Ответ на статью Б.Зудерамана
Некоторые уточнения
Реакция на материал о евангелизации на Евро-12 была ожидаемой, и я благодарен Богу, что Он побудил откликнуться именно дорогого моему сердцу Бориса Зудерманна; его доброжелательные оценки открывают путь к диалогу.
Несколько уточнений. Первое: надо возвратить разговор в русло обсуждаемой публикации, иначе читателю будет трудно разобраться, о чем идет речь. Из апологетического доклада, на который я сослался в своей статье, мною было взято главное: что в материалах по организации благовестия на футбольном чемпионате Евро-2012 – в так называемом «Каталоге идей» нашим верующим рекомендуются, помимо прочего, три вещи. А именно: приглашать фанатов-болельщиков для просмотра матчей чемпионата: первое – к себе домой; второе – в церковь, и наконец – в так называемые социальные фан-зоны «Спортивный городок», которые для этого следует организовывать силами самих верующих.
Заметьте: в моей статье лишь упоминалось о том, что в докладе Максима Байтемирова, размещенного в интернете, символика Евро-2012 рассматривается как насыщенная масонской тематикой. При этом подчеркнуто, что возможно автор доклада не во всем прав, увлекается и впадает в крайности. О масонской символике больше я не говорил вообще, и не она была темой моей статьи.
Наречется ли Его дом домом молитвы? (Мр. 11:17)
Приглашать кого-то к себе домой – это личное дело каждого верующего, и против этого я в статье не возражал и вообще не собираюсь. Иное дело смотреть футбол в церкви. Здесь, видимо, необходимо в первую очередь согласие самой церкви. Впрочем, под влиянием любимого пастора, который мягко и доходчиво объяснит, что таким образом мы проявим любовь к грешнику, послужим ему и привлечем его, церковь может принять «правильное» решение. Посмотрите, как красиво говорится об этом в «Каталоге идей»: «Гостеприимство через открытые двери помещений церкви».
Если же называть вещи своими именами, то это самая настоящая манипуляция. Потому что главное помещение поместной церкви – Дом молитвы; так сказал Сам Господь, остальное, как говорят в мире, – от лукавого.
В Доме молитвы смотреть футбол, кричать и свистеть по поводу происходящего на стадионе просто неприлично, а если исходить из духовных соображений, то вообще – кощунственно, ведь он по определению предназначен для святого сокровенного дела – молитвы. А вот в «помещениях церкви», вроде бы, – и ничего, нормально. Может быть, поэтому, чтобы плоть чувствовала себя свободнее, с наших вывесок все чаще исчезают слова «дом молитвы» (Не уходит ли при этом на второй план сама молитва, не забываем ли мы подчас о назначении дома Божьего?).
Что получается, когда Божий дом превращается в фан-зону, было показано в дни чемпионата Евро-2012 в теленовостях. В одной из традиционных церквей священник пошел на это: пригласил в храм болельщиков, организовал просмотр футбольных матчей, привнес соответствующие элементы в оформление. В коротком телевизионном интервью сказал откровенно, что таким образом воспитывает в людях патриотизм, любовь к Украине, и это хорошо.
Может быть, так оно и есть, только нам ли следовать подобным примерам – отдавать «помещения церкви» для собраний футбольных фанатов, чтобы воспитывать в людях патриотизм? Нас никто не уполномочил превращать церковь в фан-зону, угашать или устранять молитву футбольным фанатизмом. Именно здесь должна пройти четкая граница между возможным и недозволенным, стоять прочная и, по возможности, красивая церковная ограда; ибо ограждать церковь от мирского влияния – это нормально, и это есть библейское установление (1 Ин. 2:15-17).
А как можно согласиться с рекомендацией – организовывать фан-зоны силами верующих?! Нет, это положительно не укладывается в голове не только у одного меня. Одно дело, когда молодежь возьмет пачку Новых Заветов и пойдет в фан-зоны их раздавать и совсем другое – самим устраивать эти, извините, полигоны для гульбищ? Неужели это дело церкви, новый метод евангелизации? Вряд ли.
