Так сколько же лет Ной строил ковчег?


Побудило меня написать вам одно воспоминание и вопрос «Библейской викторины» во втором номере «Христианской газеты» за этот год. Однажды я сказал с кафедры, что Ноев ковчег строился 120 лет (это было в Павлодаре, Казахстан). После собрания брат Николай Сидорович Москалец спросил меня: «Где это написано?» Мне стало стыдно, что я, не исследовав Писание, сказал с кафедры такое.

И вот, более чем через десять лет читаю: «Какое жилище строилось более ста лет, а жили в нём только один год?» Мне стало интересно, что это за жилище. И стал ждать третий номер «Христианской газеты».

Не хочу обидеть тех, кто назвал это жилище Ноевым ковчегом. Может, сам вопрос поставлен не точно? Простите за это замечание.

Сколько лет всё же строился ковчег? Более или менее ста лет? В книге Бытие читаем: «Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета» (Быт. 5:32; 6:10). Какого возраста были сыновья Ноя, когда Бог повелел ему строить ковчег? Ною было 600 лет, когда потоп водный пришёл на землю (Быт. 7:6). И ещё одно очень интересное место Писания: «Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, через два года после потопа...» (Быт. 11:10).

Писание не говорит нам, кто был старшим из троих сыновей Ноя. Мы можем только следовать порядку, в котором записаны эти имена (Быт. 10:1; 1 Пар. 1:4 и т.д.). Иисус Христос сказал: «Исследуйте Писания...» (Иоан. 5:39). С того памятного высказывания с кафедры о Ноевом ковчеге я стараюсь не говорить о том, что в Писании не указано, и со страхом Божиим подходить к любому библейскому вопросу.

Ещё раз простите, я хотел не критиковать вопрос, а подчеркнуть важность исследования Писания. Викторина в этом очень помогает.

С уважением, Эдгар Торно
ФРГ

Дорогие братья и сёстры, сотрудники «Христианской газеты»!
От всего сердца благодарю Господа и вас за труд, который вы совершаете. Господь да воздаст вам за него! Я читаю газету и наслаждаюсь; слава Богу, что Дух Святой вдохновляет Своих детей и даёт им откровения. Кое-чем хочу поделиться с братьями и я.

Во втором номере «Христианской газеты» за этот год, в рубрике «Библейская викторина» я прочёл вопрос: «Какое жилище строилось более ста лет, а жили в нём только один год?» А в № 3 ответ: Ноев ковчег.

Я очень рад, что есть такая рубрика. Но нигде в Писании я не встречал, что ковчег строился более ста лет, да и мыслимо ли, чтобы судно, хотя по тем временам и большое, так долго строилось? Думаю, те, кто говорит, что ковчег строился 120 лет, невнимательны к Слову Божьему. Когда люди размножились и сделались развращенными, Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). Отсюда, я думаю, строится вся версия этого вопроса. Прочитав внимательно, я сделал вывод, что пока Ламех, отец Ноя, был жив, Бог ничего не говорил Ною. Да Бог никогда этого и не делал, не унижал отца перед сыном. Из этой истории видно, что Бог заговорил к Ною после смерти Ламеха. В пятой главе книги Бытие читаем, что Ламех умер в возрасте 777 лет, а Ною в это время было 595 лет. Написано, что Ламех жил 182 года и родил Ноя (777 - 182 = 595 лет). «И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета» (Быт. 5:30-32).

Увидев жизнь Ноя, благочестивую и святую, Господь сказал ему: «Конец всякой плоти пришёл пред лицо Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег...» (Быт. 6:13-14). Дальше сказано, что Ною было 600 лет, когда потоп пришёл на землю (7:6). «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...» (ст. 11). Поэтому делаем вывод, что Ноев ковчег строился четыре года, два месяца и 17 дней. Но, поскольку мы не точно знаем даты и числа, то будем говорить, что ковчег строился около пяти лет. Это более точно и более вероятно, чем, скажем, 100 или 120 лет. Я буду очень рад услышать вашемнение!

