В прошлом году «Международная христианская газета» поместила в трех номерах (№№ 8–10) статью д-ра Бориса Зудермана «Покаяние – поворот к жизни». Она стала особенно актуальной для читателей, живущих в Крыму, где появилось новое учение, искажающее смысл покаяния. Поэтому редакция сочла необходимым развить поднятую газетой тему именно в таком ракурсе. Публикуя эту статью, мы не преследуем цель назвать имена и разоблачить кого–то конкретно. Но чтобы материал послужил поводом к серьезным размышлениям и выводам, к истинному покаянию всех нас, остывших и заснувших в канун пришествия Иисуса Христа за Церковью. Надеемся, что статья во многом прояснит «крымскую ситуацию», которая волнует многих наших читателей.
Нужно ли каяться?
Вначале, когда новое учение еще не было распознано и не подвергалось критическому анализу, его адепты высказывались весьма откровенно; покаяние в его классическом понимании просто отрицалось. На конференции, проходившей в Симферополе, пресвитер одной из церквей заявил, что каяться нужно евреям, потому что они распяли Христа, и лаодикийцам, поскольку Христос оказался вне их сердца, а для язычников в покаянии нет надобности. Заявление тем более не безобидное, поскольку исходило из уст преподавателя Учебного центра!
Сам собой напрашивался вопрос: неужели в Учебном центре, созданном для подготовки благовестников, организаторов новых церквей, так учат? Подтверждением этому стали слова другого пресвитера, в свое время прошедшего подготовку в том же Центре; неоднократно в проповедях и на братских советах он настойчиво доказывал, что в покаянии нет никакой необходимости. К сожалению, эти братья и поныне находятся в заблуждении, навязывая его верующим своих церквей.
По Библии, для установления какого–либо факта двух свидетельств достаточно, но мы обладаем еще одним – документом, который показывает, что заявления пресвитеров, обнаруживших свои «нетрадиционные» взгляды, – далеко не случайность. Напротив, их высказывания снимают покров с ложного учения, которое зародилось в упомянутом Центре.
Вот цитата из учебного пособия для благовестников «Евангелие Иисуса Христа. Основные положения» – рупоре Учебного центра (это пособие рекомендовано слушателям переписывать и читать, чтобы лучше усвоить, по семь раз). На странице 12 этого сочинения записано: «а). Нарушение Завета с Богом евреями (Марка 1:15; Матфея 3:2–12). В этих отрывках Господь говорит о покаянии евреев. Для них это означало обновление Завета с Богом, в котором они были ему неверны. Сегодня применять этот текст можно в отношении церкви, но не в отношении неверующих».
Это выдумка. Христос пришёл не возвращать евреев в Завет с Богом. Он пришёл призвать всех к покаянию и создать Церковь из язычников и евреев.
Напомним, что библейская Истина гласит: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15). А во втором отрывке (в Евангелии от Матфея), на который ссылаются в брошюре Учебного центра, повествуется о служении Иоанна Крестителя, призывавшего к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (3:2); «Сотворите же достойный плод покаяния» (3:8). Призыв к покаянию – это стержень проповеди пламенного пророка. Но именно это мощное оружие – призыв к покаянию грешников – пытаются разными способами выбить у Церкви.
Слишком много случайностей!
Учитывая единство двух устных высказываний и одного письменного (против покаяния неверующих), невозможно принять оправдание, будто в брошюру приведенный выше абзац вставлен случайно; напротив, его появление необходимо и закономерно в контексте нового ложного учения, что станет абсолютно ясно далее; а оправдание случайностью выглядит откровенным лицемерием. Еще одна случайность – чистка программ детских воскресных школ; из программ выбросили все, что касается покаяния. Их просто привели в соответствие с «новым учением», распространению которого способствовало и по сей день способствует руководство Крымского Объединения Церквей ЕХБ.
