Из разговоров:
«Представь себе, невестка меня даже с днём рождения не поздравила! Ну, хотя бы какой-нибудь цветочек подарила или просто позвонила... Этого я ей никогда не прощу!»
«Уволили меня, вот просто так выкинули с работы... И это после двадцати лет добросовестного труда, - теперь я им не нужен! Нашли молодого, перспективного... Ну, разве можно такое простить?!»
«Не мог он просто так погибнуть, мой сын, мой единственный! Да подумайте: только сел на велосипед и на повороте врезался в дверь гаража... Насмерть! И во всём виноваты они: как посмотрели они ему вслед, какими недобрыми взглядами! А ещё говорят – верующие! Не прощу им никогда, да они его просто сглазили!»
«Нет, простить невозможно! Мы даже ещё не разошлись с мужем, развод не оформили, а он уже с другой! И эта другая живёт у него, как будто домой пришла! Да как такое забыть, как теперь он будет мне в глаза смотреть?! И дети наши никогда ему такого предательства не простят!»
Эти слова – не выдумка. За ними стоят разбитые человеческие судьбы, боль и личная, семейная трагедия. И услышать эти слова мне довелось всего лишь на протяжении месяца. Не только в мире стало напряжённо – теракты, наводнения, пожары, землетрясения... Человеческие семьи сотрясают свои, местного значения ураганы, которые по разрушительной силе не уступают тем, о которых сообщают в программах новостей. Видимых разрушений может и не быть, - по крайней мере постороннему глазу они не заметны, - но боль, пронзившая душу, будет разъедать её наподобие раковой опухоли.
Простить без всяких условий!
Как вы думаете: прощение – это ваше личное волевое решение или сначала в сердце должно появиться чувство, что вы в состоянии без лукавства простить обидевшего вас человека? Нужно ли ждать появления этого чувства? Иными словами, человек может искренне простить лишь, когда он к этому внутренне готов («Я чувствую, что именно сейчас могу его простить...»), или это чувство появляется тогда, когда вы твёрдо решили: «Я прощаю его, чего бы мне это ни стоило. Прощаю – и всё тут! Забуду о том, что произошло между нами!»? Что говорит по этому поводу Библия?
Бог прощает нас, потому что мы, раскаявшись, просим Его об этом. «...И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим...», - молимся мы (Матф. 6:12). Это прощение мы можем и должны нести дальше, тем людям, которые виноваты перед нами. И если боль непрощения или чувство вины, или грех стали для нас совершенно невыносимой ношей, вспомним слова апостола Павла, обращённые к ефесянам: в Иисусе Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении...» (1:7-8).
Итак, прощение – это примирение с Богом и друг с другом. Простить даже тогда, когда вас об этом не просят, когда человек, обидевший вас, наоборот, считает обиженным ...себя! Простить – в любом случае, без дополнительных условий и оговорок, без долгих разбирательств и пререканий. Иначе, какие же мы христиане? «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме, - писал апостол Иоанн. - Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Иоан. 2:9-11). И если мы не можем простить, - что же это за глухонемая любовь? Да и любовь ли это?
Как часто прощать?
А что делать, если обидчик – ваш начальник, родственник, сослуживец, знакомый – снова и снова причиняет вам боль? Неужели снова и снова прощать? На этот вопрос Иисус Христос дал совершенно чёткий ответ, когда Пётр приступил к Нему и спросил: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус ответил: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф. 18:21-22). 7 x 70 = 490, но цифра эта, конечно, условна. Одним словом, много раз прощать! Такие ситуации, когда требуется прощать сотни раз, вполне могут возникнуть в семье, в отношениях с близкими, детьми. Разве не так? «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6:14-15).