Виталий Солкан
США

Мы благодарим наших читателей за письма и внимательное чтение «Христианской газеты». Вы совершенно правы: в Священном Писании не говорится конкретно о том, что Ноев ковчег строился более 100 лет. Но думаю, вы согласитесь, что задача викторины состоит не только в том, чтобы детально, в точности отображать все даты и имена, но и дать возможность тем, кто читает Священное Писание, развивать логическое мышление. Если смотреть в таком плане на вопросы викторины, то данный вопрос вполне уместен. Он основан на стихе из Библии (Быт.6:3), где сказано, что дни человеческие будут 120 лет. Многие комментаторы Священного Писания видят в этой цифре указание на время, в течение которого строился ковчег. Об этом свидетельствует и ваше высказывание, дорогой брат Э.Торно, ведь более десяти лет тому назад вы тоже где-то читали или слышали об этом.

Вот как комментируется этот стих в толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина: «Этих слов нельзя понимать в смысле сокращения человеческой жизни до пределов 120 лет (как понимал, например, Иосиф Флавий – Древности 1, 3, 2), так как достоверно известно, что ещё долгое время после потопа человечество жило больше 120 лет, достигая иногда до 500 лет. А следует в них видеть срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствующие к нему приготовления».

Приведу ещё один пример из книги современного автора А.А.Опарина «Ключи истории», которая вышла в свет в издательстве «Факт» в 2001 году. Она полностью посвящена археологическому исследованию книги Бытие, и в ней есть глава под названием: «Проповедь длиной в 120 лет», где сказано: «По приблизительным подсчетам историков, население допотопного мира составляло около 40 млн. человек. И вот среди такого количества людей только восемь были верными Господу! Несмотря на это, в течение 120 лет Ной проповедовал о грядущем Божьем суде». И далее читаем: «Но насмешки не смутили Ноя, он продолжал строить и проповедовать о грядущей гибели всех тех, кто не поверил Богу».

Подобные высказывания можно прочитать и в других авторитетных комментариях. Например, в многотомном «Толковании ветхозаветных книг» под общей редакцией Платона Харчлаа, которое выпустило Славянское евангельское общество в США, в комментарии к шестой главе Бытия читаем: «Скорому суду предстояло постигнуть всё живое, потому что не мог Божий Дух вечно „быть пренебрегаемым человеками“ (Быт. 6:3). Однако Бог отложил свершение этого суда на 120 лет (ст. 3), в которые Ною предстояло проповедовать правду (2 Петр. 2:5). Ной сделался воспреемником Божией благодати и потому избежал суда». «Ной описан как проповедник правды. Несомненно, пока он строил ковчег, удары его молотка как бы предупреждали насмешливых наблюдателей, чтобы те отвернулись от греха, иначе понесут за своё зло справедливое Божье наказание», – записано в «Библейском комментарии для христиан» Уильяма Макдональда (в данном случае – комментарий ко второй главе Второго послания апостола Петра).

У нас, в странах СНГ, большой популярностью пользуются вопросы, составленные проповедником Б. Геце. Приведу примеры из этой книги. Вот один из простых, но логичных вопросов: «Кто ни разу не родился, а дважды умирал?» В ответе читаем, что речь идёт об Адаме. Он однажды умер духовно, а другой раз – физически. Где же мы читаем в Библии, что Адам умер духовно? Нигде об этом не написано, но это правильный, логический вывод.

Подобных примеров можно привести немало. Эти вопросы побуждают нас не только запоминать даты, имена и события, описанные в Священном Писании, но и развивать логическое мышление. Кто-то может сказать, что раз этого нет в Священном Писании, то не надо и задавать подобные вопросы. Тем не менее, слишком много из того, что не описано в Священном Писании, мы делаем или принимаем как должное. Например: как часто следует совершать в церкви причастие? Где об этом написано? Однако церкви придерживаются в этом вопросе определенного порядка. Или ещё один момент: как совершать обряд венчания? В Библии ни разу не упоминается о нем. Может, его не надо совершать и даже говорить о нём не стоит? Но нет, обряд венчания нужен. Можно продолжить подобные примеры. Но суть в том, что нередко мы основываемся на логическом мышлении и житейском опыте, которые, естественно, не должны противоречить истинам Священного Писания.

Очень часто, составляя вопросы викторины, мы хотим обратить ваше внимание на какую-то, может быть, незначительную деталь, которую люди не всегда замечают. И вопрос о ковчеге принадлежит именно к таким.

Пастор Мирон ВОВК
Украина