Брат вспомнил об «оранжевой революции». В свое время и мне вместе с другими верующими довелось молиться на Крещатике о мирном исходе этого противостояния. Тут просто невозможно сравнивать. Тогда там властвовал сухой закон; прямо у входа в метро «Крещатик» миссия «Свет на Востоке» поставила палатку для молитвы и обозначила ее большим деревянным крестом. День начинался с молитвы, христиане раздавали Новые Заветы, духовную литературу; люди тянулись к Слову; подвизались служители разных церквей – православных, евангельских, католических; и что бы там ни говорили об «оранжевой революции», ее атмосфера была мирной...
При подведении финансовых итогов чемпионата Евро-2012 организаторы гордо заявили о рекордном количестве выпитого в фан-зонах пива. В репортерских заметках смакуются подробности о пьяных вдрызг фанатах-иностранцах, которые ходили по городу с бутылками и пили алкоголь прямо из горлышка, при этом наши (а как же иначе!) не отставали от них. Охрана в немалом количестве изымала у болельщиков при входе на стадион бутылки и банки с алкогольными напитками, но их все-таки умудрялись проносить...
Пусть пришлют нам в редакцию отчет о трезвой фан-зоне, организованной верующими, и проведенной там евангелизации, мы порадуемся вместе с нашими братьями и сестрами. Но я в это не верю.
Есть границы, которые нам не следует переступать, но для этого их надо видеть. Исходя из этих простых соображений, а не из боязни масонской символики я взял на себя смелость сказать, что еще есть время выйти из игры.
Заигрываемся или заигрываем?
То, что мы заигрываемся, – это факт. Впадаем в развлекательство. Хорошее дело – английский язык плюс Библия! Но как вам нравится: пейнтбол плюс Библия? Несомненно, мы теряем чувство меры.
Как понимать это мероприятие? Вначале взрослые дяди поиграют в «войнушку», где постреляют друг в друга смывающейся краской, а потом, надо полагать, общаются на библейские темы. Нужна ли такая «зацепка» для проповеди Евангелия?
Два слова о «Шоколадке плюс Библия». Некоторые детские программы разработаны именно так, и дети, быстро сориентировавшись в ситуации, часто стараются попасть только на шоколадно-развлекательную часть; они мгновенно улавливают тенденцию и начинают манипулировать взрослыми. Им потакают, идут навстречу, и, чтобы удержать их, сокращают библейскую составляющую; в результате многие остаются евангельски абсолютно непросвещенными.
Создается впечатление, что наше благовестие вообще зависит исключительно от «зацепок», без которых оно вообще состояться не может, от разных привходящих обстоятельств: заезжего проповедника с солидным бюджетом евангелизации, какой-то акции, даты или, вот, футбольного чемпионата. И тогда начинается масштабная подготовка, проходят семинары, назначаются ответственные за то или иное направление.
А в остальное время? Не скажу, что в остальное время мы бездействуем, но хочу еще раз указать на «свидетелей Иеговы». Они просто ходят по городам и весям, беседуют с людьми, дарят им свою литературу, и, наверное, уже не по одному разу обошли и Украину, и Россию, и не только их, проповедуя свое лжеучение.
Сама по себе их методика заслуживает внимания. В одной из крымских церквей братья тоже решили «пойти в народ». Первые опыты окрылили их. Конечно, подобные беседы требуют посвящения, молитвенной и библейской подготовки, дерзновения. Не всем такое дано. Но это прямой путь к сердцу человека. Без заигрываний.
Кстати, о проповеди апостола Павла в Афинах. Он не очень искал зацепки. Находясь в Афинах, «Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:15-34). Он рассуждал об этом в синагоге с чтущими Бога и благовествовал Иисуса и воскресение людям на площади (17: 17-18). В результате философы, эпикурейцы и стоики, стали с ним спорить, а потом, «взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?»
Они доставили его в их парламент и дали ему слово, чтобы он рассказал им о своем Боге. Это был замечательный повод для проповеди, по сути, от Павла потребовали благовестия. В таком разе зацепка имела второстепенное значение. Главное заключалось в том, что Павел при виде идолов, заполонивших город, не мог оставаться равнодушным, сердце его горело желанием открыть людям истину, путь спасения, и он говорил о заблуждениях идолопоклонства с горожанами на улице до тех пор, пока они не привели его в ареопаг – высший институт власти в Афинах. Он не стал дожидаться Олимпийских игр, чтобы засвидетельствовать людям об Иисусе Христе...
