Вечеря Господня, или хлебопреломление, евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), святое причастие, – это один из главных обрядов, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями. Верующие совместно вкушают хлеб и вино, символы Тела и Крови Иисуса Христа Спасителя, и, таким образом, соединяются с Богом и друг другом (не будем сейчас останавливаться на особенностях понимания этих символов и самого обряда, которые могут различаться). Таким образом христиане вспоминают о страданиях Христа, мысленно, верою приходят к подножию Голгофы, чтобы принять Его прощение, спасение, пережить светлый момент Воскресения Спасителя.
Первая Вечеря Господня – точнее, тайная Вечеря довольно полно описана в Новом Завете (Матф. 26:17-35; Марка 14:12-31; Луки 22:1-39; 1 Кор. 11). Она состоялась «в первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца». Христос омывает ноги ученикам, разделяет с ними традиционную еврейскую трапезу. Ещё раньше, в капернаумской синагоге, Он учил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Иоан. 6:53-58).
Первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:46-47). Вечеря Господня нередко соединялась с агапе («вечерей любви»), братской трапезой.
Однако в первом послании апостола Павла коринфянам читаем слова предостережения: «...Вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1 Кор. 11:20-22).
Вечере Господней предшествуют испытание собственного сердца, исповедание грехов, покаяние, примирение с ближними. Попутно можно отметить, что православные и католики восточных обрядов используют для причастия квасной хлеб, а у католиков латинского обряда, старокатоликов и в православных приходах западного обряда, как и у протестантов на Западе, – опресноки, т.е. пресный хлеб. В некоторых евангельских, методистских и других церквах вино (перебродившее) заменяют виноградным соком, поскольку дрожжи, закваска считаются символом греха, а в Библии речь идет о «плоде виноградном».
Тайную вечерю Христа с учениками изображали многие прославленные художники – конечно, соответственно представлениям своего времени. Это обычно длинный стол, в центре которого, лицом к зрителям – Христос, а справа и слева от Него – ученики. Любимый ученик Иоанн чаще всего изображен рядом со Христом, на Его груди. С краю стола, отдельно от остальных, в профиль к зрителям – предатель Иуда. Разными могут быть одежды Христа и учеников – тоже в традициях времени, разными и яства, напитки на столе. Важно подчеркнуть, что Вечеря Господня отражает единство верующих, членов Его Тела. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17).
Обряды, символы. Разве Иисус сказал ешьте хлеб он есть символ моего тела, а вино символ моей крови? Он сказал: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. от Луки 22:19-20 ни слова о символах.
И как можно повеление, заповедь Христа назвать обрядом, лишая этoт жизненно важный акт его глубокого смысла, этим легклмысленным словом обряд.