Приветствую вас, дорогая редакция! У меня есть вопрос: должны ли (можем ли) мы, христиане, обороняться? Физически или с оружием в руках? А также можем ли защищать других людей (свою семью) от опасности физических увечий? И еще, то же самое по поводу защиты Родины. Хотелось бы узнать ваше мнение, если возможно с указанием конкретных мест из Писания.
На вопрос читателя отвечает главный редактор МХГ, Андреас ПАТЦ.
Начну с заявления: я всегда считал себя пацифистом. И считаю. Но пацифизм мой, скорее, врожденный, чем приобретенный. То есть я просто в нынешнем своем состоянии не смогу убить человека. И все же на вопрос, заданный мне, сложно ответить однозначно: можно/нужно/нельзя.
Первое, что мы слышим со стороны пацифистов в ответ на вопрос: «Можно ли воевать?» — это напоминание Божьей заповеди «Не убивай» (Исход 20:13). Но в той же самой Книге, буквально через несколько абзацев, мой взгляд выхватывает из текста не менее строгую заповедь: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исход 22:18-20). А как же быть с Шестой заповедью?
Как согласовать два взаимоисключающих повеления? Я уже не говорю о подвигах Давида, о котором сказано: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния 13:22). Какие хотения в первую очередь исполнял муж по сердцу, всем известно. Подводя итог жизни, Давид признается своему сыну: «У меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови...» (1 Пар. 22:7-8).
Учитывая выше изложенное, мне, как пацифисту, для отстаивания своих убеждений приходится идти на компромисс с логикой. Можно, впрочем, возразить: это был Ветхий завет, а в Новом – ничего подобного нет. Отнюдь. Величайший из пророков Иоанн Креститель услышал по сути тот же вопрос, над которым мы ломаем голову: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Луки 3:14). Мне хочется подсказать Предтече: скажи им, что воевать нельзя, путь сдадут оружие и идут к своим семьям, проповедуют, крестят, благотворят... Но не слышу поддержки своему порыву. Как бы мне этого ни хотелось.
Апостол Петр, скорее всего, поддерживает Иоанна Крестителя в этой мысли, говоря: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» — 1 Петра 2:13-15 (Выделено мной – авт. ). Для наказания преступников правители обычно посылают воинов. Или милицию. Во всяком случае, людей, имеющих оружие. И, соответственно, могущих им (оружием) пользоваться. Петр не только не осуждает подобную перспективу, но призывает такому правительству покоряться. Ему в этом вопросе оказывает поддержку и Апостол Павел: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч...» (Рим. 13:4). Первое: начальник – Божий слуга, второе: меч он носит не напрасно. Совершенно очевидно, для чего ему этот меч нужен!
«Христос – наивысший авторитет! Что нам Иоанн Креститель, Апостол Петр или Павел», – скажет кто-то. И будет прав. В том, что Христос – всё во всем! Не Петра ли осадил Спаситель, когда тот отсек ухо первосвященническому рабу: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52). Здесь обращает на себя внимание два момента. Во-первых, наличие у ученика Христа меча. Я бы на месте Учителя, как истинный пацифист, заставил Петра немедленно избавиться от ненужной игрушки. К этому можно добавить комплимент в адрес мастерства, с которым ученик Христа воспользовался оружием. Отсечь ухо и при этом на расчленить человека пополам сможет не каждый. Нужна тренировка. Как минимум. Во-вторых, слова Спасителя о том, что нападающий «мечом погибнет», свидетельствуют о том, что у защищающегося всё же может быть в руках меч.
Такую расстановку сил Христос приводит и в другом случае: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение...» (Луки 11:21). О каком оружии говорит Иисус? Не о том ли, которым можно поразить нападающего, принеся вред не только его здоровью, но и жизни?! Рассуждая над словами Сына Божьего, Который для меня всё в всем, я вновь не могу возразить Ему, как пацифист, при этом не пытаясь договориться с логикой. Мне проще и честнее признать, что Он дал право защищать свой дом с оружием в руках, наделил этим же правом верховную власть, использующую воинов «для наказания преступников», и повелел отдавать кесарю кесарево.
Таком образом, даже если я не беру в руки оружие, но при этом исправно (по повелению Христа) плачу налоги, то я должен признаться себе в том, что часть моих налогов идет на содержание армии, закупку вооружения и всего прочего, что связано с возможным убийством.
В комментариях к моей заметке в блоге о пацифизме один человек написал мне: «Принимая ту или иную сторону в войне, человек уже в ней участвует, с оружием ли, без него ли. Нет разницы! Поэтому Христос и говорит о том, что гневающийся убивает в сердце – о прощении, и о не осуждении. Формально не взять в руки оружие – это одно, а отказаться желать неприятностей другим – совсем другое. Можно и с оружием в руках быть пацифистом и христианином, а можно и никогда не коснувшись оружия быть насильником и убийцей».
Служа в советской армии, я часто стоял перед дилеммой: защищать себя или нет. В ответ на мои молитвы Господь устроил всё таким образом, что защищать себя силой мне не пришлось. Я твердо стоял на Христовой истине: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39), и все, окружавшие меня, это знали. Однажды, когда один из сослуживцев выразил желание проверить мою веру на деле: «А давай я тебя ударю, и мы посмотрим, как ты исполнишь сказанное в Библии», — я ему сказал: «В Слове Божьем, кроме всего прочего, написано: «Не оставайтесь должными никому ничем...» (Рим. 13:8) и «какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам» (Марка 4:24). Под громкий смех присутствующих экспериментатор ретировался.
Когда речь идет лично о тебе, принимать решение легче. Проще «не противиться злому», пережить обиду, «проглотить» оскорбление... Но когда речь идет о ближнем, а еще, не дай Господь, беззащитном, то вопрос становится гораздо более острым. Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). В начале сентября 2004 года именно это место вспоминалось мне чаще всего, когда я слышал о трагедии в Беслане (см. фото выше). Там люди, имеющие оружие в руках, обученные в высшей степени боевому искусству, Воины с большой буквы закрывали своими телами детей, давая возможность расстрелять себя в упор. Могу ли я осудить их за то, что они защищали слабых с оружием в руках? Повернется ли язык обвинить их в чем-то?
Степень зла в сердцах некоторых людей настолько высока, ненависть настолько буйна и неуправляема, что остановить их можно только оружием. При этом стремление к миру, сохранению его поставлено Вседержителем на максимально приоритетный уровень: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9).
И все же. Если кто-то неотступно будет требовать от меня однозначного ответа на поставленный вопрос, то я скажу ему, что для меня это вопрос веры. Если мы верим Господу настолько, что не пошевелим перстом для защиты нашего дома, близких и детей, доверив всё это Ему, то слава Богу! По вере нашей да будет нам. Но при этом, оставаясь честными, нам нужно признать, что порядок Господь наводит в мире, в том числе и с помощью людей, носящих оружие. Оружие, способное убивать. Нравится нам это или нет.
Закончить мне хочется словами Давида, который, используя оружие, все же надеялся на Бога: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Пс. 24:4-5).
Блог автора: http://andy-777.livejournal.com
Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их /Википедия/.