Примером может служить проповедь ответственного служителя Объединения в праздник Крещения Господня (когда столь уместно слово о покаянии), которую он, как бы оппонируя предыдущему проповеднику, свел к рассуждениям о вере, что вызвало принципиальные возражения верующих после собрания. Он привел даже цитату из «Догматики» А.М.Бычкова и А.И.Мицкевича о том, что человек спасается только через веру в Иисуса Христа.
О покаянии проповедник практически умолчал, было сказано лишь то, что, если у человека есть вера, то она обязательно приведет его к покаянию. Настаивая на спасении исключительно через веру, он соответственно умолчал, что двумя страницами выше в той же «Догматике» записано, что «покаяние – единственный путь для получения спасения». И здесь нет противоречия с тем, что практически то же самое сказано и о вере, потому что покаяние и вера неразрывны; это два крыла, несущие нашу душу в сияющие обители Христа.
Слишком много случайностей! К сожалению, все эти отклонения – не случайность и не оговорки, как это пытаются представить нам сегодня. Потому что они четко вписываются в рамки ложного учения, которое тщательно скрывается от служителей, не согласных с ним, и с упорством, достойным лучшего применения, проводится в церкви.
Иоанн Креститель призывал евреев к истинному покаянию (Матф. 3:2–12), которое дало бы плоды новой жизни, оживотворило бы их мертвую веру (к сожалению, она и сегодня является доминирующей в нашем народе). По сути, он говорил о необходимости рождения свыше через покаяние. Ведь мертвая вера сама по себе никогда не приводит к покаянию. Однако «новые учителя», судя по всему, считают, что достаточно просто номинально верить – и результат будет обеспечен, покаяние произойдет. Подобная проповедь лишена силы Божьей. Разве такое Слово нужно сегодня нашему измученному алкоголем и наркотиками народу?!
В начале ХХ века, проницая будущее в свете Слова Божия, духовные братья предрекали, что придет время, и о покаянии как о пути спасения говорить перестанут. Похоже, что это время уже пришло.
Покаяние не равно вере, а вера – рождению свыше
Нельзя сказать, что авторы нового учения полностью отрицают покаяние. Но при этом в понятие покаяния вкладывается совсем иной смысл: придуман путь спасения не через покаяние и веру, как предлагает Евангелие, а только через веру.
Несколько цитат. Брошюра «Евангелие Иисуса Христа. Основные положения. Учебное пособие для благовестников»: «В вопросе спасения..., если мы верим в Евангелие – истину о личности и деле Христа, – то мы принимаем спасение, совершенное Иисусом Христом». Там же, стр. 13: «Покаяние – это проявление веры в спасение через Иисуса Христа, Который является Господом» (стр. 12).
Казалось бы, все на месте, все правильно. Но в том–то и дело: здесь подразумевается буквально, что мы принимаем спасение одной верой, «если верим», как сказано выше, то есть без покаяния. А слова «покаяние – это проявление веры в спасение через Иисуса Христа» надо, оказывается, понимать так, что вера в спасение через Иисуса Христа и есть покаяние. Мы убедимся в этом, продолжив чтение цитат.
Из лекционного материала: «Бог покаянием называет переход из одного состояния (неверия), в другое состояние (веры). Есть состояние – не верующий в Слово. А есть состояние – верующий в Слово. Так или нет? И вот этот процесс называется покаяние. Вот верующие в Слово названы – покаялись. Понимаете, да? Вот человек, который уверовал в Слово – о нём говорят: он покаялся. А вот этому человеку Бог повелевает: покайтесь. Так или нет? (Деян. 17 гл.). Так в чём это покаяние выражается? Оно не выражается в словах «Господи, прости». Оно выражается в том, что человек верит в Слово. Он переходит из состояния неверия, в котором он родился, в состояние веры, которая есть рождение свыше. Вот это называется – покаяние. И оно происходит одним единственным способом. Вот если мы с Вами говорим неверующему: «Если ты скажешь «Прости, то Бог простит». Вот это мы ему говорим. Это правильно или нет? Это не правильно, друзья. Бог не простит нас».