Одну женщину обижал на работе сослуживец, всегда находил для неё колкие, злые слова. Не то, чтобы она ему не нравилась, - скорее, наоборот. В своё время она вышла замуж за другого. Сослуживцами они так и остались, оба были на своём предприятии на хорошем счету. В её семье было всё – любовь и взаимопонимание, дети. В его семье, вскоре появившейся, - ничего. Ни любви, ни детей. Разве такое прощают? Женщина пыталась защищаться: она просила коллег на работе, а потом и начальство оградить её от несправедливых нападок. Бесполезно. Как остановить злой язык? Ситуация обострялась с каждым месяцем. Как сказал однажды английский писатель Джонатан Свифт, у нас достаточно религиозности, чтобы других заставить нас ненавидеть, но её недостаточно для того, чтобы заставить нас примириться и любить друг друга.
И вот однажды она принесла на работу большой букет сирени, его и её любимые цветы. Набрала в вазу воду и поставила букет на стол своему другу-врагу. «Мы ведь с тобой христиане... – сказала она. – Будем же друзьями, а не врагами». Дыхание сирени примирило их. А, точнее, вовсе не сирень, но доброе слово, сказанное вовремя.
Прощение и исцеление
Прощение приносит покой и радость, освобождение душе. Суд мы передаём в Божии руки, потому что мстить – это лишь вызвать гнев Божий. В Послании римлянам апостол Павел писал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь... Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (12:20). Подобная мысль высказана также в Послании евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие…» (12:14-15). Менять людей, давать им новые сердца и чувствования – это дело Божие, а не наше. Тем более, менять людей взрослых – невестку, зятя, тёщу, маму... Мы можем лишь горячо молиться об этих людях.
Когда же нужно примириться?
И здесь Писание даёт нам простой, однозначный ответ: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Ефес. 4). Итак, не держите зла в сердце, простите и улыбнитесь в ответ обидчику. А если ещё и молиться о нём, просить у Господа для него благословения, евангельского света для его души, - тогда прощение будет полным. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного...», - сказал Христос (Матф. 5:44-45).
А если простить не могу?
Кто-то может сказать: несмотря на всё это, я не могу простить. Не могу! Так сильна боль в человеческом сердце, так глубока рана от нанесенного оскорбления... Что же тогда? Обратитесь с этой проблемой в молитве к Небесному Отцу, пусть молитву вашу поддержат верующие, которым вы доверяете, пастор вашей общины. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», - писал апостол Иаков (5:16). Наверное, умение понять и простить приходит к нам с годами, как поётся в известной песне:
«Уже наступает пора листопада
И, кажется, скоро
навек разлучаться.
А я лишь теперь понимаю, как надо
Любить и жалеть,
и прощать, и прощаться...»
Мне кажется, что прощение – это не столько эмоциональное решение сердца, сколько сознательное, искреннее решение ума, христианская позиция зрелого человека. Господь исцеляет нашу душу, и нет уже в ней обиды и боли. И чтобы не было преткновения, «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам...» (Марк. 11:25-26).
Бывает и такая ситуация: люди не виноваты вовсе, все смертные обиды – в человеческой фантазии. И это, наверное, самый трагический пример непрощения. В нашей общине принял крещение молодой человек. Горячей была его первая любовь к Богу, трудным – обращение в христианство. Родители его, - курды, огнепоклонники, язычники, - готовы были растерзать и сына, и церковь, которую он стал посещать. Сафар – так его звали – бросил пить, курить, с интересом принялся изучать Божье Слово, стал вести порядочную, честную жизнь. Мечтал создать семью с девушкой-христианкой. И тут скоропостижно, от сердечного приступа скончался его отец. А через некоторое время трагически погиб Сафар – разбился на велосипеде, врезавшись на повороте в металлическую дверь гаража. Мать не могла всего этого ни понять, ни простить. И до сих пор не простила. Ненависть к церкви, «отнявшей» у неё сына, привела её в психиатрическую клинику. А верующие до сих пор вспоминают последние дни жизни Сафара: он мечтал и смело рассказывал другим людям о Божьем Царстве, о жизни вечной, спешил делать добро, пока был с нами. Мы верим, что Он – с Господом. А его мать, не примирившаяся с Богом и людьми, проклинающая Господа и Его Церковь, - с кем же будет она?
Господи, руководи моей волей и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.