закваска» рок-музыки довести толпу до исступления не могут. Впрочем, написать можно всё, что угодно, бумага, как говорится, вытерпит.

Объяснить же весь этот бред можно лишь с помощью беспристрастного Слова Божьего, которое говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так, что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы... злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Римл. 1:28-32).

Каждое слово приведённой цитаты, как будто описывает портрет «религиозного» (по мнению С.Тернера) исполнителя Алистера Кроули, который «большую часть своей жизни занимался тем, что, по его мнению, должно было быть противно Богу: культовый секс, спиритизм, употребление героина, опиума, гашиша, пейота, кокаина. Однажды он даже предложил свои услуги Советской России – хотел помочь им покончить с христианством (а сегодняшние «христиане» поклоняются ему. – Авт.). Он написал множество книг, которые, по его словам, продиктовал ему древнеегипетский дух Айвасс. («Чтобы поклоняться мне, пей вино и принимай наркотики, – увещевал Алистера египетский дух, – предавайся похоти, желай всех наслаждений – чувственных и телесных. И не бойся, что кто-то из богов осудит тебя», стр. 113). Поистине, «религиозный» рок-музыкант.

Продолжать можно бесконечно. Что ни биография, то – трагедия, за которой без труда просматривается оскал сатаны. Вот только Стивы упорно не хотят его видеть. Их тексты пестрят оправдательными «фактами», начинающимися примерно так: «Священники старались собрать максимум отрицательной информации о поведении известных рок-музыкантов» (стр. 199). Или: «Бытует представление, что...», «другие авторы убеждены», «считалось, что...», намекая при этом на некомпетентность критиков рока и предлагая читателю свой «максимум» информации. Что ж, если для сегодняшних христиан-поклонников достаточно ненавидеть Бога, чтобы быть причисленным к «религиозным» людям, то тогда весь грешный мир становится нам «братьями и сестрами». Только в таком случае нужно будет принять и то, что эти глашатаи предлагают: «В один из дней я стану столь совершенным, что буду уже не человеком, а богом» (Джон Денвер).

Не ищите связи «Лестницы в небо» с Творцом, Спасителем, небом. Книга, видимо, названа так в честь песни знаменитой рок-группы «Лед Зеппелин», которая так и называется – «Лестница в небо». А то, что упомянутая группа была поглощена оккультизмом, причем настолько, что ее гитарист купил магазинчик оккультной литературы (чтобы долго не искать нужные книги), видимо нисколько не смущает «исследователей».

Это не та лестница, которую видел Иаков (Быт. 28). Это другая лестница – коварная и непредсказуемая. Она предлагает свои ступени не всем, а лишь доверчивым поклонникам, слушателям, «фанам». Ступени как будто каменные, стабильные, «религиозные», дающие надежду на «светлое будущее», которого на самом деле не существует. Мираж. Пустота. Мрак. Неудивительно, поэтому, что, в самом неудобном месте, лестница неожиданно обрывается...

Никита БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