«Друзья, если человек осознаёт себя виновным, – это действие Духа Святого, то он может или принять Слово о Христе, или отвергнуть. И когда он принимает, он совершает покаяние. Осознание себя грешником – это не есть покаяние. Сказать Богу «прости» – это не есть покаяние. Покаяние – это когда человек принимает Слово. Он верит, что Христос страдал за него. Это называется – покаяние».
Пережить истинное покаяние – это счастье!
Нет смысла разбирать каждое сомнительное место в приведенном выше отрывке, хотя подобных «зацепок» немало. Следует задаться вопросом: почему в Учебном пособии для благовестников и в лекциях Учебного центра нет и попытки осмыслить понятие покаяния, обратившись к языку оригинала, как это делают практически все серьезные исследователи? Нигде даже не упоминается, что означает греческое слово «метаноэйн», которое переведено в нашей синодальной Библии как «покаяние». Это не случайно, ибо внесло бы ясность и положило бы конец всяким измышлениям.
Авторитетная «Библейская энциклопедия Брокгауза» в статье «Покаяние, каяться» объясняет, что словом «каяться» в синодальном переводе передается ряд еврейских и греческих слов (евр. шув – обратиться, возвратиться, нахам – сожалеть о чем–л., раскаиваться в чем–л. и греч. метаноэйн – изменять образ мыслей). Часто «покаяние» трактуется только как метаноэйн – изменять образ мыслей. Однако подобное толкование слишком односторонне и существенно обедняет понятие покаяния. Греческое «метаноэйн» восходит к Ветхому Завету, передавая смысловое содержание еврейского слова «шув», которое имеет более широкое значение, чем только изменение взглядов. Оно обозначает полное обращение к Богу, повиновение Его воле, недопущение злых и богопротивных поступков, абсолютное доверие Господу.
Просто и ясно. Под метаноэйн оригинал (и всем древним, читавшим его, это было понятно) подразумевает уникальное событие в жизни человека – решительный поворот к Богу и жизни по вере! То есть в библейском контексте, в соответствии с подлинным значением слова «покаяние», а не выдуманным современными лжеучителями, покаяние, как мы видим, обозначает в том числе «полное доверие Господу», то есть веру, другими словами включает в себя веру, возрождает живую веру в человеке, а не само является результатом мертвой веры. Смысловое значение слова ведет нас к пониманию решающей роли покаяния в рождении свыше, безусловно, в теснейшей взаимосвязи с верой.
Впрочем, мы вторгаемся в сферу, где царит тайна Божья. Покаяние и вера – это духовные феномены, которые трудно поддаются логическому разложению на составляющие. На чем мы можем с уверенностью настаивать, так это на том, что без истинного покаяния невозможно рождение свыше. Что покаяние и вера нераздельны. И подменять одно другим или сводить одно к другому – это значит отступать от Истины. Искать спасения вне покаяния так же опасно, как и – вне веры в Иисуса Христа.
Не случайно апостол Павел, прощаясь с пресвитерами Эфеса, сказал знаменательные слова: «...я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая иудеям и еллинам покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 20:20,21). Здесь ясно показаны покаяние и вера как важнейшие самостоятельные части единого евангельского учения, которое было бы неполным, отними от него то или другое.
К сожалению, приходится говорить о вещах, само собой разумеющихся; однако ныне они искривлены и затуманены умствованиями сверх написанного, стремлением научить «по–новому», открыть нам нечто такое, что было сокрыто от верующих две тысячи лет, и лишь теперь стало доступным. Благодаря этому мы, наконец, получили возможность правильно каяться, верить и исповедовать свою веру. Ведь раньше мы верили, как нам внушают, в действия, в правильно произносимые слова покаяния, а не в Христа–Спасителя.
Конечно, это не так. К слову сказать, «неправильные вера и покаяние» дали евангельско–баптистскому Братству тысячи и тысячи возрожденных жертвенных служителей, многим – силу устоять в гонениях и суровых испытаниях и выйти победителями.
О рождении свыше
Из лекционного материала: «Друзья, мы Слово должны сказать. Ты прощён. Христос умер за тебя. Все твои грехи прощены. Человек, что должен сделать? Как только он поверил, всё, друзья, он родился свыше. Ничего не надо больше».