Главное в том, горит ли в нашем сердце огонь благовестия; если да, то Господь всегда даст нам возможность рассказать людям о Нем. В парламенте, на улице, на чемпионате по футболу и Олимпиаде, в поезде, на скамейке возле дома... Важно быть готовым всегда, даже при отсутствии зацепок.
Кто ответит брехунам?
Два слова об апологетике. Борис Зудерманн во многом прав, говоря о страшилках, которые делают из разных символов. Но!
Недавно на Богослужении в церкви мне довелось слышать от проповедника, что Истина защищает сама себя и не нуждается в нашей защите (?). В воздухе незримо витает идея о том, что любовь должна покрывать все наши ошибки и, может быть, даже отступления от Евангелия. Это очень удобная площадка, чтобы искать организационного единства при разности понимания Писания и тем самым незаметно для себя способствовать размыванию Истины.
Апологетика, обличение «не в моде», напротив, идет активный поиск объединяющего начала, хотя для всех христиан оно очевидно – это спасение в Иисусе Христе. Надо лишь в любви друг к другу поставить в повестку разделяющие нас моменты (которые давно известны) и честно, на библейском основании, в открытой полемике дойти до Истины. Она ведь одна, а не у каждой деноминации и конфессии – своя. Почему до сих пор это не сделано? Виной «человеческий фактор», понятно. Не Божьего часто ищем, а своего, человеческого.
Начинающих апологетов придавить легко, труднее – поддержать и направить их на путь серьезных исследований, помочь им, проявить заинтересованность в их поисках. В интернете распространяются такие бредни о христианстве, что уши вянут! Их читают (судя по количеству заходов) десятки тысяч человек; мнения, высказываемые на форумах, свидетельствуют, что многие верят этим бредням, верят теории эволюции, «мифологической теории» об Иисусе Христе, которую отвергнул в свое время даже Энгельс. Просто лай сатанинский. Под это подверстывается толика правды по другой проблематике – и отравленное блюдо готово!
Нужен мощный ответ, направленный во вне – против извращений Истины в мире и во внутрь – против лжеучений, которые возникают в церквах, что является яркой чертой «последнего времени». Но вместо этого отдел апологетики Братства ЕХБ у нас в Украине практически сошел на нет.
Поэтому те попытки, которые предпринимают братья на местах, демонстрируют не столько их слабость, сколько указывают на реальную проблему. Если мы верим в скорый приход Христа и Его предвестие об умножении лжеучителей и лжеучений, то должны противостать нападкам на Евангелие извне и его искажениям «внутри». Ибо парадокс выходит: число лжеучений и наскоков на христианство растет, а число апологетов сокращается.
Кого или что менять?
«Традиции – это памперсы, которые периодически надо менять», – заявил один из служителей на весьма представительной конференции в Киеве. По мне, лучше периодически менять служителей, которые доходят до таких заявлений. Бездумное отношение к своему наследию губительно. В свое время революционеры уже пытались сделать из него туалет – результаты очевидны. А страны, сохранявшие свои добрые традиции, и даже те из них, которые стали анахронизмом, ни разу не пожалели об этом. Ибо даже отжившие традиции хранят в себе дух времени, исторический пласт, отвергая который без остатка мы разрываем связь времен.
Бездумного реформаторства в евангельских церквах сегодня – хоть отбавляй, а вот здорового (подчеркиваю – здорового, здравого) консерватизма не хватает. Здоровый консерватизм предполагает поддержку новых, истинно духовных начинаний и такое реформирование старого, которое согласуется с Писанием, идет от Духа Святого. Тогда консерватизм будет означать сохранение добрых, подлинно библейских традиций Братства. Нам жизненно необходим этот сплав нового и старого.
От фанатизма я отрекаясь, как от футбольного, так и любого другого, в том числе и религиозного. Наша вера в Иисуса Христа – не фанатизм, не слепая, это не одержимость и неистовство, но уверенность в невидимом, уверенность, которая зиждется на знаниях, полученных от Бога, сверхъестественном откровении от Него («Но кто любит Бога, тому дано знание от него» – 1 Кор. 8:3). Им, нашим Спасителем, верующий движется и существует каждый день. Конечно, можно заявить о своей принадлежности Иисусу Христу несколькими словами, написав их на майке, но еще лучше – повседневным исполнением Его Слова, которое Он вложил в преданные Ему сердца.
Павел ГАРАДЖА