В Библии подробно рассказано об украшении храма, который царь Соломон возвел во славу Господа, и о предметах, находившихся в нём. Упомянуто и имя мастера-медника: «И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди» (3 Цар.7:13-14). Среди его главных шедевров – «медное море»: «И сделал литое из меди море, - от края его до края его десять локтей, - совсем круглое, вышиною в пять локтей…» (ст. 23). Пересчитывая старинные локти в современную метрическую систему, выясняем, что диаметр медного котла – «моря» превышал 5 м, а высота была 2,5 м. Написано, что «толщиною оно было в ладонь» (ст. 26). Точно рассчитать массу (вес) «медного моря» довольно сложно, так как старинные меры длины колебались в широких пределах. В частности, русский локоть составлял 38-46 см. Не уточнено в Библии: имел котел цилиндрическую или сферическую форму? Так что цифры, приведенные в ряде библейских энциклопедий, весьма примерны. Меди на «море» было израсходовано от 30 до 60 тонн (следует учитывать ещё и вес внешних украшений котла).
Весьма приблизительна и оценка его вместимости: 2000 батов (ст. 26). Бат – старинная мера объема, примерно соответствовавшая 20-литровому ведру. Стало быть, ёмкость моря составляла порядка 40 тысяч литров.
«Подобия огурцов… окружали море со всех сторон в два ряда…(и) были вылиты с ним одним литьём» (ст. 24). Указано, что «медное море» отливали «в глинистой земле, в окрестностях Иордана, между Сокхофом и Цартаном» (ст. 46). Уникальное искусство древних мастеров («вылито одним литьём») много веков спустя было применено при отливке многотонных колоколов для крупных христианских храмов.
Море «стояло на двенадцати волах», обращенных (по три) на каждую сторону света. Изготовил мастер Хирам и десять медных умывальниц, каждая из которых стояла на одной из десяти подстав.
Указано также местоположение медных шедевров возле храма: «И расставил подставы – пять на правой стороне и пять на левой стороне храма, а море поставил на… юго-восточной стороне» (ст. 39). В умывальницах совершали омовение священники перед входом в храм. Там же омывали жертвенных животных для всесожжения. А «море», вероятно, служило лишь емкостью, откуда черпали воду. Каким же образом заполняли само «море», остаётся неясным. Много написано о прудах Соломона, находившихся юго-западнее Вифлеема и о водопроводе, проведенном от них к храму. Однако история этих гидротехнических сооружений достоверно прослеживается лишь с эллинистических времён (когда Иерусалим находился под властью греков).
Предполагают, что для отливки «медного моря» была использована медь, захваченная в качестве трофея ещё отцом Соломона – царём Давидом: «А в Бефе и Берофе, городах Адраазаровых, взял царь Давид весьма много меди» (2 Цар. 8:8). Известен и печальный финал медного шедевра. Первым виновником его разрушения был иудейский царь Ахаз, который «не делал угодного в очах Господа» (4 Цар. 16:2). Ища защиты от внешних врагов у царя ассирийского, он поставил на месте «медного моря» новый жертвенник, по образцу увиденного им в Дамаске. А «море снял с медных волов … и поставил его на каменный пол» (4 Цар. 16:17). Когда же Иерусалим был захвачен Навуходоносором, вавилонский военачальник сжег храм, а трофейную медь отправил своему владыке: «И столбы медные…, и подставы, и море медное…, изломали Халдеи, и отправили медь в Вавилон» (4 Цар. 25:13).
|