Поверил равно покаялся, поверил равно возродился. Доктрина о рождении свыше искажена до неузнаваемости. Новые учителя объясняют, что возрождение происходит при переходе из неверия в веру, в таком разе ты и покаялся и возродился. Но здравая догматика, основываясь на Писании, утверждает: «Покаяние и вера исходят от Бога при участии человека, возрождение также является таинственным действием самого Бога в раскаявшемся грешнике» («Догматика» А. Н. Бычкова, А.И.Мицкевича, стр. 79). В момент искреннего раскаяния и отдачи своего сердца Христу происходит чудесный процесс возрождения; грешник переживает состояние, которое он никогда не испытывал. Господь, воскрешая душу из греховной смерти, вызывает ее к праведной святой жизни (Еф. 2:5–6; 5:14; Кол. 2:13; примеры Закхея – Лук. 19:1–10, Савла – Деян. 9:4–6).
Момент истины
В свое время в Крымском Объединении была принята программа создания новых церквей. Под благословенным девизом организации церквей в каждом районном центре, а затем и населенном пункте Крыма началась подготовка благовестников, для чего в поселке Береговом, близ Феодосии был создан Учебный центр. Набор слушателей производился в основном из новообращенных братьев, многие из которых делали первые шаги в вере и были неспособны отслеживать нюансы евангельского вероучения. В такую благодатную почву и сеялись семена ложной науки. Это был сильный ход врага, на который до сих пор не дан должный ответ.
Как ни странно, решающую роль в насаждении нового учения сыграли руководители Крымского объединения церквей. Они активно способствовали тому, чтобы лжеучение вышло за рамки Учебного центра в Береговом и стало достоянием как можно более широкого круга служителей. Они представляли его в свое время в Союзе ЕХБ Украины, где не нашли поддержки, а также неоднократно заявляли, что программу, разработанную в «Учебном пособии для благовестников. Евангелие Иисуса Христа», должны освоить все служители крымских церквей, иначе они не имеют права быть таковыми; с этой целью проводились учебные конференции для служителей.
Насаждались сорняки 12 лет, а ныне даже выполоть их не предоставляется хорошей возможности, без чего просто невозможно двигаться дальше. Но жизнь требует, чтобы служители церквей Крыма, если они хотят быть таковыми и дальше, в таком же обязательном порядке, как это было с навязыванием программы Учебного центра, должны пройти переподготовку на базе здорового евангельского учения, утвердившегося в Братстве. Оно дорого оплачено кровью и страданиями наших предшественников, чтобы мы могли пренебрегать им.
Сегодня можно услышать: все началось из–за критики программы «Вера в действие». Ответом на эту критику и стал демарш служителей, решивших проанализировать, в свою очередь, чему учат в Учебном центре. Объективности ради следует рассмотреть этот момент, тем более, что он носит, как мы увидим далее, принципиальный характер.
История такова. 7 ноября 2007 года на областном пресвитерском совете был сделан доклад с анализом программы «Вера в действии». Разбирая четыре духовных закона, широко применявшихся тогда (да и ныне они применяются) как метод благовестия, докладчик не без оснований предъявил программе серьезные претензии, особенно по четвертому закону, в котором сказано, что мы принимаем Христа посредством личного приглашения, и дана ссылка на книгу Откровения (3:20). Указывалось на несоответствие Писанию того, что четыре духовных закона (ЧДЗ) неправомерно устанавливают новый способ принятия Иисуса Христа приглашением Его в грешное сердце; а правильно принимать – это верой во имя Иисуса Христа.
К сожалению, никто тогда не придал значения тому, что одно несоответствие Писанию заменяется другим. Так «новый метод» возобладал, хотя главный порок и той, и другой программ не в формулировках, а в отсутствии покаяния, без которого никогда Господь не войдет ни в сердце лаодикийца, ни в сердце погибающего вне лаодикийской церкви грешника. И если ЧДЗ было легко адаптировать под догматику евангельско–баптистского учения, введя понятие покаяния, то Учебный центр проводил более глубокую догматическую вспашку, искореняя и осмеивая евангельские принципы, утвердившиеся в Братстве. От заявленных первоначально курсов подготовки благовестников здесь начали переход к многоуровневой подготовке служителей, что неминуемо привело бы к серьезному разделению в Объединении, которое и без того уже наметилось.
Кризис в Крымском объединении церквей должен стать моментом истины и очищения. Пришло время, когда в преддверии пришествия Иисуса Христа за Церковью, надо отрешиться от недостойной для служителей Божьих погони за материальным благополучием и утверждением собственного величия. Настал час обратить внимание на проблемы, которые мешают Братству служить Господу и угрожают разделениями.
О проблемах – говорить открыто!
Совершенно очевидно, что несменяемость старших пресвитеров, когда они напоминают подчас удельных князьков, – это атавизм советской эпохи, от которого следует как можно быстрее избавиться. Это недостойно нас, приводит, и уже привело к донецкому, а теперь – и крымскому синдрому. Два срока подряд – это все, что можно позволить старшему пресвитеру, он ничем не лучше президента Братства, полномочия которого ограничены именно такими пределами. Пусть затем остается в областном совете, заместителем, еще кем–то, но уступит место у штурвала другому брату, да предварительно заметит и подготовит его, а не оставляет вокруг себя «выжженную землю».
Конечно, есть много братьев, многолетнее служение которых в роли старших пресвитеров было большим благословением для областных объединений, но как духовные отцы они лучше других должны понимать реалии времени, в которое мы живем, и первыми озаботиться его проблемами.
Решать их следует безотлагательно. Во главе областных объединений должны стоять не добытчики гуманитарки для церквей и нуждающихся в мире сем (пусть этим занимаются другие братья), не чиновники, но духовные отцы, наставники, богословы, стоящие на страже евангельской истины, а не проповедующие сомнительные новые идеи. Пора четко опередить свое отношение к кальвинизму, отречься от догматического плюрализма, перестать сползать в болото сомнительных идей и отдавать молодежь на откуп мирской пустоте. Отстаивание чистоты евангельской Истины – главное, к чему призвал нас Господь.
Оглядываясь назад, с сожалением видишь, сколько сил, времени и ресурсов, наконец, растрачено не по назначению. Мир погибает от алкоголизма и наркотиков, но мы не создали на базе областного объединения ни одного реабцентра, хотя братья, которые горят и хотели бы вести это служение, есть. В общеобразовательные школы проникает содомский дух, но мы не воспользовались благоприятным временем, чтобы открыть хотя бы одну полноценную христианскую школу. А ведь хороший опыт в Братстве есть, и учителей Господь тоже призвал в наши ряды.
Предавая этот материал гласности, мы хотим открыто сказать о наших проблемах, поскольку честное признание своих недостатков – это путь к покаянию, очищению и освобождению от них. Это достоинство силы. Это свидетельство того, что мы стремимся к правде и святости. И, напротив, замалчивание, попытки кулуарного решения наболевших вопросов чреваты загниванием, возбуждают вымыслы, дают материал злопыхателям и очернителям, которые наполняют Интернет злобными атаками на наше Братство.
Мы благодарны Богу за то, что в эти трудные для нас годы Он вел нас путем смирения и давал ответы на многие вопросы о светлом учении Иисуса Христа, благодарим братьев из Союза ЕХБ Украины, поддерживавших нас в наших поисках Истины. Может быть, нам хотелось бы видеть более четкую позицию Союза и большего внимания, но принимаем все, как от Господа. Церковь «последнего времени» переживает, может быть, самое сложное время своего существования, и дай нам Бог стоять в Истине до конца!
Очень скоро Иисус придет и спросит с нас за все упущения. Разговор будет серьезным.
Василий ТИМОШЕНКО,
Александр РОЖКО,
Сергей КОЗАРЕНКО,
(пресвитер Симферопольской центральной церкви),
Павел ГАРАДЖА,
(ответственный редактор «МХГ» в Украине)